Тема: Средства выразительности в графике
Цели: Создание условий для знакомства с понятием “графика”, средствами выразительности: тон, линия, штрих, контур, пятно. Сформировать умения использования средств выразительности при создании изображений на листе бумаги и на компьютере в среде графического редактора. KidPix.
Задачи:
Обучающие: Дать понятие о средствах выразительности графики в изобразительном искусстве;
Научить изображать животных (кошек) с разными характером, используя разные средства выразительности графики и различные графические средства
Развивающая: Развивать у учащихся внимание и наблюдательность
Воспитательная: Воспитывать любовь к животным.
Оборудование: Компьютерный класс, доска, презентация с кроссвордом, работы печатной графики.
Ход урока
I. Организационный момент, объявление темы:
Учитель информатики: Я приветствую вас, ребята!
Учитель рисования: Здравствуйте, уважаемые гости нашей мастерской!
Учитель информатики: Хотим представиться! Учитель рисования: Полонянкина Людмила Юрьевна
Учитель рисования: Учитель информатики Гирёва Светлана Викторовна
Учитель информатики: А сейчас вы узнаете тему нашей сегодняшней мастерской
Учитель рисования: Разгадав этот кроссворд!
Учитель информатики: А компьютер, нам поможет проверить: верно ли мы разгадываем слова? Кроссворд в Приложении1.
По горизонтали:
1. Есть удивительные краски,
Они волшебны, будто в сказке.
Напишем яркий мы пейзаж,
Поможет в этом нам …
Ответ: (Гуашь)
2. Часть компьютера (с экраном)
На меня глядит в упор.
Эту штуку, как ни странно,
Называют…
Ответ: (Монитор)
3. Есть краски нежные,
Они светлы, как солнечные дни.
Прозрачны, будто бы апрель.
Они зовутся…
Ответ: (Акварель)
4. Кисть обмакнем, облака растушуем
Последний цвет радуги мы нарисуем
И синей возьмем и красной… вот этой
Получится цвет…
Ответ: (Фиолетовый)
5. Ловко выведет на листик и картинку, и
стишок,
Если есть внутри в наличии тонер – черный
порошок
Файл - Печатать, щелкнуть “Интер”
А устройство это …
Ответ: (Принтер)
6. Юркий маленький зверек
Серый шарик вместо ног
Ты узнал меня малышка?
Я компьютерная…
Ответ: (Мышка)
7. Она порхает, делая мазки,
Движения то плавны, то резки.
И оживут картонки и холсты,
Когда с любовью их коснешься ты.
Пушистая, как кисочка.
Помощница нам …
Ответ: (Кисточка)
Учитель рисования: Какие школьные предметы помогали вам разгадать этот кроссворд?
Ответ: (Рисование, информатика)
II. Целеполагание
Учитель рисования: По вертикали получилось новое слово! А наша мастерская называется “Мастерская графики”. Сегодня на занятии вы познакомитесь с графикой и её секретами в рисунке.
Или (Сегодня, вы узнаете, что означает слово “Графика”. Раскроете секрет художников, узнаете, каким образом им удается создавать такие характерные образы.)
Учитель информатики: А также, побываете в роли мастеров компьютерной графики и научитесь пользоваться секретами художников, чтобы и на компьютере получались удивительные, неповторимые, а может взъерошенные озорные персонажи.
III. Изучение нового материала (беседа)
Учитель рисования: Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая. Палка, палка, огуречек – получился человечек
Кого же нарисовал углем на стене своей пещеры самый первый художник на свете? Рисовал, даже не подозревая о том, что открывает новый вид искусства…
Графика – это искусство рисования углем,
карандашом, пастелью. Название происходит от
греческого “графо” – пишу, рисую. Поначалу
графический рисунок следовал строгим правилам,
которые требовали выразительности и остроты
линий. А с 14 века в него постепенно проникает тон,
сначала лишь для того, чтобы передать объем
изображаемого предмета. Потом появляются новые
графические материалы для рисования – уголь,
пастель. Из-за толщины и рыхлости они не
позволяли провести тонкую линию, зато позволяли
быстро сделать пятно. Средства выразительности
графики – это секреты графики, которые помогут
художнику сделать рисунок более выразительным.
Этими средствами являются:
- Штрих Рисунок2
- Пятно Рисунок3
- Тон Рисунок4
Сегодня мы будем рисовать маленького, усатенького, который молоко пьет и песенки поет. Кто это?
