Экологическое воспитание на основе природного окружения для старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Приложение 1

КРАЕВЕДЕНИЕ

ЦЕЛЬ.

Формировать знания детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах, особенностях населения, истории и культуре

ЗАДАЧИ.

1. Задачи образовательной направленности.

  • Формировать знания ценности природы и об основных признаках живых существ, научить ребёнка относить растения, животных и человека к живым существам.
  • Сформировать знания о приспособлении живых организмов к среде обитания.
  • Дать знания о росте и размножении живых организмов. Живое появляется только от других живых существ.
  • Познакомить детей с основными экосистемами, характерными для нашей зоны (луг, водоёмы: река Кучук, озеро Кучукское, озеро Селитренное, озеро Кривое; лесозащитные насаждения, парк, огород , р.п. Степное Озеро, степь Кулундинская.
  • Познакомить с интересными людьми поселка - Уткиной З.Ф., Мищенко В.Д., Чекчеевым И.
  • Положить начало формированию чувства ответственности за то живое, что есть рядом; умение занимать позицию активного участника, а не пассивного наблюдателя.

2. Задачи воспитательной направленности.

Воспитывать:

  • отзывчивость,
  • коммуникативность,
  • стремление сочувствовать,
  • уважительное отношение к традициям своего народа,
  • заботливое отношение к природе,
  • эстетические и патриотические чувства средствами окружающей природы,

3. Задачи развивающей направленности.

  • развивать: интерес и любовь к родному краю и умение отражать в продуктивной деятельности;
  • воображение, фантазию,
  • логическое мышление,
  • экологическое сознание, интерес к наблюдению в природе,
  • внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов.

4. Задачи оздоровительной направленности.

  • Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
  • Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
  • Учить согласовывать своё поведение с факторами природной среды.
  • Способствовать усвоению умениям сохранять своё здоровье.

5. Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.

  • Развивать интерес и любовь к родному краю, посёлку, дому, улице, участку детского сада и умению отображать это в рисунках, лепке и аппликации.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы (дерево, глину, камни, и т.д.) на примере их работ, и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.

6. Задачи умственной направленности.

  • Развивать мышление и речь.
  • Совершенствовать умение анализировать, объяснить, доказать, рассуждать; классифицировать, моделировать.

7. Задачи речевой направленности.

  • Учить размышлять над новыми словами.
  • Развитие словаря (запасы слов).
  • Учить понимать вопросы и отвечать на них.
  • Учить, не только наблюдать явления природы, но и анализировать их, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

8. Задачи интегрированной направленности.

  • осуществлять связь с работниками - русской избы, физкультуры, изостудии, музыкальными руководителями, воспитателями.

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ:

  • знания о мире животных, обитающих в разных экологических системах нашей местности;
  • знания о растительном мире произрастающих в парке, озере, реке, лугу, лесозащитных полосах, участках, посёлке;
  • знания о неживой природе;
  • знания о временах года;
  • отношение к миру природы;
  • человек и природа.

ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.

старшая группа подготовительная группа
Образовательные задачи
1. Знакомит с основными местами произрастания растений и обитания животных: водоём, парк, лесозащитные насаждения, луг, поле, посёлок, степь.

2. Выделить основные условия указанных мест.

3. Учить устанавливать связи между основными условиями конкретной среды обитания (экосистемы) и некоторыми потребностями растений и животных

4. Познакомить детей с конкретными обитателям парка, луга, водоёма, лесозащитных насаждениях.

а). Травянистые растения:

  • одуванчик, мать-и-мачеха, подорожник, клевер, спорыш, щавель, лопух;

б). Кустарники

  • вишня, сирень;

в). Деревья

  • берёза, клён, липа, сосна, рябина, вяз, тополь.

г). Млекопитающие.

  • ёж, мышь, лось, лиса, заяц.

д). Пресмыкающиеся:

  • ящерица.

е). Земноводные:

  • лягушка.

ё). Птицы:

  • утка, снегирь, дятел, синица, голубь, ворона, грач, ласточка, кукушка, клёст, трясогузка, жаворонок.

ж). Рыбы:

  • карась, щука, карп.

з). Насекомые:

  • бабочка, кузнечик, божья коровка, муравьи, пчёлы, шмель.

и). Пауки, дождевые черви, артеммии, раки.

