Урок обобщения темы: "Электрические явления"

Разделы: Физика


Цели:

  • закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных и экспериментальных;
  • формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
  • научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.

Эпиграфы

Я мыслю, следовательно, я существую.

/Рене Декарт/

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

(Русская пословица)

Оформление: Плакаты с эпиграфами урока.

Портреты учёных: Кулона, Ампера, Вольта, Джоуля, Ленца, Ома.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме “живут”.
А если вдруг они бегут,
То тут уж токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов “величество”
Зовётся: “Электричество!”
Проявим нынче мы умение,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновение.
Эксперименты проведём
И итог общий подведём.

II. Обобщающее повторение.

1. Разминка (В течение 5 минут весь класс в быстром темпе заканчивает фразу учителя).

  1. Электрическим током называется…. .
  2. Единица электрического сопротивления…. .
  3. Формула закона Ома для участка цепи…….
  4. Действия электрического тока……. .
  5. Мощность равна отношению работы к…….
  6. Закон о тепловом действии тока принадлежит……
  7. Как искать общее сопротивление цепи, в которой потребители соединены последовательно…. .
  8. Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с……. .
  9. Электрическое сопротивление зависит от……
  10. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при…. .
  11. Электрическое напряжение измеряется…. .
  12. Формула работы электрического тока…….
  13. 1кВт. ч – единица…….
  14. Амперметр включается в цепь…. .
  15. Формула закона Джоуля-Ленца….
  16. Учёные, опыты которых позволили измерить заряд электрона……
  17. Электризация – это….
  18. Положительный ион – атом…. .
  19. При трении стекла о шёлк электроны переходят…. .
  20. В ядре атома находятся…….
  21. Отрицательный ион – атом……
  22. Электроскоп – прибор для…….
  23. Единица силы тока…….
  24. Электрический ток направлен……
  25. Формула сопротивления проводника…. .
  26. Одноимённые заряды……
    Разноимённые заряды……
Тема: “Электрические явления”













Ф. И. учащегося _________________________________

Учащиеся записывают ответы на заранее заготовленных бланках, которые оцениваются при подведении итога урока.

2. Сообщения учащихся /Об основных понятиях темы “Электрические явления”. При этом учащиеся используются обобщённые планы/. Учащимся выдаётся карточка обобщённого плана ответа, а так же сам объект рассказа.

План ответа о видах соединений проводников.

1. Изображение соединения на схеме.

2. Что можно сказать о силе тока в отдельных участках и во всей цепи?

3. Напряжение на отдельных участках и всей цепи?

4. Расчёт общего сопротивления.

5. Примеры использования в технике и быту соединений такого рода.

Физический объект.

1. Его общая характеристика.

2. В состав, каких других объектов он входит.

3. Из каких объектов состоит.

4. Условия его образования.

5. Физические свойства объекта.

6. Количественные характеристики.

7. Модель.

8. Основные уравнения, описывающие объект.

9. Его возможные состояния.

10. Явления, которые могут с ним происходить.

11. Практические применения.

Физическое явление.

I. Основные сведения о явлении:

1. Главные особенности явления.

2. Условия протекания.

3. Для каких физических объектов характерно.

4. Конечный результат явления.

5. Схема эксперимента для фиксации явления.

II. Теория явления:

1. Физические величины для его описания.

2. Краткая теория явления.

3. Графическое описание.

4. Причинная обусловленность.

III. Практические применения.

Физическая величина.

1. Какое свойство объекта или явления характеризует?

2. Частные значения величины.

3. Обозначение.

4. Способ измерения.

5. Единица измерения в СИ.

6. Прибор для измерения.

7. Её связь с другими величинами.

8. Интервал изменения.

9. Границы применимости.

10. Определение величины.

Физический закон.

1. Что устанавливает, определяет, утверждает?

2. Кем и когда открыт?

3. На основании, каких данных сформулирован?

4. Какие физические величины связывает?

5. Формула выражения закона.

6. Частные случаи его проявления.

7. Опытное подтверждение.

8. Причинная обусловленность.

9. Границы применимости.

10. Применение в практике.

11. Определение закона.

Прибор, механизм, машина.

1. Назначение устройства.

2. Принципиальная схема устройства.

3. Принцип действия устройства.

4. Применение и правила пользования устройством.

