Обучение – это ремесло, использующее бесконечное количество маленьких трюков. Д. Пойа.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учеников к изучаемому предмету и его активности на протяжении всего урока. В связи с этим ведется поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Но последние годы учащиеся обескураживают нас, педагогов, безразличием к учебе. Я активно работаю над проблемой повышения мотивации учащихся к учебе.
Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность, помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым.
К приемам, которые наиболее часто используются, я отношу:
1. Связь изучаемого с жизнью:
- задачи с профнаправленностью,
- спецкурсы или внеклассные мероприятия:
- «Бухучет»
- решение простейших задач линейного программирования или математические модели в экономике,
- геометрическая прогрессия в экономике,
- задачи на проценты и сложные проценты,
- приложение определенного интеграла в экономике.
- «Младшая медицинская сестра»
- посчитай свои биоритмы,
- золотое соотношение,
- выпрямление пространства,
- пирамида.
- «Кондитер»
- быстрый счет,
- сколько пищи поглощает человек.
- «Автодело»
- физический материал на уроках математики.
2. Зрительные ассоциации:
- умножение одночлена на многочлен – «фонтанчик»
- решение уравнений – «разматывание клубочка»
В простом уравнении:
В сложном уравнении:
- решение уравнений – «поездка заграницу»
- решение неравенства – «построение елочки».
3. Показ недостаточности имеющихся знаний
- решение задач и упражнений на готовых чертежах (приложение 1, приложение 2),
- таблицы развития вычислительных навыков:
А | Б | В | Г | Д |
7 * 8 | 26 + 15 | 84 : 12 | 28 + 35 | 57 : 19 |
100 - 65 | 60 : 12 | 37 + 19 | 96 : 12 | 37 + 26 |
18 + 27 | 6 * 12 | 9 * 4 | 44 – 19 | 51 - 14 |
72 : 12 | 46 - 18 | 51 - 38 | 32 * 2 | 5 * 16 |
27 - 19 | 39 + 32 | 72 : 18 | 90 : 15 | 52 : 13 |
12 * 5 | 6 * 9 | 6 * 12 | 36 + 39 | 83 - 36 |
36 + 16 | 51 : 17 | 52 : 13 | 7 * 6 | 9 * 9 |
63 : 21 | 100 - 81 | 25 * 8 | 75 - 26 | 17 + 48 |
8 * 8 | 34 * 2 | 96 - 77 | 14 + 49 | 80 : 16 |
- разноуровневые задания.
4. Экскурсы в историю
- рефераты, сообщения на темы:
- «Из жизни замечательных людей»,
- «Разные способы доказательства одной теорем »,
- «Исторические сведения»,
- «Значение терминов».
5. Создание проблемной ситуации
- использование исторических фактов:
- при изучении темы «Арифметическая прогрессия» решаем задачу из биографии К. Ф. Гаусса.
6. Использование сравнений
- логические тесты: вставь пропущенное число, изобрази недостающую фигуру
196 ( 25 ) 324 | 18 10 6 4 |
325 ( ? ) 137, | 6 11 ? 27. |
- задания: «Найди лишний предмет», «Что лишнее?».
7. Привлечение занимательных приемов, парадоксов
- интеллектуальные разминки, логические задания, ребусы, математические квадраты, кроссворды, филворды.
8. Использование игровых ситуаций
- дидактические игры: «Математическое лото», «Найди пару», «Лучший счетчик», «Экстренная инвентаризация»,
- деловые игры: «Путешествие по стране логарифмов», «Математика и бизнес»,
- интеллектуальные игры: «Поле чудес», «Математический бой», «Мисс математики», «Брей-ринг», «Математическое состязание».
9. Использование художественной литературы
- загадки, пословицы, стихи о математических терминах или о великих математиках.
10. Создание психологического климата
- карточки-информаторы (приложение 3),
- карточки с образцами решения.
Благодаря этой работе мотивация, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Она побуждает человека развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на формировании личности и раскрытие ее творческого потенциала.
Список литературы:
- Рабинович Е. М.Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия.- М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1999.
- Рабинович Е. М.Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 классы. Геометрия.- М.: Илекса, 2003.
- Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. Шк. – М: Просвещение, 1989г.
- Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. сред. Шк. – М: Просвещение, 1992г.
- Айзенк Ганс Юрген. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А.Лука и И. Хорола. – Санк-Петербург, «Система-плюс», 1996.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984.
- Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. Главная редакция физико-математической литературы издательства «Наука», М.,1978.
- Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 1990.
- Клименченко Д. В. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М: Просвещение, 1989.
- Гончаров Л. В. Предметные недели в школе. Математика. Волгоград, издательство «Учитель», 2001.
- Левитас Г. Г. Карточки для коррекции знаний по геометрии для 8-9 классов. – М.: Илекса, 2003.
- Приложение к газете «Первое сентября. Математика».
- Журнал «Математика в школе».