Цели:
- вовлечение в процесс тесного сотрудничества детей друг с другом и учителем;
- развивать творческое воображение через слово, образы, музыку;
- расширить чувственный опыт учащихся, обогатить их впечатления, развивать интерес к чтению дополнительной литературы;
- воспитывать согласованность действий учащихся, привитие навыков парной и коллективной работы, чувства дружбы и взаимоуважения.
Оформление сцены.
У окна стоит стол, на котором скатерть, самовар, чашки, пирожки, ваза с цветами.
У двери - ширма, на которой нарисован забор с развешанными объявлениями: “Каждый, кто хочет иметь друга, пусть приходит к нам!” “Приглашаем на праздник в Простоквашино! Подарки приносить с собой!”
В центре находится портрет писателя, рисунки с изображением героев. Вверху разноцветные воздушные шарики.
Действующие лица: Крокодил Гена, Чебурашка, Матроскин, Шарик, почтальон Печкин, старуха Шапокляк.
Учитель: Сегодня у нас не просто урок, а урок свободного общения. Сегодня вы главные герои урока, а я буду вашим помощником.
Недавно один замечательный человек отмечал свой юбилей.
Ему исполнилось 65 лет. Вы, наверное, догадались, о ком я говорю. Кто этот замечательный человек?
Эдуард Николаевич Успенский - один из самых популярных и любимых детских писателей. Его стихи, сказки, рассказы и весёлые повести нравятся не только ребятам, но и взрослым.
Мы с вами проделали большую работу, готовясь к этому уроку. И сегодня посмотрим, что же у нас получилось. А называется урок “Праздник в Простоквашино!” Начинаем наш урок.
(Звучит музыка из песни “Пусть бегут неуклюже…”)
Входят Матроскин и Шарик.
Матроскин: Ну вот, вроде все готово.… Ах, какой же я все-таки хозяйственный кот, просто прелесть! И пироги напёк, и скатерть погладил, и цветов набрал. А Шарик? Только носится туда-сюда, пользы от него никакой…. Нет, я его всё-таки сдам в зоопарк.
Шарик: Кого ты это, Матроскин, в зоопарк сдать собираешься?
Матроскин: Тебя, Шарик!
Шарик: Как тебе не стыдно?! А кто дров для печки нарубил? Кто воды наносил? Кто полы помыл? Кстати, меня в зоопарк не возьмут – я же дворняжка…
Матроскин: А у тебя на клетке так напишут: “Животное неизвестной породы”. Отбою от посетителей не будет! Ладно, это я пошутил. Давай лучше вспомним, всё ли у нас готово к приёму гостей. Ты сказку сочинил?
Шарик: А как же! Вот слушай, как здорово получилось! А называется сказка “Серебряное яичко”.
Жили себе мальчик и девочка.
И был у них Крокодил Гена.
Снёс Крокодил яичко.
Яичко не простое, а серебряное.
Мальчик бил-бил не разбил.
Девочка била-била не разбила.
Слониха бежала, хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Мальчик и девочка плачут,
Крокодил кудахчет:
- Не плачь, мальчик.
Не плачь, девочка.
Я снесу вам новое яичко, другое.
Не серебряное - простое.
На сцену выходят Крокодил Гена и Чебурашка.
Гена: Кто это тут про крокодилов всякую ерунду рассказывает, а?
Матроскин: Ой, Геночка, Чебурашечка, здравствуйте! Как хорошо, что вы пришли!
А эту вот ерунду рассказывал Шарик. Ну, всё у него в голове перепуталось.
Чебурашка: А что? Что-то было неправильно?
Гена: Ну, ты даёшь, Чебурашка! Да там всё неправильно!
Вот я сейчас у ребят спрошу, какие они заметили ошибки.
Во-первых, как начинается сказка?
Дети: Жили-были дед да баба.
Гена: Во-вторых, кто у них был?
Дети: Курочка Ряба.
Гена: В-третьих, разве крокодил снёс им яичко?
