Мотивация на уроках математики через применение активных форм обучения

Разделы: Математика


Обучение – это ремесло, использующее бесконечное количество маленьких трюков. Д. Пойа.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учеников к изучаемому предмету и его активности на протяжении всего урока. В связи с этим ведется поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Но последние годы учащиеся обескураживают нас, педагогов, безразличием к учебе. Я активно работаю над проблемой повышения мотивации учащихся к учебе.

Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность, помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым.

К приемам, которые наиболее часто используются, я отношу:

1. Связь изучаемого с жизнью:

- задачи с профнаправленностью,
- спецкурсы или внеклассные мероприятия:

  • «Бухучет»

- решение простейших задач линейного программирования или математические модели в экономике,
- геометрическая прогрессия в экономике,
- задачи на проценты и сложные проценты,
- приложение определенного интеграла в экономике.

  • «Младшая медицинская сестра»

- посчитай свои биоритмы,
- золотое соотношение,
- выпрямление пространства,
- пирамида.

  • «Кондитер»

- быстрый счет,
- сколько пищи поглощает человек.

  • «Автодело»

- физический материал на уроках математики.

2. Зрительные ассоциации:

- умножение одночлена на многочлен – «фонтанчик»

- решение уравнений – «разматывание клубочка»

В простом уравнении:

В сложном уравнении:

- решение уравнений – «поездка заграницу»

- решение неравенства – «построение елочки».

3. Показ недостаточности имеющихся знаний

А Б В Г Д
7 * 8 26 + 15 84 : 12 28 + 35 57 : 19
100 - 65 60 : 12 37 + 19 96 : 12 37 + 26
18 + 27 6 * 12 9 * 4 44 – 19 51 - 14
72 : 12 46 - 18 51 - 38 32 * 2 5 * 16
27 - 19 39 + 32 72 : 18 90 : 15 52 : 13
12 * 5 6 * 9 6 * 12 36 + 39 83 - 36
36 + 16 51 : 17 52 : 13 7 * 6 9 * 9
63 : 21 100 - 81 25 * 8 75 - 26 17 + 48
8 * 8 34 * 2 96 - 77 14 + 49 80 : 16
  • разноуровневые задания.

4. Экскурсы в историю

  • рефераты, сообщения на темы:

- «Из жизни замечательных людей»,
- «Разные способы доказательства одной теорем »,
- «Исторические сведения»,
- «Значение терминов».

5. Создание проблемной ситуации

  • использование исторических фактов:

- при изучении темы «Арифметическая прогрессия» решаем задачу из биографии К. Ф. Гаусса.

6. Использование сравнений

  • логические тесты: вставь пропущенное число, изобрази недостающую фигуру
196 ( 25 ) 324 18 10 6 4
325 ( ? ) 137, 6 11 ? 27.
  • задания: «Найди лишний предмет», «Что лишнее?».

7. Привлечение занимательных приемов, парадоксов

  • интеллектуальные разминки, логические задания, ребусы, математические квадраты, кроссворды, филворды.

8. Использование игровых ситуаций

  • дидактические игры: «Математическое лото», «Найди пару», «Лучший счетчик», «Экстренная инвентаризация»,
  • деловые игры: «Путешествие по стране логарифмов», «Математика и бизнес»,
  • интеллектуальные игры: «Поле чудес», «Математический бой», «Мисс математики», «Брей-ринг», «Математическое состязание».

9. Использование художественной литературы

  • загадки, пословицы, стихи о математических терминах или о великих математиках.

10. Создание психологического климата

  • карточки-информаторы (приложение 3),
  • карточки с образцами решения.

Благодаря этой работе мотивация, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Она побуждает человека развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на формировании личности и раскрытие ее творческого потенциала.

Список литературы:

  1. Рабинович Е. М.Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия.- М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1999.
  2. Рабинович Е. М.Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 классы. Геометрия.- М.: Илекса, 2003.
  3. Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. Шк. – М: Просвещение, 1989г.
  4. Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. сред. Шк. – М: Просвещение, 1992г.
  5. Айзенк Ганс Юрген. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А.Лука и И. Хорола. – Санк-Петербург, «Система-плюс», 1996.
  6. Нагибин Ф.Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984.
  7. Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. Главная редакция физико-математической литературы издательства «Наука», М.,1978.
  8. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 1990.
  9. Клименченко Д. В. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М: Просвещение, 1989.
  10. Гончаров Л. В. Предметные недели в школе. Математика. Волгоград, издательство «Учитель», 2001.
  11. Левитас Г. Г. Карточки для коррекции знаний по геометрии для 8-9 классов. – М.: Илекса, 2003.
  12. Приложение к газете «Первое сентября. Математика».
  13. Журнал «Математика в школе».