Цель:
- Образовательные:
- ввести понятие производственной функции Кобба-Дугласа;
- обеспечить усвоение учащимися формулы данной функции;
- сформировать умение решать систему уравнений;
- отработать навык записывать формулу в xl и строить графики.
- Развивающие:
- развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать свои мысли;
- развитие самостоятельности, логического мышления;
- развитие умения применять знания на практике;
- формирование представления о компьютере, как о средстве обучения.
- Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала;
- воспитание экономической грамотности;
- воспитание умения работать в коллективе, взаимопомощь;
- воспитание умения применять преемственность в изучении отдельных тем математики, межпредметные связи с другими предметами.
Оборудование: компьютерный класс.
План занятия.
- Организационный момент.
- Повторение.
- Новая тема.
- Закрепление. Решение задач, построение графиков.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
1. Вы наши выпускники. Кто-то будет учиться дальше, кто-то пойдет в другие учебные заведения, но все вы должны быть экономически грамотными; умели бы судить о том, как государство богатеет и чем живет, имели бы ясное представление о значимости экономики в нашей жизни. Надеюсь, что наши занятия помогут вам в этом, а так же и в выборе профильного класса для дальнейшего обучения.
2. Вспомним определение производственной функции (зависимость количества окончательного продукта, которое может произвести фирма, от объема затрат ресурсов на это производство).
- Запишите формулу значения выпуска, которую мы изучили на предыдущем уроке
()
Объясните, что значит каждая переменная в этой формуле.
Q – значение выпуска.
K – капитал, включает заводские здания, промышленное оборудование, различные средства производства, сырье, земельные площади и т.д. (в ден. ед.; машино-часах; в величине арендной платы).
L – труд, включает все физические, умственные и интеллектуальные затраты, совершаемые людьми в процессе производства (в кол-ве отработанных часов, в часовой ставке, в денежных единицах).
Если каждому значению величин ресурсов L0, K0 соответствует единственное значение выпуска Q, то говорят, что Q является функцией L и K, и пишут Q=? (L,K).
3. Сегодня мы введем понятие производственной функции Кобба-Дугласа, которая названа в честь американского экономиста П.Дугласа и математика Ч.Кобба.
Запишем новую формулу:,эта функция называется производственной функцией Кобба-Дугласа. Из этого определения следует, что (L,K)=
a, – положительные экономические постоянные, причем ? удовлетворяет условию 0 < < 1.
Коэффициент – размерность, зависит от единиц измерения факторов L,K и выпуска Q.
Производственная функция Кобба-Дугласа содержит два параметра a и , поэтому для их определения достаточно двух измерений затрат труда, капитала и производственного продукта.
При затратах К1, L1 выпуск Q1; при затратах К2, L2 выпуск Q2
Для нахождения параметров ,необходимо решить систему уравнений:
Какие способы решения системы уравнений вы знаете?
(Способ подстановки, способ сложения, графический способ).
Устное задание:
- Выразите x через y:
7xy=6; x·y=2; 0,5y5x=0
- Решите систему:
4. Решите задачу.
(Формулировка задачи набрана на каждом компьютере, за которыми работают ученики).
Задача 1: К1= 6000 L1=60ден.ед. Q1=300ед.
К2= 4 L2=400ден.ед. Q2=20ед.
Составим систему:
Решим способом подстановки.
Из второго уравнения системы получаем
Искомая производственная функция имеет вид:
Наберите значения в Microsoft Excel:
К1=600, L1=60
К2=600, L2=100
К3=600, L3=150
К4=600, L4=225
К5=600, L5=400
Введите получившуюся формулу в Microsoft Excel.
(=0,5*[выбираем математическую функцию] степень (A1;0,5)*степень (B1;0,5))
Проверьте, получили ли значения Q1 , Q2, Q3 , Q4, Q5 ПО ФОРМУЛЕ.
Постройте графики в Microsoft Excel и сделайте вывод: как зависит величина выпуска продукта от потребления труда.
Вывод: Если увеличить потребление труда (L), то величина выпуска продукта увеличится.
Измените значения величины капитала (K) и потребление труда (L).
К1=25, L1=100
К2=60, L2=100
К3=150, L3=100
К4=225, L4=100
К5=400, L5=100
Проверьте, получили ли значения Q1 , Q2, Q3 , Q4, Q5.
Постройте графики в Microsoft Excel и сделайте вывод: как зависит величина выпуска продукта от капитала.
Вывод: Если увеличить величину капитала (K), то величина выпуска продукта увеличится.
Наши выводы подтверждают одно из свойств производственной функции.
Запишем свойства.
Технология создания презентации.
Слайд 1 – название презентации.
Слайд 2 – графики зависимости величины выпуска продукта от затрат труда и капитала.
Слайд 3 – свойства производственной функции.
Свойства функции:
1° Если увеличить потребление труда L или величину капитала K, то величина выпуска Q увеличится.
2° Если L=0 или K=0, то Q=0. При отсутствии хотя бы одного ресурса выпуск продукта невозможен.
3° Увеличение потребляемых ресурсов в n раз приводит к пропорциональному увеличению выпуска так же в n раз.
Задача 2: К1=972, L1=5ден.ед., Q1=60ед.
К2=4, L2=15ден.ед., Q2=20ед.
а–?, – ?
На доске ученик записывает систему.
Решаем способом подстановки.
5. Дома: постройте график данной функции и решите задачу.
Задача: Определите параметры производственной функции Кобба-Дугласа, , а при затратах
6. Подведение итогов.
В конце урока учащиеся прикрепляют к магнитной доске мордочки, которые выражают настроение, с которым ученики уходят с занятия.
1. Симонов А. Экономические задачи на уроках математики. // Математика. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. 1997. №4.