I. Цели и задачи экскурсии.
Цели:
- Познакомиться с историей развития радио и телевидения в России.
- Закрепить знания по теме “Электромагнитные колебания и волны”.
- Заострить внимание суворовцев на последовательности усовершенствования радиосвязи от радио А.С.Попова до связи через интернет.
- Прививать любовь к военной профессии через политехническое образование.
ЗНАТЬ основные элементы схем радиоприемников и их назначение.
УМЕТЬ объяснять работу детектора и модулятора.
Задачи:
1. Образовательные:
- Обобщение основных знаний суворовцев по “Электромагнитные колебания и волны”.
- “Переносить” приобретенные на уроках знания в нестандартную ситуацию.
- “Читать” схемы, графики.
2. Развивающие:
- Развитие внимания, логического мышления, умения работать в группах.
- Продолжать формирование приемов умственной деятельности (сравнивать объекты, факты, явления, выделять главное, синтезировать материал).
- Формирование умения участвовать в дискуссии, высказывать тезисы, аргументировать, вести полемику.
- Способствовать овладению умений строить умозаключения о некоторых явлениях физического характера.
3. Воспитательные:
- Способствовать формированию научного мировоззрения и целостной картины мира.
- Воспитание нравственного отношения к окружающей среде.
- Осуществлять нравственное воспитание суворовцев: патриотизм, интернационализм.
- Содействовать формированию военно-профессиональной направленности суворовцев.
Связь с другими предметами:
- Математика – графики амплитудной модуляции.
- Военное дело – связь в военном деле, радиолокационные установки.
II. Ход экскурсии.
Экскурсии по физике, дающие возможность наиболее наглядно и убедительно вскрыть связь физики с техникой всегда имели очень образовательное и воспитательное значение.большое Экскурсии должны соответствовать программе курса физики и могут быть связаны с одной какой-либо темой или несколькими.
Основными критериями отбора объектов изучения могут служить:
- Ценность данного объекта для понимания основных научных принципов современного производства.
- Практическая важность его в современной жизни.
- Доступность пониманию суворовцев.
- Содействие в формировании военно-профессиональной направленности.
Опираясь на данные критерии, выделим следующие этапы проведения экскурсии в Музей радио им. А.С.Попова:
- Организационный момент.
- Рассмотрение в классе схемы детекторного, лампового, полупроводникового приемников.
- Посещение музея и знакомство с его экспонатами.
- Обсуждение и обработка информации (материала), полученной в ходе посещения музея.
III. Историческая справка.
В доме 9 по улице Розы Люксембург (бывшая Златоустовская) в городе Екатеринбурге (фото 1) находится Музей радио. В этом доме в 1870–1872 годах у родственников жил изобретатель радио А.С.Попов (фото 2).
Фото 1.
Родился он в заводском поселке Турьинские Рудники на Урале. С детства увлекся техникой, строил самодельные насосы, водяные мельницы, причем старался придумать что-нибудь свое, оригинальное. Например, однажды обыкновенные часы с гирей – их называли ходиками – превратил в электрический будильник. Этот электрический прибор звонил исправно, когда следовало, но иногда “выходил из повиновения”: звонок раздавался, если поблизости сверкали грозовые разряды. Объяснить это явление тогда не мог не только гимназист Саша Попов, но и ученые-физики того времени.
После окончания физико-математического факультета Петербургского университета А.С.Попов преподает физику и электротехнику в Минном офицерском классе, а затем в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте.
Познакомившись с работами Г.Герца по электродинамике, А.С.Попов стал изучать электромагнитные явления.
В Начале 1895 г. Он создает первый в мире радиоприемник – “прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний”, пригодный для беспроводной сигнализации (радиосвязи). 7 мая 1895 г. На заседании физического отделения Русского физико-химического общества Попов сделал научный доклад о своем изобретении и продемонстрировал его. В ознаменовании этого события каждый год 7 мая и отмечается День радио. В этот день ученый высказал надежду, что “прибор при дальнейшем усовершенствовании может быть применен при передаче сигналов на расстояние при помощи быстрых электрических колебаний”.