5. Устанавливать конкретные связи между некоторыми животными, отдельными растениями, обитающими в этой экосистеме.

6. Познакомить с основными свойствами и качествами среды обитания живых существ: земля, воздух, вода.

  • Вода: течет прозрачная, плотная может быть чистой или грязной, холодной или тёплой, горько-солёной, солёной, пресной.
  • Земля: состоит из песка, глины, в ней есть камни, остатки травы, корней; бывает сухая, мокрая, замёрзшая, холодная, тёплая.
  • Воздух: прозрачный, есть везде (в комнате, на улице, в воде, в земле).

7. Объяснить детям, что конкретные животные и растения приспособились жить в разных средах обитания.

Учить выделять приспособительные особенности внешнего строения отдельных знакомых животных и растений.

8. Учить устанавливать связи между внешним строением и средой обитания, между особенностями поведения и средой.

9. Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Обратить особое внимание на изменение состояния самой среды обитания по сезонам.

Продолжать формировать знания об основных особенностях состояния растений и животных в разные сезонные периоды.

Продолжать знакомить с основными экосистемами, характерными для нашей зоны (озеро Кучукское, река Кучук, озеро Селитренное, озеро Кривое, лесозащитные насаждения, парк, луг, р.п. Степное Озеро, степь,).

2. Выделить состав каждой экосистемы (что растёт, кто живёт) и их характерные особенности.

а) Травянистые растения.

  • луг: щавель кислый, цикорий обыкновенный. лапчатка;
  • водоём: рогоз широколистный, калужница, тростник;
  • придорожные растения: спорыш, подорожник.

б). Кустарники.

  • вишня, сирень, коренда, лох;

в). Деревья

  • берёза, клён широколистный, тополь, вяз широколистный, рябина, липа, сосна.

г). Млекопитающие:

  • ёж, барсук, ондатра, лось, мышь, лиса-корсак, заяц.

д). Пресмыкающиеся:

  • ящерица.

е). Земноводные:

  • жаба, лягушка.

ё). Птицы.

  • - снегирь, дятел, синица, сорока, голубь, ворона, грач, поползень, трясогузка, сойка, дрозд, утка, чайка, мартын.

ж). Рыбы:

  • пескарь, карась, ёрш, щука, толстолобик, краснопёрка,

з). Насекомые:

  • бабочки, жуки (майский, божья коровка и т.д.), стрекоза, мухи, комары, муравьи.

и). Пауки, дождевые черви, артеммии, раки.

3. Продолжать знакомить детей с особенностями внешнего строения живых организмов и функциями конкретного органа.

4. Закрепить знания об основных потребностях живых организмов (в тепле, свете, пище, месте обитания). Живое существо живёт только тогда, когда удовлетворяются его основные потребности. Потребности надо соотносить с условиями среды. Если они не совпадают, живой организм заболевает и погибает.

5. Познакомит детей с конкретными местами обитания живых организмов (водная, подземная, воздушная, наземная среда).

Способствовать пониманию свойств этих сред.

6. Давать знания об индивидуальном своеобразии живого существа.

7. Рассказать о приспособленности строения и поведения живых организмов к условиям определённой среды.

8. Объяснить, что среды обитания постоянно изменяются. Меняется среда, меняются признаки среды и жизнь животных, растений в них.

Воспитательные задачи.

  • Интерес к неживой природы;
  • любовь к родной природе;
  • чувство гордости, что на наших земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы;
  • доброе милосердное, ответственное отношение к природе;
  • бережное отношение к животным к растениям в разные периоды времени;
  • желание глубже познать природу родного края.
  • Интерес к природе и бережное отношение к ней;
  • любознательность, наблюдательность;
  • умение определять настроение природы в любую погоду;
  • чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям нашего района.

Развивающие задачи.

Развивать:

  • способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;
  • любознательность, творческий потенциал, фантазию, воображение;
  • интерес к познанию родного края;
  • логическое мышление, умение сравнивать;
  • умение узнавать и называть растения и животных родного края;
  • умение устанавливать взаимосвязи.
  • познавательную и творческую способность детей;
  • познавательную активность;
  • коммуникативное общение;
  • экологическое сознание;
  • понимание последовательности событий в жизни обитателей экосистемы.

ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ.

Младший возраст (4 года жизни).

