Предисловие.
Данная методическая разработка представляет собой итоговое занятие тем “Электростатика” и “Законы постоянного тока” по модулю “Основы электродинамики”.
Для усиления мотивации учения данное занятие предлагается проводить в форме игры. Студентам наряду с заданиями выполняемыми непосредственно на уроке, предлагается некоторые из них подготовить дома: пословицы, поговорки и загадки по теме; домашнее задание в форме театрализованного представления основных законов физики, открытие законов и явлений учеными.
Рейтинговая система контроля знаний предполагает бальную оценку всех конкурсных заданий. Студенты, наряду с командными баллами , имеют возможность получить и индивидуальные баллы. Что дает возможность преподавателю объективно оценить каждого студента. В качестве поощрения, по итогам нескольких семестровых занятий предполагается освобождение особенно старательных учеников от сдачи итогового экзамена, в зависимости от набранного количества баллов.
Данная методическая разработка рекомендуется для использования как начинающими педагогами, так и более опытными, так как в ней использованы элементы новизны и прогрессивные технологии и методы обучения.
Методические рекомендации.
Форма проведения опроса в виде физического диктанта или теста – лото выбрана не зря. Это разновидность программированного опроса. Он позволяет, имея систему оценки, наиболее объективно и быстро оценить работу студентов. Что в свою очередь сокращает время, затрачиваемое на подведение итогов по каждому конкурсу. При подготовке вопросов для физического диктанта или теста-лото необходимо учесть, что вопросы должны быть короткими, точными и носить максимум полезной информации.
В определенной степени оправдала себя и работа с плакатами. При выполнении этого задания у ребят включаются в работу практически все виды памяти, так как им приходится вспомнить как обозначается величина, в каких единицах измерения измеряется, как записывается, с помощью какого закона описывается, а затем все это записать.
Конкурс – игра в детективов, позволяет расширить знания по данной теме, так как предполагает при построении вопросов определенную связь с другими предметами: биологией, экологией и т. д.
Самым интересным оказывается обычно домашнее задание. Богатство фантазии ребят не имеет границ.
В связи с использованием рейтинговой системы контроля знаний студентов предлагается оценка каждого конкурса в баллах:
1. Физический диктант - 10 баллов.
1 - 5 ответов - 1 балл
5 - 10 ответов - 3 балла
10 - 15 ответов - 5 баллов
15 - 19 ответов - 8 баллов
20 ответов - 10 баллов
2. Пословицы и поговорки, загадки - за каждый правильный ответ 1 балл.
3. Решение задач - 4 балла.
4 балла - полностью правильно решенная задача
3 балла - нет математического решения задачи
2 балла - не полностью выполнено решение задачи с точки зрения физики
4ю Работа с плакатами - по 3 балла за полностью выполненное задание.
5ю Тест- лото - 4 балла.
1 - 5 ответов - 2 балла
5 - 9 ответов - 3 балла
10 ответов - 4 балла
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
по предмету “Физика с основами астрономии”
для 183 группы первого курса, ветеринарного отделения
Тема: “Электростатика. Законы постоянного тока. ”
Цели:
- образовательная: сформировать мировоззренческий взгляд на электродинамические законы и понятия;
- воспитательная и развивающая : закрепление знаний студентов по изученным темам, воспитание коллективизма и чувства товарищества.
Тип урока: итоговое занятия с элементами игры.
Оборудование урока :
- плакаты,
- раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Вступительное слово преподавателя (объявление темы, целей урока и определение задач).
- Выборы экспертной комиссии.
2. Проверка знаний студентов.
а) Физический диктант.
Вопросы
- Обозначение и единицы измерения заряда.
- Обозначение и единицы измерения силы тока.
- Обозначение и единицы измерения напряжения.
- Обозначение и единицы измерения сопротивления.
- Обозначение и единицы измерения электрической емкости.
- Обозначение и единицы измерения напряженности.
- Обозначение и единицы измерения силы.
- Обозначение и единицы измерения работы.
- Формула закона Кулона.
- Формула электрической емкости конденсатора.
- Формула энергии заряженного конденсатора.
- Формула, связывающая напряжение и напряженность электрического поля.
- Формула силы тока.
- Формула, выражающая закон Ома для участка цепи.
- Формула зависимости сопротивления от размеров проводника.
- Законы последовательного соединения проводников.
- Законы параллельного соединения проводников.
- Формула работы электрического тока.
- Формула, выражающая закон Джоуля-Ленца.
- Формула, выражающая закон Ома для полной цепи.
Ответы.
