Тема урока: "Точка. Линия. Поверхность". Математика. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема. Точки. Линии. Поверхности.

Цели:

  • закрепить умение видеть точки, линии;
  • учить распознавать поверхности (плоские, искривленные) при выполнении практических заданий;
  • учить сравнивать, доказывать и опровергать; ориентироваться в пространстве
  • воспитать трудолюбие, аккуратность, терпение;
  • формирование гуманных отношений во время работы в парах.

Оборудование: тетрадь по математике для 1 класса Н.Б. Истоминой, И. В. Шадриной

“Наглядная геометрия”, лист белой бумаги, цветные карандаши, кубик, колпачки, салфетка, брусок пластилина.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

Ребята! Сегодня мы продолжим наше путешествие в необычную страну, которой нет на карте, но в которой мы с вами уже бывали.

Как же называется эта страна? (Геометрия, – здесь и далее в скобках будут написаны предполагаемые ответы учащихся.)

О какой важной фигуре в геометрии мы уже говорили с вами? (Точке)

Давайте вспомним сказку о ней.

Кто-то из учащихся рассказывает сказку:

Жила-была Точка в стране Геометрия. Скучно было Точке одной. Решила она

найти себе друзей. Встретила она по дороге другую Точку и пошли они вместе. Затем

встретили еще и еще. Их стало так много, что они выстроились в ряд, прижались друг к

другу и получилась линия.

А сейчас вы, ребята, поработайте в парах и нарисуйте к сказке иллюстрацию, используя только точки и линии.

После окончания работы рисунки прикрепляются на доску.

Вопросы по рисункам:

Перечислите, что нарисовали при помощи прямых? (Дома, окна в домах,дороги, лучи солнца)

Где использовали кривые? (Облака, радуга, деревья.)

Использовал ли кто отрезки? (Переход через дорогу)

Что изобразили при помощи точек? (Плоды деревьев, солнце, дождь,)

3. Новый материал.

Постановка учебной задачи.

Ребята! Где висят ваши рисунки? Обсудите в парах и скажите, как называется та часть доски на которую мы прикрепили рисунки, можем писать, рисовать? (Поверхность.)

Сегодня мы с вами поговорим о поверхности.

А что же такое поверхность? Как вы это понимаете? Как представляете?

Какие поверхности видите в классной комнате? (Поверхность стола, книги, глобуса, пенала).

А сейчас давайте попробуем решить задачу: плывет по поверхности моря корабль или подводная лодка? (По поверхности плывет корабль.)

Все ли поверхности одинаковые? Что вы можете сказать о поверхности стекла, тумбочки, шкафа?

Возьмите кубик, сколько частей у поверхности куба, какие они? (Плоские.)

А теперь возьмите брусок пластилина, какая у него поверхность?

Ребята! А можем ли мы сказать, что новогодняя игрушка-шар, глобус, карандаш – плоские?

Обсудите в парах и выскажите свое мнение. Какие бывают поверхности? (После обсуждения в парах приходят к выводу, о том, что поверхности бывают плоские и искривлённые).

Вылепите из пластилина фигуру с искривленной поверхностью. (Обсуждение выполненного задания).

4. Закрепление нового материала. Работа с учебником – тетрадью.

Работая, сегодня на уроке, вы сами нашли ответ на вопрос, что такое поверхность, какими они бывают.

А сейчас давайте откроем учебники на странице 21 и прочитаем, что по этому поводу думают авторы. (Чтение учащимися вывода и его обсуждение.)

Выполнение задания № 43 на странице 21

Найди на рисунке плоские и кривые поверхности. Раскрась кривые поверхности зеленым цветом, а плоские – желтым

Рассмотрим два бумажных колпака, которые лежат на партах.

Что видите общего? (Размер, форма.)

Чем отличаются? (Цветом.)

Рассмотрите внешнюю и внутреннюю поверхности колпачков. Что вы заметили?

(Один из колпачков вывернули наизнанку.)

Чтобы закрепить умение правильно определять внешние и внутренние поверхности выполните задание 39 в тетради на странице 20.

(В задании 39 учащиеся раскрашивают два колпачка.)

5. Итог урока. Рефлексия.