Цели урока:
- систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о циклических алгоритмах;
- стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора;
- воспитание у учащихся самостоятельности при проектной форме обучения, создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
- развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.
Задачи урока:
- воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;
- учебная – обобщение, систематизация, углубление знаний;
- развивающая – развитие памяти, логического мышления, приёмов умственной деятельности.
Техническое оснащение: компьютерный класс, экран, мультимедийный проектор.
Подготовка к уроку и оформление кабинета:
- учащимся примерно за неделю до заключительного урока предлагается создать собственный проект (разработка программы), посвящённый 20-летию родного города;
- предварительно одному из учащихся предлагается подготовить Презентацию по данной теме, которую учитель использует во время обобщающего урока;
- подготовить для каждого ученика файлы с тестом на знание операторов и функций Бейсика; кроссворд-цикл; а также оценочные листы.
На экране высвечиваются высказывания:
“Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх”.
Учитель приветствует ребят и гостей, объявляет цель и план урока.
– Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме заключительного урока, итогом которого будет защита мини-проектов, посвящённых 20-летию нашего города.
Учитель: Чтобы сконцентрироваться, проведём небольшую разминку! (Учитель обращает внимание учащихся на слайды)
- Что такое цикл?
- Что такое тело цикла?
- Какие циклы реализуются в Бейсике?
- Объясните работу оператора цикла на следующем
примере?
FOR R=10 TO 70 STEP 20
CIRCLE (160,100), R, 5
NEXT R - Каков формат оператора цикла с параметром?
- Каков формат оператора цикла с предусловием (цикл ПОКА)?
- Каков формат оператора цикла с постусловием (цикл ДО)?
- Как работает цикл с предусловием?
- Как работает цикл с постусловием?
- Для представленной программы назовите параметр
цикла, начальное значение параметра, конечное
значение параметра, результат работы:
D=20
DO
PRINT D
D=D-4
LOOP UNTIL D<2
END
11. В каких случаях целесообразно применять тот или иной цикл?
Затем учитель предлагает ребятам занять места за своим компьютером, открыть файл с тестом на знание операторов и функций языка программирования Бейсика и выполнить задание. На решение теста отводится 10 минут. Ребята заносят ответы в оценочные листы.
Тест на знание операторов и функций Бейсика.
1. Для очистки экрана в Бейсике используется оператор….
а) COLOR
б) CLS
в) CLOSE
г) CALL
2. Для ввода данных с клавиатуры используется оператор…..
а) PRINT
б) INPUT
в) REM
г) IF
3. Оператор комментария в Бейсике – это …..
а) READ
б) CLS
в) CLOSE
г) REM
4. Для вывода данных на экран в Бейсике используется оператор…..
а) PRINT
б) INPUT
в) REM
г) IF
5. Оператор цикла в Бейсике – это …..
а) COLOR
б) CLS
в) FOR
г) FULL
6. Для реализации команды ветвления в Бейсике используется оператор…..
а) DATA
б) INPUT
в) REM
г) IF
7. Оператор Бейсика, меняющий порядок выполнения программы, - это…
а) REM
б) READ
в) GOTO
г) CLS
8. Оператор рисования дуги в Бейсике – это …..
а) PSET
б) PAINT
в) CIRCLE
г) LINE
9. Оператор раскраски в Бейсике – это …..
а) PSET
б) PAINT
в) CIRCLE
г) LINE
10. Оператор переключения режима монитора в Бейсике – это …..
а) CIRCLE
б) SCREEN
в) CLS
г) GOTO
11. Оператор Бейсика, задающий цвет в графическом режиме – это….
а) CIRCLE
б) SCREEN
в) COLOR
г) CLS
12. Модуль числа в Бейсике определяется с помощью стандартной функции…
а) ATN
б) ASC
в) ABS
г) ATAN
13. Для получения случайного числа в Бейсике используется стандартная функция…
а) ATN
б) EXP
в) ABS
г) RND
14. Выделить целую часть числа в Бейсике можно с помощью стандартной функции…
а) SIN
б) MOD
в) INT
г) SGN
15. Квадратный корень в Бейсике можно задать с помощью стандартной функции…
а) ABS
б) ASC
в) SQR
г) EXP
16. Оператор присваивания в Бейсике – это …..
а) LEN
б) LET
в) REM
г) INPUT
17. Цикл ДО реализуется в Бейсике оператором ….