Дети: Нет, курочка.
Гена: А, правда, что яичко было серебряное?
Дети: Нет золотое.
Гена: А кто мимо бежал и хвостиком махнул? Неужели слониха?
Дети: Мышка.
Гена: А разве могут крокодилы кудахтать?
Дети: Нет.
Гена: А на самом деле, как называется эта сказка?
Дети: Курочка Ряба.
Гена: Ну, молодцы, ребята! Успокоили вы меня, а то я думал, что уже никто эту сказку не знает.
В коридоре раздаётся стук. Входят Печкин и Шапокляк.
Шапокляк: Ух, ты, как у них тут красиво!
Печкин: Интересно, что это они тут празднуют?
Шапокляк: Ну вот, а нас и не позвали.
Печкин: Ой! Здравствуйте, ребята! Я - почтальон Печкин, фамилие моё такое.
Шапокляк: А что это вы тут празднуете?
Шарик: Дело в том, что мы празднуем рождение одного замечательного человека, можно сказать, нашего общего папочки…
Печкин: Да? У вас тут праздник, а нас пригласить никто и не подумал?
Гена: Вот смешные какие! Да ведь и вы на этот праздник приглашены, да ещё и почётными гостями!
Шапокляк: Как почётными? А мы думали…
Матроскин: Да ведь вас же, как и всех нас, придумал один и тот же человек, замечательный писатель. Пусть ребята скажут, кто придумал такие замечательные истории?
Дети: Эдуард Успенский!
Чебурашка: Правильно! Это замечательный писатель Эдуард Николаевич Успенский!
Шапокляк: А у него точно сегодня день рождения?
Шарик: А мы точно не знаем! Но мы любим его всей душой, потому готовы праздновать в его честь хоть каждый день!
Печкин: Я же совсем забыл! Ведь вам телеграмма!
Шапокляк: Ха-ха! От Гиппопотама! Ой! Это я забылась и опять за своё. Больше не буду.
Печкин читает телеграмму.
“Простоквашино. Всем, всем, всем!!!
Очень заняты в неотложном пункте добрых дел! Наши поздравления и поцелуи имениннику! Вот ему песенка от нас в подарок!”
Матроскин: Кстати, а подарки у вас с собой есть?
Шапокляк: Подарки? Нету у нас никаких подарков…. Да у нас и денег на подарки нету.
Чебурашка: Глупенькие вы! Эдуарду Успенскому не нужны подарки из магазина! А нужно ему, чтобы ребята читали хорошие сказки и росли добрыми и умными.
Печкин: А вот мы сейчас и проверим ребят, какие они умные.
- Где жил Чебурашка прежде, чем он познакомился с Геной?
Дети: В телефонной будке.
Шапокляк: Кто перевоспитал почтальона Печкина?
Дети: Дядя Фёдор, Шарик и Матроскин.
Печкин: Какой масти был кот Матроскин?
Дети: В полоску.
Шапокляк: А как звали любимую корову кота Матроскина?
Дети: Мурка.
Шарик: А я спрошу про себя. Кто меня из речки вытащил, даже можно сказать спас?
Дети: Бобрёнок.
Шарик: Ух, ты! А откуда вы знаете?
Дети: А мы читали эти сказки.
Шапокляк: А вы, ребята, приготовили подарки?
Дети: Да.
При подготовке ребята разделились на две творческие группы: одна группа ребят рисовала рисунки по рассказам Успенского, другая группа подбирала музыку и песни.
Ребята первой группы показывают свои рисунки, остальные дети должны отгадать, из какого произведения и какой отрывок изображён на рисунке.
Учитель: А другие ребята приготовили для вас отрывки песен из сказок Успенского. Угадайте, о каком герое поётся в каждом отрывке? (Звучит отрывок песни Шапокляк, песня Чебурашки, Крокодила Гены, Матроскина, А может быть ворона). А затем поют любую понравившуюся песню.
