Летняя профильная практика по немецкому языку обучающихся 8–10-х классов в условиях МОУ "Гимназия № 41"

Разделы: Иностранные языки, Администрирование школы


1. Введение

Перед современной школой сегодня поставлены задачи по обновлению содержания образования, которое должно отвечать новым социально-экономическим условиям России. На старшей ступени, основной целью модернизации является переход к образованию по стандартам и программам профильного обучения. Здесь возникает необходимость в профильной школе, которая смогла бы подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии, с учётом интересов, способностей и потребностей ученика.

В данной статье речь пойдёт об организации проведения летней профильной лингвистической практики по немецкому языку в условиях муниципальной общеобразовательной гимназии № 41 г. Кемерово.

МОУ “Гимназия № 41” специализируется на углубленном изучении истории, основ международных отношений, основ журналистики, русской и немецкой филологии.

Профильная практика школьников проводится в соответствии с Уставом МОУ “Гимназия № 41”, учебным планом и Положением о летних профильных практиках. Основываясь на принципах гуманизации и демократизации образования, его научности и систематичности, администрацией гимназии разработаны локальные акты, регулирующие организацию и проведение летней профильной практики гимназистов 8 – 10 классов по специализациям:

  • история и международные отношения
  • основы журналистики
  • русская филология
  • немецкая филология.

2. Летняя лингвистическая практика

2.1. Общие положения

Одним из основных направлений в проведении летних практик у учащихся гимназии, является лингвистическая практика. Обучающиеся профильных классов немецкой филологии имеют право выбора формы и вида летней лингвистической практики:

а) страноведческая (выездная языковая практика) – поездка в Германию;

б) лингвистическая (на базе гимназии № 41 лингвистическая школа, либо лингвистический загородный лагерь);

в) индивидуальное реферирование;

г) краеведение (Проект “Моя малая родина” на немецком языке).

2.2. Летняя лингвистическая практика в условиях МОУ “Гимназия № 41”

С переходом на новую парадигму образования и воспитания (личностно-ориентированную), востребованной стала свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющейся картины мира. Современная геоэкономическая и геокультурная ситуация требует сегодня от человека умение вести диалог между представителями разных стран, владеющих информацией из разных областей знаний. Владение иностранным языком становится необходимой потребностью и даёт человеку возможность интегрироваться в мировое сообщество, делает его социально мобильным и востребованным на рынке труда в общеевропейском и мировом пространствах.

В связи с тем, что в гимназии иностранные языки преподаются на профильном уровне, возникает необходимость в языковой практике. Летняя лингвистическая практика по немецкому языку является составной частью профильного обучения гимназистов, способствует закреплению и углублению знаний, полученных в учебном процессе; приобретению необходимых навыков научно-исследовательской и практической работы по выбранному профилю. Формы проведения занятий во время профильной практики могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Летняя практика позволяет применить полученные в школе знания, навыки и умения по немецкому языку на практике, совершенствовать их, расширять общий кругозор и использовать иностранный язык как средство для получения новой информации.

Программа летней профильной практики составляется заместителем директора гимназии, курирующим образовательную область “иностранный язык”, и руководителем методического объединения учителей немецкого языка.

3. Программа профильной летней лингвистической практики учащихся групп с углубленным изучением немецкого языка

3.1. Пояснительная записка

Настоящая программа подготовлена на основе Программы-концепции курса по немецкому языку О.Ю.Зверловой, допущенной Министерством образования Российской федерации в качестве программы для общеобразовательных школ (“Март” , Москва, 2002). Программа-концепция учитывает существенные изменения, которые произошли в жизни российского общества, и соответствует современным концепциям обучения иностранным языкам.

3.2. Цели и задачи летней лингвистической практики

Основной целью летней лингвистической практики является формирование языковой компетенции через реализацию практических задач:

  • развитие практических умений и навыков устного и письменного общения на немецком языке;
  • углубление филологических знаний школьников, касающихся особенностей немецкого языка;
  • формирование современной, самостоятельно мыслящей личности, готовой к диалогу с представителями другой национальной культуры;
  • формирование умений чтения и восприятия на слух различных по объёму, содержанию и сложности аутентичных текстов;
  • обучение основам научного поиска, классификации и анализа полученного материала;
  • развитие потребности в дальнейшем самообразовании и совершенствовании в области иностранных языков.