а) FOR … NEXT
б) WHILE …WEND
в) DO … LOOP UNTIL
г) IF … THEN … ELSE
18. Цикл ПОКА реализуется в Бейсике оператором ….
а) FOR … NEXT
б) WHILE …WEND
в) DO … LOOP UNTIL
г) IF … THEN … ELSE
19. Цикл ДЛЯ реализуется в Бейсике оператором ….
а) FOR … NEXT
б) WHILE …WEND
в) DO … LOOP UNTIL
г) IF … THEN … ELSE
20. Оператор позиционирования курсора в Бейсике – это …..
а) GOTO
б) LOCATE
в) REM
г) PRINT
После выполнения теста учащиеся обмениваются оценочными листами, проверяют тест и выставляют оценку, руководствуясь критериями выставления оценок (учитель показывает на экране слайды с правильными ответами и критериями оценивания теста-Приложение1).
Учитель: Ребята, откройте файл: Задачи. Вам необходимо составить программу к данному условию задачи. Результат показать учителю (каждому ученику подобрана конкретная задача, на программирование циклических алгоритмов: цикл с известным числом повторений; цикл с параметром: построение графика функции; цикл с неизвестным числом повторений; вложенные циклы).
Задачи:
Каждый будний день недели рыбак ходил ловить рыбу. Сколько он поймал в среднем рыб за день, если известен ежедневный улов? (Цикл с известным числом повторений)
Написать программу “Пульсирующий круг”: закрашенный былым цветом круг радиуса R, центр которого совмещён с центром экрана, “растёт” до тех пор, пока радиус не увеличится втрое; после этого круг начинает уменьшаться до прежних размеров. Процесс повторяется сколь угодно долго (цикл с параметром).
Одноклеточная амёба каждые 3 часа делится на 2 клетки. Определить, через сколько часов будет X амёб (цикл с неизвестным числом повторений).
Решить числовой ребус (одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры): КОТ+КТО=ТОК (вложенные циклы).
Программирование конкретной задачи оценивает учитель, выставляя оценку в Оценочном листе (Приложение2).
Учитель: Прежде, чем приступить к защите проектов, проведём небольшую разминку. Класс делится на две команды. Учащимся предлагается разгадать кроссворд за определённое время. Ответы внести в оценочные листы (Приложение2).
Кроссворд.
По горизонтали:
1. Отдельное указание исполнителю выполнить некоторое законченное действие.
3. Базовая структура алгоритма, в которой многократно выполняются некоторые действия
5. Отдельный информационный объект, который имеет имя, значение, тип.
6.Что записывается в блок-схеме в блоке, обозначенном ромбом?
7. Базовая структура алгоритма, в которой то или иное действие выполняется в зависимости от условия.
9. Что означает I в операторе цикла: FOR I=10 TO 100 STEP 2…?
11. Процесс выполнения и исправления ошибок в программе.
По вертикали:
2. Как называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма.
4. Объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.
8. Свойство алгоритма.
10. Понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи.
12. Последовательность строк, каждая из которых содержит некоторую команду.
13. Команду, которую должен выполнить компьютер, реализуя программу.
14. Оператор INPUT означает ….. данных с клавиатуры.
Учитель: Молодцы, все справились замечательно. А сейчас приступаем к защите проектов.
Ребята представляют свои проекты. Проектная работа включала в себя как индивидуальную работу над проектом, так и работу в группе.
Проект “Моя улица” (Тюрина Мария.)
Проект “Школа” (Притоцкий Сергей.)
Проект “Мой родной город” (Сагитов Юрий)
Проект “С Днём рождения, любимый город!” (Коллективная работа)
Просмотр проекта, обсуждение творческой идеи, методы и формы реализации проекта.
Учитель подводит итоги урока, ребята сдают оценочные листы ((Приложение2)) педагогу, который выставляет оценки в журнал по результатам трёх блоков: тест; программирование и проектная работа.
Правильные ответы к тесту.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
б | б | г | а | в | г | в | в | б | б | в | в | г | в | в | б | в | б | а | б |
Критерии оценивания теста
количество верных ответов | оценка |
19-20 | 5 |
15-18 | 4 |
10-14 | 3 |
<10 | 2 |
Литература:
1. Л.Л. Босова, Разноуровневые дидактические материалы по информатике, М, “Образование и Информатика”, 2001
2. И.К. Сафронов, Бейсик в примерах и задачах, изд. “БХВ-Петербург”,2000