Элективный курс “Комбинаторика. Основы теории вероятностей” выполняет одну из главных функций современного образования: показывает связь теоретической математики с жизнью. Учащиеся узнают об очевидной универсальности вероятностно-статистических законов, которые широко применяются в современной химии, физике, биологии, социально-экономических науках, военном деле и т. д.
Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать жизненные задачи: выбор наилучшего из возможных вариантов, оценка степени риска, шансов на успех и др. Кроме того, он рассчитан на развитие самостоятельности, умения работать в команде, толерантности, реализации межпредметных компетенций, умения работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения.
Данный элективный курс предназначен для широкого круга учащихся вне зависимости от выбранного профиля обучения, так как способствует повышению навыков соотнесения вероятного и достоверного, справедливости и несправедливости в играх и других реальных жизненных ситуациях. На стадии предпрофильной подготовки он повышает вероятность того, что выпускник после 9-го класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с математикой.
Общий объем курса составляет 17 часов.
Логическим продолжением данного курса является элективный курс “Математическая статистика”.
Цели и задачи курса
Основной целью курса является формирование у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений.
В задачи курса входит:
- получение знаний о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;
- овладение умениями решать задачи, связанные с конкретной жизненной ситуацией;
- умение определять связь теории вероятностей с практическими потребностями.
Содержание курса
Комбинаторика
- Исторические комбинаторные задачи.
- Комбинации трех элементов.
- Правило умножения.
- Перестановки и размещения.
Случайные события
- События и их классификация.
- Вероятность событий.
- Решение вероятностных задач.
- Геометрическая вероятность.
- Тактика игр.
- Относительная частота и закон больших чисел.
Чтение и составления таблиц и диаграмм.
Методы преподавания
Основные методы преподавания – это использование метода проектов, технологии проблемного обучения , информационных технологий, технологии развития критического мышления, витагенного обучения.
Формы организации учебных занятий
На занятиях предполагается использование всех форм активного обучения: игры, учебные исследования, опрос общественного мнения, проведение опытов, интерактивные занятия.
Формы контроля
Предполагается использование текущего, тематического и итогового контроля.
Текущий контроль проводится в форме собеседования с учащимися по решению практических задач, рецензированию творческих работ.
Тематический контроль предполагает проверку выполнения тестовых заданий.
Итоговый контроль происходит в форме защиты проекта и презентации личных достижения (портфолио) учащихся, полученных в результате образовательной деятельности.
Целесообразность использования портфолио в качестве альтернативной системы оценки связана с тем, что данный курс является элективным, т. е. выбирается учащимися по их желанию и с учетом собственных интересов.
Обязательные работы, входящие в портфолио учащегося:
- самостоятельно решенные задачи;
- тестовые работы;
- творческая работа либо реферат по данной теме;
- практическая работа;
- проект;
- сочинение-отзыв о данном курсе.
Литература
- В. Е. Гмурман Теория вероятностей и математическая статистика. М. , Высшая школа, 1977г.
- Б. В. Гнеденко Курс теории вероятностей. М. , Наука, 1988г.
- Е. А. Бунимович, В. А. Булычев Вероятность и статистика 5-9. М. , Дрофа, 2002г.
- М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова Элементы статистики и вероятность. М. , Просвещение, 2005г.
- Г. В. Дорофеев Математика 5. М. , Просвещение, 2005г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Комбинаторика (6 часов) |
|||
1 | Исторические комбинаторные задачи. Задача Дирихле. Для чего нужна комбинаторика. | 1 | 8. 09 (7. 09) |
2 | Комбинации трех элементов. Перебор возможных вариантов. Таблица вариантов. Дерево возможностей. | 2 | 15,22. 09 (14,21) |
3 | Правило умножения. Многоэтажные эксперименты. | 1 | 29. 09 (28. 09) |
4 | Перестановки. Задачи с перестановками. Размещения. Тест. | 2 | 6,13. 10 (5,12. 09) |
Случайные события (8 часов) |
|||
5 | События. Возможные, невозможные и равновозможные события. Совместные и несовместные события. | 1 | 20. 10 (19. 01) |
6 | Вероятность событий. Вероятностная шкала. | 1 | 27. 10 (26. 10) |
7 | Решение вероятностных задач. | 1 | 10. 11 (9. 11) |
8 | Геометрическая вероятность. Тест. | 1 | 17. 11 (16. 11) |
9 | Тактика игр. Справедливые и несправедливые игры. | 1 | 24. 11 (23. 11) |
10 | Относительная частота и закон больших чисел. | 2 | 1,8. 12 (30. 11, 7. 12) |
11 | Исследовательская работа. | 1 | 15. 12 (14. 12) |
11 | Чтение и составление таблиц и диаграмм. Опрос общественного мнения. | 1 | 22. 12 (21. 12) |
12 | Проект “Опрос общественного мнения”. Защита проекта. |
1 | 12. 01 (11. 01) |
13 | Итоговое занятие. | 1 | 19. 01 (18. 01) |