3.3. Принципы организации и проведения летней лингвистической практики

Решение поставленных задач основывается на личностно-ориентированном подходе и предполагает следующие принципы организации проведения летней лингвистической практики:

  1. Воспитательная и развивающая направленность лингвистической практики являются её основополагающими моментами.
  2. В центре внимания стоит личность ученика с его интересами и потребностями.
  3. При сохранении ведущего принципа коммуникативной направленности, язык рассматривается как средство формирования и формулирования мыслей.
  4. Использование немецкого языка как инструмента общения в диалоге культур, т.е. развитие межкультурной компетенции учащихся.
  5. Использование дифференцированного и индивидуального подходов для создания собственной траектории обучения.
  6. Изменение роли учителя. (Педагог-организатор практики и консультант, создаёт новизну в отношении “учитель-ученик”).
  7. Деятельностный и творческий характер практики предусматривает участие каждого в практической деятельности, его инициативу.
  8. Подготовка отчёта или реферата по итогам практики рассматривается как форма проекта.

3.4. Алгоритм проведения практики

Алгоритм проведения практики состоит из следующих этапов:

  • выбор формы и места практики;
  • выбор темы для отчёта на гимназической конференции;
  • сбор материалов;
  • их обработка;
  • консультации руководителя практики;
  • подготовка отчёта или реферата;
  • выступление на школьной научно-практической конференции.

3.5. Содержание летней профильной практики

Тематические рамки, проблематика и страноведческая информация летней лингвистической практики обусловлены их актуальностью, связанной с юбилейными датами, событиями в стране и за рубежом (в первую очередь, в немецкоговорящих странах). Они актуальны и соответствуют возрастным особенностям старшеклассников и их интересам. Причём, познавательные интересы учащихся на практике выдвигаются на передний план.

При этом временная сторона практики не ограничивается рамками самой практики (10-14 дней), так как написание отчёта или реферата, сбор и обработка материала требует дополнительного времени.

В гимназии традиционно сложились следующие разновидности летней лингвистической практики:

  1. Музейная практика с подготовкой музейных проспектов на немецком языке для немецкоговорящих туристов;
  2. Экскурсионная практика по городам России;
  3. Экскурсионная практика в ФРГ и других немецкоговорящих странах с проведением занятий по немецкому языку и работой над проектами;
  4. Молодёжные встречи с немецкими сверстниками в России и в ФРГ, “Российско-немецкий Форум”.
  5. Практика при институте им. Гёте и в посольской школе (г. Москва)
  6. Зарубежные языковые школы;
  7. Индивидуальное реферирование;
  8. Летняя лингвистическая школа “Лингва” при гимназии № 41.

Несмотря на то, что обучающийся может самостоятельно выбирать вид и форму летней лингвистической практики, лингвистическая школа “Лингва” стала популярной среди учащихся. Это отражается и в регулярно проводимом анкетировании гимназистов (форму анкеты см. в Приложении 1). 78 % опрошенных высказали пожелание об участии в работе летней школы “Лингва”.

В качестве конечных продуктов самостоятельной деятельности школьников (индивидуальной, парной, групповой), в том числе проектной деятельности, являются рефераты, доклады на немецком языке, иллюстрируемые средствами наглядности, например слайдами, видеофильмами, звуковой ряд которых дается на иностранном языке, настенные коллажи, альбомы рисунков, фотографий с комментариями на изучаемом языке. Защищая продукт своего труда на традиционных научно-практических конференциях, гимназисты приобретают опыт публичных выступлений.

Заместитель директора, курирующий преподавание иностранных языков, анализирует работу преподавателей и гимназистов, используя методы анкетирования и самооценки. Обучающимся предлагается анкета с просьбой дать оценку работе преподавателей, в организации и проведении профильной практики, а также, в том числе провести самооценку. (Приложения №13, 3-1)

Результаты анкетных опросов позволяют определять уровень успешности учащихся, их умение самостоятельно организовывать свое обучение, использовать эффективные приемы изучения материала, проявлять способность взаимодействия в группе, с учителем (Приложение №2).