а). Эбонитовая палочка

  1. Это физическое тело – эбонитовая палочка.
  2. Эбонит – это каучук с добавлением серы.
  3. При трении её о мех или шерсть она электризуется.
  4. Наэлектризованная палочка способна притягивать к себе мелкие листочки бумаги (демонстрация).
  5. При электризации палочка заряжается отрицательно.
  6. Связь электронов с ядрами слабее у меха, чем у палочки.
  7. Если наэлектризованной палочкой коснуться электроскопа, он зарядится.
  8. При электризации электроны с меха переходят на палочку.
  9. Эбонит – диэлектрик, т. е. он не проводит электрические заряды.
  10. Две заряженные эбонитовые палочки взаимно отталкиваются.

б). График зависимости I и U.

  1. Это – график зависимости силы тока от напряжения, построенный для 2 проводников.
  2. По горизонтальной оси отложено напряжение в В, по вертикальной – сила тока в А.
  3. Зависимость прямопропорциональная, т. к. её график – прямая, проходящая через 0.
  4. При U=1В, I=1А для первого проводника.
  5. Сопротивление первого проводника: R1=U/I=1В/1А=1 Ом
  6. Сопротивление второго проводника: R2=2В/0,5А=4 Ом
  7. Сопротивление R2>R1--- чем выше сопротивление проводника, тем меньше угол наклона графика к горизонтальной оси и т. д. и т. п.

в) прибор – вольтметр.

  1. Это прибор для измерения электрического напряжения.
  2. Шкала проградуирована в В. , и предел измерения напряжения - … В.
  3. Цена деления прибора - …. В/дел.
  4. Есть 2 клеммы для подключения прибора в цепь, возле одной “+”, возле другой “-”
  5. Вольтметр включается в цепь параллельно тому участку цепи, где измеряется напряжение.
  6. Вольтметр включается в цепь с учётом полярности.

г) Реостат и резистор

  1. Это прибор для регулирования силы тока в цепи.
  2. Резистор – в переводе с латыни “сопротивляюсь”, обеспечивает заданное электрическое сопротивление цепи.
  3. Резисторы бывают с постоянным и с переменным сопротивлением.
  4. Резистор с переменным сопротивлением называется реостатом.
  5. Реостат имеет скользящий контакт (ползунок), который, плавно перемещаясь, включает большую или меньшую часть обмотки реостата, и его сопротивление плавно изменяется.

3. Решение задач. Пока 4ро учащихся делают сообщения, 3е учащихся у доски решают по одной задаче (работа по карточкам). В зависимости от количества учащихся в классе можно увеличить число карточек с задачами (для работы учащихся на местах) для полного задействия всех учащихся в работу на уроке, а так же увеличить число карточек для сообщений.

Задача №1. (карточка 1)

Имеется электрическая лампа, рассчитанная на ток мощностью 100 Вт. Ежедневно лампа горит в течение 6 часов. Найдите работу тока за один месяц (30 дней) и стоимость израсходованной за это время электроэнергии при тарифе 30 копеек за 1 кВт ч.

Задача №2. (карточка 2)

Два проводника сопротивлением 10 и 15 Ом соединены параллельно и подключены к сети напряжением 12 В. Определите общее сопротивление проводников, общую силу тока, а так же силу тока в каждом проводнике.

Задача №3. (карточка 3)

Реостат изготовлен из никелиновой проволоки длиной 40 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм2. Напряжение на зажимах реостата равно 80 В. Чему равна сила тока, проходящего через реостат?

4. Опыт и расчёт. (Работа в парах). Учащиеся собирают электрическую цепь из предложенных им деталей: источник тока; ключ; амперметр; резистор; электрическая лампа; вольтметр. Собрав цепь, учащиеся определяют сопротивление в цепи и мощность тока. Данные расчёта и чертёж цепи учащиеся заполняют в бланках отсчёта.

5. Подведение итогов урока.

Учитель, обратив внимание учащихся на портреты учёных, задаёт вопросы классу.

  • В чём заслуга данных учёных в области электрических явлений?
  • Какие открытия сделали данные учёные?

Прослушав ответы учащихся, учитель подводит общий итог урока и выставляет оценки за работу на уроке. / Оценивается: ответы на вопросы физического диктанта; решение задач у доски и сообщения учащихся; выполнение практической работы/.

Бланк отсчёта практической работы.

Ф. И. учащегося -
№1. Вычисление мощности электрической лампы. Расчёты
№2. Вычисление сопротивления в электрической цепи. Расчёты

Для облегчения выставления оценки учащимся за работу на уроке учитель заполняет таблицу

Ф. И. уч-ся Физический диктант сообщения задачи (карточки) практическая работа итоговая оценка за урок

………