- q, Кл
- I, А
- U, В
- R, Ом
- C, Ф
- E, В\ м
- F, Н
- A, Дж
- F = k* (q1 * q2) / r2
- C = q / U
- W = CU2 / 2
- E = U / d
- I = q / t
- I = U / R
- R = *l / S
- I = I1 = I2 =. . . = Ii
U = U1 + U2 +. . . + Ui
R = R1 + R2 +. . . Ri - U = U1 = U2 =. . . = Ui
I = I1 + I2 +. . . + Ii
1/R = 1/R1 + 1/R2 +. . . + 1/Ri - A = I * U * t
- Q = I2 * R * t
- I = E / (R + r)
б) конкурс пословиц, поговорок и загадок
ЗАГАДКИ
- Как солнце горит, быстрее ветра летит, по силе себе равных не имеет. (молния).
- Гори ясно, если знаешь правила то безопасно (электричество)
- Без ног бежит, без огня горит (электричество).
- Не на меру, не на вес во всех лампах оно есть (напряжение).
- Без языка, а дает о себе знать (электрический ток).
- Два брата - годами равные, характером разные (электрические заряды).
- Дарья с Марьей видятся, да не сходятся (два заряда с одинаковыми знаками).
- Без рук, без ног, а все его боятся (напряжение).
- Хоть не собака, а кусается (электрический ток).
- Все дети, как дети, а этот настырный. Испортил всем праздник - остался невинный(перегоревший проводник).
в) решение задач
1 вариант
№1. Ток силой в 21А разветвляется по двум сопротивлениям в 3 и 3 Ом. Определить силы токов в ветвях цепи.
№2. В сопротивлении о,4Ом поглощается мощность в 0,25кВт. Определить силу тока и падение напряжения на сопротивлении.
№3. На заряд 2*10-7Кл в некоторой точке электрического поля действует сила 0,015Н. Определить напряженность поля в этой точке.
№4. Металлический шар диаметром 20см имеет заряд 3,14*10-7Кл. Какова поверхностная плотность зарядов на шаре?
№5. Определить электроемкость уединенного проводящего шарика диаметром 3см. в воздухе. Ответ записать в фарадах, микрофарадах и пикофарадах.
2 вариант
№1. Определить длину нихромовой проволоки для электрической плитки, которая будет включена в цепь с напряжением 110В, если сечение проволоки 0,15мм2, а сила тока не должна превышать 5А (r = 1,05*10-6Ом*м).
№2. Напряженность поля в некоторой точке о,4*103Н\Кл. Определить величину силы с которой поле в этой точке будет действовать на заря
4,5*10-6Кл.
№3. Определить величину заряда, переданного шару радиусом 4см, если поверхностная плотность заряда оказалась равной о,5*10-4Кл\м 2.
№4. Напряженность поля в некоторой точке 0,4*103Н\Кл. Определить величину силы, с которой поле в этой точке действует на заряд
4,5*10-6Кл.
№5. При сообщении проводящему шару заряда 3*10-8Кл его потенциал становится равным 6*103В. Определить электроемкость шара.
3 вариант
№1. На сколько равных частей надо разрезать проволоку сопротивлением 50Ом, чтобы при параллельном соединении этих частей получить сопротивление 2Ом.
№2. Определить ЭДС и внутреннее сопротивление элемента, если при включении сопротивления 1,5Ом элемент дает ток силой в 0,6А, а при включении сопротивления 2,5Ом – ток в 0,4А.
№3. Два одинаковых по величине и знаку точечных заряда, расположенных на расстоянии 3м друг от друга в вакууме, отталкиваются с силой 0,4Н. Определить величину каждого заряда.
№4. Разность потенциалов между обкладками конденсатора емкостью 0,1мкФ изменилась на 175В. Определите изменение заряда конденсатора.
№5. При сообщении проводнику заряда 0,008Кл его потенциал становится равным 1000В. Определить емкость проводника.
г) работа с плакатами
Необходимо с помощью плаката “Электростатика. Законы постоянного тока” выбрать все, что касается определенной физической величины (обозначение, единицы измерения, закон, которым описывается и т. д. ).
д) Программированный “Тест - лото”
о т в е т ы |
ВОПРОСЫ |
||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Х | Х | Х | ||||||||
2 | Х | Х | |||||||||
3 | Х | Х | |||||||||
4 | Х | Х | Х |
I. В природе существуют электрические заряды:
- положительные;
- отрицательные;
- положительные и отрицательные;
- нейтральные.
II. Отрицательным является заряд:
- протонов;
- ионов;
- нейтронов;
- электронов.
III. Напряженность электрического поля в данной точке численно равна силе, действующей на. . .
- заряд, помещенный в данную точку поля;
- положительный заряд, помещенный в данную точку поля;
- единичный положительный заряд, помещенный в данную точку поля;
- единичный положительный заряд, помещенный в поле.
