Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Цель: Закрепить полученные детьми на прошлых уроках знания о русской народной музыке.
Задачи:
- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;
- развитие умения детей слышать разнохарактерные части и записывать их графически;
- исполнять в характере ранее изученные песни;
- развитие у детей необходимых музыкальных способностей и умений, способствующих облагораживанию их внутреннего мира;
- формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
- обобщить знания детей полученные на прошлых уроках;
- развитие умения применять полученные на музыке знания на уроках ИЗО, литературе и т.д.
Методы и приемы: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения), метод графического модулирования, частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск), метод проектирования, наглядно-слуховой, метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие), создание эффекта удивления и ситуации успеха.
Музыкальный материал:
“Ах ты, степь широкая”, “Калинка”, “Светит месяц”, “Солдатушки”, “Посею лебеду на берегу”, “Тонкая рябина”, “А мы просо сеяли”, “Степь да степь кругом”, “Как родная меня мать”, “Гармошка” слова Суслова, музыка Дубравина, П.И Чайковского “Мужик на гармонике играет”.
Оборудование урока:
- Фортепиано.
- Магнитофон, аудиозаписи (кассеты).
- Графические таблицы (схемы).
- Хрестоматии.
- Наглядности (гармоника).
- Таблички: русские народные песни, гармоника, частушки, лад, темп, регистр.
Ход урока
I. Организационный момент.
Встреча детей:
- Добрый день, красны девицы; добрый день, славны молодцы! Как Ваше настроение? К уроку готовы? (Да!) Тогда заходите и начнем!!!
(вход в кабинет под музыку)
II. Актуализация знаний учащихся.
Много песен изучили мы с Вами раньше, много изучим еще, но все их объединяет одно: принадлежат они народу русскому. Их сочиняли наши прадедушки и прабабушки. Сегодня на уроке мы повторим разученные ранее песни, обогатим наши знания о русских народных инструментах, представим себя народными артистами. Много дел нам нужно проделать на уроке, уж не знаю, справимся ли? ( Дети: Справимся!!!)
Прозвенел уже звонок,
Что ж пора начать урок!!!
III. Основная часть.
1. Слушание.
Прослушайте музыку и дайте ответ, каков характер звучания произведения: сумрачный, задумчивый или оживленный, радостный?
Слушание “Ах ты, степь широкая” р.н.п.
Беседа:
- Как выбранный музыкальный регистр (средний или низкий) помогает созданию печального настроения?
- Какие средства музыкальной выразительности были использованы? (лад, темп и т.д.)
- Сколько частей в музыке?
Далее учащиеся выбирают правильное графическое построение произведения из таблиц, предложенных учителем.
- Молодцы, верно, справились с заданием, несмотря на то, что впервые слышали р.н.п. “Ах ты, степь широкая ”.
Интересно, а узнаете ли Вы самую популярную среди русских народных песен, которую любят, знают и с удовольствием поют даже иностранцы !?!
Слушание “Калинка” р.н.п.
Беседа:
- Благодаря каким средствам музыкальной выразительности мы слышим изменения?
- Сколько частей в пьесе? (отметить графически в тетради)
- Одинаковы ли части по характеру?
- Какие жанры сменяют друг друга?
- Кто в Вашем классе смел да умен? Кто сможет найти подходящие таблицы построения? (выбирают из предложенных учителем верные и расставляют на доске)
- Правильно выполнили задание и добры молодцы и красны девицы!!!
2. Исполнение песен.
- Слушать музыку умеете, а петь любите? (Да!) Тогда вставайте, себя на сцене представляйте, да узнавайте песню по короткому вступлению, слова вспоминайте и петь начинайте!!!
(Исполнение ранее изученных песен: “Светит месяц”, “Солдатушки”, “Посею лебеду на берегу”).
Игра.
- Что ж, песни петь умеете складно да ладно! Тогда иное Вам задание: сейчас зазвучит музыка, а Вы постарайтесь движениями, мимикой показать переживания героя (а может быть героев!), его чувства.
(Звучит подборка из различных народных песен: 3-4 песни по одному куплету, но с разными характерами. Несколько учащихся для выполнения задания приглашаются к доске. Музыкальный материал: “Тонкая рябина” , “А мы просо сеяли”, “Степь да степь кругом”, “Как родная меня мать”).
3. Работа над новым материалом.
Работа над новым материалом “Гармошка” слова Суслова, музыка Дубравина. Исполняет ученица 7А класса.
(Композитор – р.н.п.)
Прослушайте песню и ответьте на вопросы:
- Какой инструмент прославляется?
- Произведения, какого характера на нем исполняются?
- Как называют человека играющего на гармонике?
Запись в тетради:
Гармоника - клавишно-духовой инструмент.
- Особенность гармоники еще в том, что в отличие от других клавишных инструментов, у нее нажатием одной клавиши-кнопки для левой руки извлекается не один звук, а целый аккорд! И именно эту особенность звучания гармоники на многие века запечатлел П.И.Чайковский в произведении “Мужик на гармонике играет”. Это произведение входит в “Детский альбом” П.И.Чайковского.
Слушание.
- В этой пьесе П.И.Чайковский с юмором изображает удалой наигрыш на гармонике. Так и видишь, как гармонист лихо растягивает меха на самом громком мощном полнозвучном аккорде. Получая от этого немалое удовольствие, он не в силах от него оторваться, возвращается к аккорду вновь и вновь! Мастерства гармонисту явно не хватает, но энтузиазма ему не занимать. Вновь и вновь звучит тот же самый аккорд. Может быть, он уже успел надоесть кому-то из слушателей, но им придется подождать, пока гармонист придумает и разучит что-то новенькое.
- Сейчас я исполню Вам это произведение, а фортепиано будет изображать звучание гармоники.
(Элемент игровой деятельности – учащиеся должны изобразить под музыку игру гармониста, самого удалого “гармониста” можно посадить перед классом)
4. Проверка выполнения Домашнего задания.
- Ребятушки, мы выяснили, что под аккомпанемент гармоники исполнялись различные песни. Как Вы думаете, а какой жанр был особенно любим детьми? (Частушки)
Верно, частушки. Кто сможет дать определение Частушки? ( Дети : Частушки – это веселые, озорные куплеты, чаще сатирического содержания. Достается в них лодырям, лежебокам, неряхам, обманщикам. Слово “частушка” происходит от “частый”, то есть быстрый. Кое-где частушки называют “припевками”. Они возникли в России в конце 60-х годов XIX века. Это быстрые песни в четком ритме двудольного танца. Мелодия у них совсем короткая, всего один куплет, который повторяется много раз, но с разными словами.
Дети исполняют сочиненные дома частушки на школьную тематику.
IV. Итог урока.
- Ну, что, друзья мои милые, пришла пора проверить, кто больше знает жанров русских народных песен: славны молодцы или красны девицы? Называйте известные Вам жанры по очереди, а кто назовет последний тот и победитель!
- Молодцы, много жанров знаете, но это не все жанры, которые существовали раньше и поэтому на следующих уроках мы продолжим наше знакомство с ними. А на сегодня все: урок пора заканчивать.
(Отмечаю активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность, выбираем лучших артистов, певцов, сочинителя самой интересной и смешной частушки).
- Низкий поклон тем, кто сегодня работал! Спасибо за урок! До свидания!!!