Чебурашка: А ещё Эдуард Успенский придумал такие замечательные передачи: “Радионяня”, “Абвгдейка”, написал о смешных разноцветных осьминожках. Вот сколько всего он создал!
Гена: Замечательный у нас сегодня получился праздник! Только я очень прошу, друзья мои, давайте на прощание споём мою любимую песню! Как вы думаете, как она называется? Подсказка, она о дне рождении. Правильно, молодцы! Поехали!
Все вместе поют песню “Пусть бегут неуклюже…”.
Учитель: А ещё у нас в гостях наш школьный библиотекарь. Она тоже приготовила подарок.
Библиотекарь:
Верьте хотите, хотите не верьте
Только вчера мне прислали в посылке
Все эти книги, писателя детского
Эдуарда Успенского!
Пишет он книги совсем необычные!
Уж как хочешь – верь не верь,
Но живёт за лифтом зверь.
Любит он машинный запах
У него отвёртка в лапах.
Провода, контакты, двери –
Всё исправит, всё проверит.
И одно себе твердит:
- Детям пользоваться лифтом,
без сопровождения взрослых,
Строго запрещается.
- А вы, ребята, видели этого зверя? (диалог с детьми)
- А это похоже на сказку?
На самом деле бывает так дома,
Когда мама приходит с работы.
Мама снимает боты,Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
-Может быть дом не наш?
- Наш.
- Может не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко!
Вот скажите мне ребята,
Вы боитесь докторов?
- Нет! Молодцы!
Всем известный математик
Академик Иванов
Ничего так не боялся
Как больниц и докторов…
Но вот однажды вечером
Он заболел ангиной.
Соседский мальчик Вова
Звонит по телефону
В клинику районную!
- И что же происходит?
Самый страшный
Врач больницы
Взял свой самый
Страшный шприц и самый страшный
Свой халат…
И сестру взял страшную –
Самую страшную.
Что произошло с академиком Ивановым вы узнаете, когда прочитаете стихотворение “Академик Иванов”.
Всем девчонкам и мальчишкам с детства знакомы книжки Э. Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”, “Крокодил Гена и его друзья”, “Разноцветная семейка”. Но есть у Успенского и другие повести для школьников и их родителей. Что родителям непонятно, школьники им объяснят.
“Меховому интернату нужна учительница хорошего поведения и письма.
Приглашаются девочки из третьего-четвёртого классов. Занимания будут по воскресеньям.
Оплата хендриками”. Такое объявление прочитала девочка Люся в дачном посёлке. Что же произошло с девочкой Люсей и кто её ученики, вы узнаете из книги “Меховой интернат”.
- Сказку “Красная Шапочка” знаете?
- Что произошло с девочкой в этой сказке знаете?
- Но у нас другая сказка.
В одной деревне, у одной бабушки жил один городской мальчик. Звали его Митя. Он проводил в деревне каникулы. Бабушка рассказывала ему по вечерам сказки. А однажды утром бабушка сказала ему, чтобы Митя взял гостинцы и сходил в гости к её двоюродной тётке Егоровне.
- Погостишь у неё, поможешь чего по хозяйству. А то она одна живёт. Старая совсем стала. Того и гляди, в Бабу Ягу превратится.
- Ладно,- сказал Митя.
И отправился в гости.
Что произошло с Митей, кого он встретил в волшебном лесу, и чем закончилось это путешествие, вы узнаете из книги “Вниз по волшебной реке”.
Известно ли вам, ребята, что Крокодил Гена служил в Армии и стал лейтенантом милиции?
Гена был замечательным молодым бойцом. Он лучше всех бросал гранату, смело прыгал с парашюта и отлично маскировался. За отличные успехи по службе Гена был награждён медалью “За отвагу, смелость, героизм и нырятельность”.
Книга “Крокодил Гена – лейтенант милиции” - о новой жизни Крокодила Гены после службы в Армии.
У Эдуарда Успенского есть и другие книги, не менее интересные, чем эти. Но об этом мы поговорим в следующий раз.