IV. Элементарный электрический заряд обозначается и имеет размерность:
- E = 8,85 *10-12 Кл 2\ Н*м2
- е = 1,6 *10 -19 Кл
- к = 9 *10 9 Н*м2 \ Кл2
- п = 3,14
V. Единицей измерения заряда является:
- мерт;
- Вольт;
- Ом:
- Кулон.
VI. Сила взаимодействия двух точеных зарядов определяется по формуле:
VII. Электрическим током называется:
- упорядоченное движение электронов;
- упорядоченное движение протонов;
- упорядоченное движение заряженных частиц;
- упорядоченное движение нейтронов.
VIII. Сопротивление проводника зависит:
- от длины проводника;
- от материала проводника и его размеров;
- от поперечного сечения проводника;
- от материала проводника.
IX. Силу тока в проводнике можно измерить:
- вольтметром;
- источником тока;
- гальванометром;
- амперметром.
X. Сила тока на участке цепи равна:
- I = E \ (R + r);
- I = q \ t;
- I = U \ R;
- I = A \ Ut.
е) игра в детективов
Детектив 1.
Войдя в комнату доктор Ватсон увидел что Шерлок Холмс с интересом смотрит в окно.
- Что Вы там рассматриваете Холмс? - спросил он.
- Ватсон, вы никогда не обращали внимание как правильно ведут себя птицы, присаживаясь на высоковольтные линии ?
- А разве существуют какие-то правила? - спросил Ватсон.
- Я думаю что должны - ответил Холмс. - Ведь по линии электропередач течет ток силой 1800 А.
- Но тогда птица должна погибнуть в ту же секунду когда она сядет на провод !
- Но ведь этого не происходит Ватсон ! И как Вы думаете, почему?
Детектив 2.
Развернув утреннюю газету доктор Ватсон углубился в чтение. Через некоторое время он начал посмеиваться.
- Что смешного напечатали, доктор? - спросил Холмс.
- В газете находится статья, в которой повествуют о проблемах одной строительной компании, которая стала проводить линии электропередач в тропической стране ! - ответил Ватсон.
- И что же в этом смешного, доктор? - спросил Холмс.
Что на это ответил Ватсон?
Детектив 3.
Доктора Ватсона и Шерлока Холмса в новогоднюю ночь пригласили в гости друзья. И, вдруг, как гласит один из законов Мерфи: "Все, что должно сломаться, обязательно сломается, причем в самый неподходящий момент".
И, что же произошло? Когда хозяин дома стал включать елочную гирлянду для детей, одна из лампочек рассчитанных на напряжение в 3,5 В перегорела.
Дети расстроились, хозяин в панике, ведь под рукой нет запасной лампочки. Надо спасать праздник, решил Холмс. И, попросив всех успокоиться, Холмс произнес магические слова и сделал одно действие.
Ко всеобщей радости детей, гирлянда загорелась.
Позже доктор Ватсон спросил у Холмса, что же он сделал?
Что же ответил Холмс?
Детектив 4.
Вечером доктор Ватсон и Шерлок Холмс сидели дома, в теплой уютной гостиной. А за окнами бушевала гроза.
Холмс спокойно читал газету, а Ватсон размышлял:!Не опасно ли в такую погоду находиться на улице?".
Не выдержав он спросил у Холмса:
- Почему нельзя находиться во время грозы под большим деревом или поблизости от них, почему нельзя лежать на земле?"
Что ответил Ватсону Холмс?
ОТВЕТ 1.: Провода электропередач имеют сопротивление 0,00005 Ом на погонный метр. Птица, присаживаясь, располагает лапки на расстоянии 2,5 см. Отсюда следует, что сопротивление между лапками птицы равно 0,0000005 Ом у провода. Значит можно вычислить напряжение под которым находится птица, оно равно 0,0009 В. Электрический ток проходит в виде тихого разряда, но из-за малости, птица не ощущает его.
ОТВЕТ 2.: Компании пришлось решать очень специфические проблемы.
Как предохранить провода от обезьян, которые играя с ними вызывают короткие замыкания.
Как обезопасить опорные столбы от слонов, которые стараются их выворачивать.
ОТВЕТ 3.: "Я сделал действие, которое опасно для жизни. И прошу его не повторять. Я вставил палец в патрон от лампочки. При этом падение напряжения на пальце составило 143 В при напряжении в сети 220 В. "
ОТВЕТ 4.: Большие деревья имеют хорошо развитую корневую систему. Они хорошо заземлены, и под влиянием наэлектризованных облаков на них накапливаются притекающие из земли электрические заряды. - дерево притягивает молнию для разряда.
Рядом с деревом стоять тоже опасно. Электрический ток проходит преимущественно по участку цепи с наименьшим сопротивлением. Если тело человека имеет большую проводимость, то ток пройдет через человека, а не через дерево.
Лежать на земле - совсем глупо. Попадая в землю ток разветвляется по поверхности и при близком разряде молнии, между головой и ногами может возникнуть смертельно опасная разность потенциалов. Лучше присесть на корточки.