IV. Выполнение практического задания
Задание: Используя средства выразительности, на предложенных листах бумаги нарисовать карандашом мордочку кота.
Анализ работ: Давайте посмотрим, какие у нас получились кошки и коты! (Работы вывешиваются на доске). У кого получился веселый кот? Какие средства выразительности были использованы на каждом из рисунков? Какой кот вам нравится больше всего?
V. Изучение нового материала (беседа)
Учитель информатики: Каждый рисунок уникален, ведь если даже попытаться нарисовать такой же, он не будет наиточнейшей копией! Рисунки же созданные на компьютере можно размножить в любом количестве, такую графику называют печатной. А также, вы, конечно же, слышали о компьютерной графике. Даже программы, предназначенные для создания изображение на компьютере, называются графическими редакторами.
Я представлю вам несколько работ печатной (компьютерной) графики.
Обратите внимание на эти иллюстрации!
Персонаж мультфильма “Кот Леопольд” . Какой он в этот момент?
Ответ: (Веселый, счастливый, добрый, ведь глаза добрые…)
Рисунок “Спящий кот”.А какой сон снится этому коту (Хороший или плохой?) Кот пушистый (посмотрите, шерстка нарисована не ровной гладкой линией, а линией с изломами, но в тоже время она не взъерошена основательно.)
Рисунок “Котик”. Какое настроение у этого кота? Кот пушистый (посмотрите, шерстка нарисована не ровной гладкой линией, а штрихами.)
Рисунок “Два кота”. А посмотрите на этих котов! Две противоположности! Два антипода! Какой из них домашний, а какой дворовый? Какой сытый, а какой голодный? Какой счастливый и спокойный (сейчас уснет), а какой в ужасе? С ним что-то точно случилось!
Заданием вам будет: Нарисовать на компьютере кота, с определенным настроением и характером. Как передать настроение и характер животного? Здесь важно все! Шерсть (гладкая или дыбом)? Нарисована плавной линией или неровной, штрихами направленными в одну сторону, а может быть беспорядочным штрихом? Силуэт (полный, худой), положение лап (может он готов к.прыжку?) Каков наклон головы (ведь если набок, персонаж может быть загадочным, а если вниз – задумчивым и грустным.) Изображая окрас используется тон, пятно.
В компьютерной графике не используют холст, карандаши, бумагу и пастель, но у вас есть графический редактор KidPix, в котором яркая палитра и хороший инструментарий.
Здесь есть и “Карандаш” и “Кисть” знакомые художникам инструменты. Какой инструмент в графическом редакторе служит для рисования плавной линии или неровной?
Ответ: (Карандаш)
А как изменить толщину линии, её оттенок?
Ответ: (выбрать в калибровочном меню)
Контур различной толщины мы будем рисовать, используя калибровочное меню карандаша. А вот штрих, пятно можно нарисовать, используя кисть. Например, шерсть “дыбом” можно нарисовать такой кисточкой, а яркое пятно, распылителем, который к тому же придаст объем фигуре или карандашом.
Вы можете не передать абсолютную точность черт, но зато с помощью средств выразительности можно показать характер и настроение героя.
Давайте еще раз вспомним эти секреты графики. Какие средства выразительности вы запомнили?
Ответ: (Тон, пятно, штрих, линия)
VI. Выполнение практического задания в графическом редакторе
Задание: Нарисовать в графическом редакторе кота или кошечку, используя различный инструментарий, передать характер и настроение животного.
Вам решать, каким будет ваш кот, котенок или кошка. Итак, приступите к работе. Нарисуйте кота “с характером”.
Не забудьте, что ваш рисунок должен быть предметным, а значит ваш главный герой на переднем плане!
Желаю вам успеха!
Буду рада, если ваши коты и кошки будут самыми необычными, интересными, счастливыми или грустными, смешными, озорными, оригинальными!
Анализ выполнения практического задания:
Учитель информатики: Наше занятие подходит к концу. У кого получился спокойный кот? А у кого лукавый? У кого хитрый? А у кого озорной? А есть у кого нибудь печальный кот? А у кого получился такой, какого не назвали? Что нового Вы сегодня узнали? С каким настроением уходите с урока?
VII. Итог урока
Учитель информатики: Вы хорошо потрудились сегодня на уроке и получаете оценки за свои работы по рисованию и информатике.
VIII. Домашнее задание
Учитель рисования: Нарисуйте, используя средства выразительности в графике на листе бумаги животного с другой планеты, передав его настроение.