При подведении итогов профильной практики учитываются мнения учителей немецкого языка на научно-практической конференции гимназистов. К работе в жюри мы привлекаем преподавателей Кемеровского государственного университета.

4. Модель проекта “Лингвистическая школа “Лингва””

4.1. Задачи проекта

Концепция проекта основана на опыте организации международных детских языковых школ.

В основе концепции лежит решение нескольких значимых задач:

  • организация лингвистической профильной практики;
  • организация отдыха во внеурочное время, создание программ клубной (театральной, танцевальной, спортивной и проектной деятельности групп старшеклассников);
  • формирование современной, самостоятельно мыслящей личности, готовой к диалогу с представителями других национальных культур;
  • развивать у учащихся умения социального взаимодействия, предполагающего свободное выражение своего мнения, умение аргументировать свои взгляды и убеждения;
  • формировать позитивное отношение к народам немецкоязычных стран, развивать готовность к достижению взаимопонимания, к уходу от национальных стереотипов и предрассудков.

Знания и умения, приобретаемые учащимися в процессе прохождения летней профильной практики, дают им возможность:

  • научиться осуществлять непосредственные контакты с носителями изучаемого языка;
  • освоить чтение на немецком языке с целью понимания аутентичных текстов и (план города, меню, газета) научиться извлекать необходимую информацию, знакомство с разными стратегиями работы с текстами;
  • овладеть приемами самостоятельной работы с языком, а также компенсаторными приемами, если возникает дефицит языковых средств;
  • расширять общеобразовательный кругозор, развивать познавательную активность и творческий потенциал школьников с целью формирования и воспитания конструктивно думающей личности, которой присущи такие качества, как открытость, терпимость, готовность к диалогу.

4.2. Содержание работы с детьми.

Модель лингвистической школы представлена в виде следующих взаимосвязанных блоков: интеллектуальное развитие школьников, оздоровление детей, организация их досуга.

Материально-техническая база гимназии позволяет обеспечить проведение занятий летней лингвистической школы на высоком профессиональном уровне. В гимназии имеются мультимедийные средства, видео, аудио аппаратура, большое количество учебной, справочной литературы популярных немецких издательств.

В гимназии имеется большой читальный зал, который используется в качестве конференц-зала для встречи с гостями из Германии, языковыми ассистентами центра немецкой культуры имени Гёте; представителями немецкой культурной автономии Кузбасса, студентами и преподавателями, побывавшими в немецкоговорящих странах. Каждая встреча с носителями языка – это возможность применить свои знания на практике, не выезжая за пределы страны, позволяющая преодолевать языковой барьер.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к выбранному профилю в содержание профильной практики мы включаем внеучебные мероприятия. К ним в первую очередь относится работа кружков (театральный, танцевальный), где ученики могут реализовать свой творческий потенциал при инсценировании отрывков из литературных произведений немецких авторов, разучить песни на немецком языке, исполнить музыкальные пьесы немецких композиторов.

В процессе работы преподаватели помогают учащимся формировать собственный стиль обучения, поддерживают у гимназистов желание учиться и добиваться успеха. Особое внимание уделяется и процессу оздоровления – расписанием предусмотрены физкультурные паузы, спортивные игры, эстафеты, выезд на природу, а так же посещение плавательного бассейна.

5.Заключение

Важным достижением проведения летней лингвистической практики в МОУ “Гимназия №41”, является приобретение учащимися начальных навыков научного поиска. Они учатся ставить проблему, искать пути её решения, используя различные технические средства обучения, включая глобальную всемирную сеть Интернет, в процессе работы над темой, правильно оформлять реферат и строить выступление на школьной научно-практической конференции по итогам летней практики. Оздоровление учащихся в летнее время – одна из немаловажных задач, которая посильно решается в ходе функционирования летней лингвистической школы “Лингва”.

Приложение 4