ж) домашнее задание
История первая (Заряд).
Негде в электродинамическом царстве, электростатическом государстве, жил да был царь Заряд. И было у него много-много подданных – элементарных частиц. А еще был мир у них в семье, потому что имел царь двух сыновей - один сын – положительный заряд, а другой – отрицательный. А как известно на планете “Физика” – два противоположных заряда притягиваются. Потому всегда в семье царил мир и порядок.
Вот задумал царь мысль такую, чтобы всегда заряды существовали и издал такой закон, который подданные его – элементарные частицы заучили наизусть. Он гласил : “В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остается неизменной”. А называется этот закон – закон сохранения электрического заряда.
Так и жил заряд в своем электродинамическом царстве, электростатическом государстве, да по своему закону.
История вторая (Шарль Кулон).
Зовут меня Шарль Огюстен,
В семнадцатом я веке
Воспроизвел эксперимент
И до сих пор он в свете.
Мой опыт прост и облегчен –
Совсем немного надо.
Крутильных с помощью весов
Открыт он был, ребята !
Установить мне удалось,
Как действуют друг с другом
Недвижные ни вдоль, ни вкось
Тел заряженных круги.
Затем, сим опытом открыт,
А после установлен
Закон Кулона. Знаменит
Он до сих пор с Кулоном.
История третья (Электрическое поле)
Я - независимо от всех,
И в этом лично мой успех !
Меня не спутать, так и знай,
А дальше сам все отгадай.
Я родилось из ничего –
Пришла одна идея
В мозг из великих одного,
В мозг Майкла …………. .
(Фарадея)
Одно из свойств моих, друзья,
Скажу вам просто, невпопад,
Что сила действует моя
На электрический ………………
(заряд)
Есть свой характер у меня,
И характерна склонность –
А называется она
Так просто - ……………………. .
(напряженность)
Характер сложный – не отнять
И под моим влиянием -
(Такому быть во всех веках)
В свободном состоянии
Частицы все в…………….
(проводниках)
Я рассказало вам, друзья,
То, что открыли люди:
Без поля вам никак нельзя.
Так было, есть и будет !
История четвертая (Иоффе и Милликен)
Милликен:
Мы расскажем вам сейчас,
Как сошлись дела у нас.
Иоффе:
И для этого попросим
Вас послушать наш рассказ.
Милликен:
Пластины параллельные
И поле однородное,
Иоффе:
А также капли маслица,
Для опыта пригодного.
Милликен:
В то поле масло прыскалось,
И капли распыленные
Иоффе:
Под тяжесть все двигались,
Как будто заведенные.
Милликен:
Все это первый опыт был
Он был проделан с маслом.
Иоффе:
Второй почти не отличим,
Ну разве только массой.
Милликен:
В нем капли ртути учтены,
И ряд пылинок цинка.
Иоффе:
Но в сумме – опыты равны
Без права поединка.
История пятая (Электрический ток)
Я - ток, и этим я горжусь.
Я сам себе хозяин.
И пусть нехитрым покажусь,
Но у меня есть тайны.
Я бегу не просто так -
Я бегу в проводниках.
Я могу их нагревать
И состав их изменять.
Чтобы там ни говорили,
У меня есть своя сила.
Измеряют силу эту
Как известно амперметром.
Нет строже ничего закона
Ученого Георга Ома.Секретами я поделился,
И с вами всеми подружился.
Раз вопросов нет у вас
Закончу краткий свой рассказ.
3. Подведение итогов занятия.
Экспертная комиссия объявляет результаты команд по каждому заданию. Определяется команда – победитель. Преподаватель сообщает какое поощрение за победу получает команда.
4. Домашнее задание.
Повторение глав “Электростатика” и “Законы постоянного тока”.
Заключение.
Итоговое занятие по теме “Электростатика. “Законы постоянного тока” показало, что студенты успешно усваивают материал по блоку, так как при работе им приходится включать в работу практически все виды памяти. Для них не является затруднением применять как начальные знания по теме, так и полученные на последних уроках. Эта форма проверки им очень нравится.
У студентов проявляется завидная активность в выполнении заданий, что является стимулом для развития познавательного интереса.
Литература
- Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев "Физика": Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 1999
- Ю. И. Дик, В. А. Ильин, Д. А. Исаев и др. "Физика": Большой справочник для школьников и поступающих в вузы - 2-е изд. - М. : Дрофа, 1999.
- В. П. Демкович, Л. П. Демкович . Сборник задач по физике: Пособие для учителей. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1974.
- Н. Д. Бытько "Физика": ч. 3 и 4. Электричесво. Учебное пособие для техникумов. - 4-е изд, испр. и доп. - М. : Высшая школа, 1972.