И уже весной 1897 г. В опытах в Кронштадтской гавани ученый достиг дальности радиосвязи 600 м, а летом того же года при испытании на кораблях – 5 км.
В последние годы А.С.Попов был профессором физики и директором Петербургского электротехнического института. В 1901 г. Его избрали почетным членом Русского технического общества.
Фото 2.
А.С.Попов не был кабинетным ученым, а стремился свои изобретения поставить на службу Отечеству. Разработав искровой радиопередатчик и приемное устройство, он сразу же начал внедрять беспроволочное телеграфирование в морском флоте. И когда в январе 1900 г. в Балтийском море унесло на льдине 27 рыбаков, к ним на помощь вышел ледокол “Ермак”, получивший приказ по радио. С этой гуманной акции началось практическое использование нового средства связи.
IV. Воспитание суворовцев на историко-научном материале в ходе экскурсии.
Знание науки и техники очень важно для молодежи, для тех, кто хочет понять суть и значение современных научно-технических достижений.
Поэтому в преподавании физики нельзя ограничиваться только историческими сведениями, имеющимися в учебнике, необходимо включать в учебный процесс исторический материал из других источников, широко используя для этого внеурочное время. Главная цель ознакомления суворовцев с элементами истории физики – показать динамику развития науки, показать связь с техникой, военным делом, производством, выяснить роль науки в жизни общества и, раскрыть особенности труда ученого, важные в воспитательном плане факты из биографий выдающихся физиков.
Раскроем учебно-воспитательное значение историко-научного материала по физике.
1. Освещение истории развития изучаемых в школе основных физических теорий, борьбы мнений ученых при решении узловых вопросов науки, а также смены научных картин мира позволяет дать суворовцам правильное представление о том, что физика – это не свод твердо установленных законов, а живая история неустанной деятельности многих поколений исследователей, стремящихся проникнуть в тайны природы и поставить их на службу человечеству. Кроме того, включение исторических сведений вызывает у суворовцев интерес к предмету, развивает их любознательность и возбуждает у них желание заниматься самостоятельно – читать литературу по физике и ее истории, способствует формированию научного мировоззрения суворовцев, пониманию ими диалектики развития и познания окружающего нас мира, помогает суворовцам лучше и глубже понять учебный материал, способствует повышению их культурного уровня. И, наконец, на исторических примерах можно дать правильное представление о том, что крупные научные открытия не являются плодом работы одного ученого, а подготавливаются трудами его предшественников, что они достигаются путем длительных и мучительных поисков и на этом пути бывают озарения и сомнения, разочарования и надежды, успехи и неудачи.
2. Изучая основные этапы развития важных научных и технических идей, суворовцы осознают тесную связь научных исследований с прогрессом производительных сил общества, с практикой, они убеждаются в необходимости физических знаний для практической деятельности людей; у них воспитывается уверенность в применимости изученных ими законов и принципов к возникающим в жизни ситуациям, т.е. вырабатывается активная жизненная позиция.
3. Ознакомление учащихся с жизнью и научной деятельностью наиболее крупных ученых (А.С.Попова, Г. Галилея, И. Ньютона, М. Фарадея, М. В. Ломоносова, П. Н. Лебедева, И. В. Курчатова и др.) имеет огромное воспитательное значение. Факты их биографий дают суворовцам пример трудолюбия, принципиальности, честности, упорства в достижении цели, стремления быть полезным обществу. Для передовых ученых характерен патриотизм, чувство национальной гордости, любви к Родине. Многие русские физики обладали этим замечательным качеством - преданностью своей Родине. Они работали самоотверженно и всячески стремились поднять отечественную науку на более высокий уровень, их глубоко патриотические поступки граничили иногда с подвигом. Волнующие примеры благородных поступков ученых, эмоционально донесенные до суворовцев, возбуждают у них гордость за своих соотечественников, стремление подражать им, способствуют воспитанию патриотизма.