  • Альбомы: “Наша семья”, “Улица посёлка”, “Мой посёлок”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
  • Стихи о родном посёлке, рассказы и легенды, потешки, скороговорки.
  • Папки-передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир степи”, “Наш посёлок в разные времена года”.
  • Подвижные игры.
  • Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.
  • Картинки-иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети живущие в других посёлках, городах”.
  • Рисунки детей и взрослых о себе, посёлке, окружающей природе.
  • Совместные работы из бросового и природного материала.
  • Куклы в русских костюмах.

Средний возраст. (5 лет)

  • Альбомы 2 мл.гр. + “Моя Россия”.
  • Художественная литература. “Папка-передвижка”: “Я живу в Степном Озере”, Благовещенский заказник (о животном и растительном мире).
  • Посёлок в разное время года.
  • Подвижные игры России.
  • Картинки-иллюстрации с усложнённым содержанием.
  • Элементы русской одежды.
  • Игрушки.
  • Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток.
  • Музыкальные инструменты (ложки, трещотки и т.д.).
  • Аудио и видеокассеты о природе родного края.
  • Куклы в русских костюмах
  • Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст. (6-7 лет)

  • Альбомы: “Наша семья”. “Наш посёлок” (образование, культура, спорт, медицина). “Наш край”. “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня). “Одежда” (всех времён и народов). “Рукоделия” (вышивка, ткачество, вязание и т.д.).
  • Предметы искусства (района, края, России).
  • Предметы одежды и быта народа.
  • Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).
  • Традиции, обычаи, фольклор.
  • Флаги, гербы и другие символы России.
  • Аудио и видеокассеты: “Моя Родина”, “Мой посёлок” и другие.
  • Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.Куклы в национальных костюмах.
  • Выставка работ родителей и детей “Мы живём в Степном Озере”, “Моя родина Россия”.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ.

  1. Наука о доме.
  2. Природа лечит.
  3. Экскурсии к рябине Тема: "Ветер дует, солнце греет, рябина алеет". (приложение 2).
  4. Среда обитания.
  5. Кто живет в парке.
  6. Лесозащитные насаждения - это “дом”.
  7. Возле нас есть озеро Селитренное.
  8. Кто живет на лугу.
  9. Участок “дом” или это?
  10. Синичкин день.
  11. Земля - наш общий дом.
  12. Кулундинская степь - место, где мы живём.
  13. Степное Озеро - наш “дом”.
  14. Водоёмы нашей местности.
  15. Кто живёт в реке и у реки. (приложение 3)
  16. Почему реку надо беречь
  17. Среда обитания – озеро Кучукское (приложение 4)
  18. Среда обитания - лесозащитные насаждения.
  19. Экскурсия в парк зимой.
  20. Как человек использует природу.
  21. Как человек охраняет природу.
  22. “Мой край родной” - заповедные места (приложение 5)
  23. Красная книга - сигнал опасности (приложение 6)
  24. Познавательная литература в развитии детей (приложение 7)
  25. Первоцветы.
  26. Берёзы тоже плачут.
  27. Растительные краски (пасхальный урок).
  28. День Земли.
  29. Экскурсия в парк. “Изменение жизни растений и животных весной.” (приложение8)
  30. Экскурсия по изучению весенних изменений степи.
  31. Изменилась ли жизнь участка с приходом весны.
  32. Экскурсия “Кто живет у озера Кучукского весной”
  33. Экскурсия в лесозащитные насаждения “ Обитатели лесополосы весной”.
  34. Растения и животные во время войны.
  35. Лекарственные растения - средства оздоровления организма (приложение 9)
  36. Обобщающее занятие “Все мы жители Земли”.

П Р А З Д Н И К И (приложение 10)

ОСЕНЬ.

  1. Праздник цветов.
  2. Праздник лекарственных растений.
  3. Праздник рябины. “Солнце греет, а рябина всё алеет”.
  4. День Моря.
  5. День защиты животных.
  6. День защиты мест обитания.
  7. День здоровья.
  8. День рождения Е.И.Чарушина.
  9. День прыгуна.
  10. Синичкин день.

ЗИМА.

  1. День здоровья.

ВЕСНА.

  1. Праздник воды.
  2. Неделя книги.
  3. День птиц.
  4. Праздник здоровья.
  5. Неделя экологии.
  6. День Земли.
  7. Праздник цветов.