Внеклассное мероприятие по географии на тему: "Край любимый — Хакасия моя"

Разделы: География, Внеклассная работа


Цели:

  1. Расширение кругозора учащихся об исследователях, географическом положении, природе, особо охраняемых территориях, древних культурах и истории Хакасии;
  2. Развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального и духовного уровня развития;
  3. Воспитание патриотических чувств, любви и бережного отношения к природе.

Оформление:

  1. карты: “Хакасия”, “Политико-административная карта России”;
  2. плакат с девизом: “ Мира не узнаешь, не зная края своего”;
  3. фотографии с картинами природой и археологическими памятниками Хакасии (увеличены);
  4. цифры на магнитах для подсчета баллов (для каждой команды свой цвет);
  5. хакасская музыка;
  6. музыка программы “ Счастливый случай”;
  7. магнитофон;
  8. названия геймов(на полосках бумаги);
  9. мешочек с кубиками.

ВСТУПЛЕНИЕ.

На фоне хакасской музыки звучат слова:

Учитель: Велика и необъятна Россия, огромна Сибирь, ее восточная часть, где на юге расположена Республика Хакасия (обратить внимание на “Политико-административную карту России”).

Ученик: Хакасия - это удивительная по красоте и разнообразию природа: бескрайние степные дали с воздухом, настоянным на травах, дарят непередаваемое ощущение широты и бесконечности мира. Это неповторимая красота тайги и подземного мира, горных рек и речушек, спешащих к Енисею, молчаливых, таинственных скал по их берегам. Горный ландшафт составляет две трети республики. На юге высота горных вершин - тасхылов достигает 2 тыс.метров над уровнем моря. Бывалые люди, налюбовавшись природой Хакасии, часто называют ее сибирской Швейцарией за великолепие альпийских лугов, высокогорных пустынь, горной тайги и голубых озер. Все это наша маленькая родина, где мы родились и живем. Это - наш родной и дивный край.

Ученица: читает стихотворение “ Край любимый”

Хакасия, мой край любимый,
Ты мне священный и родной,
И взор красы неповторимой
Хранится лишь в тебе одной.

И необъятные просторы
Твоих полей, лесов и рек,
И эти сказочные горы
Манят людей не первый век.

Могущество тайги великой
И голубые небеса,
Таят загадочность во взоре
Озер те синие глаза,

И широта степей бескрайней,
Где сотни птичьих голосов,
И перезвон росы хрустальной,
Зимы заснеженный покров,

И луг зеленый жарким летом,
И наша красная заря…
А если взять все вместе это,
То это все - Хакасия моя”!

Учитель: Эти замечательные строки принадлежат ученице школы №14 города Абакана Маше Ушаковой. Но любить свой край – это знать его историю и культуру. Эти знания мы сегодня и проверим.

Звучит музыка “Счастливого случая”

Учитель: Начинаем игру “Счастливый случай”.

I гейм. “Дальше, дальше!”

Команды приглашаются по очереди. Вопросы для обеих команд одинаковы.

Условие: за одну минуту команды должны дать как можно больше ответов. Если не знают ответов – говорят “Дальше”.

Слово жюри. (с каким счетом закончили I гейм команды)

Вопросы I гейма “Дальше, дальше”:

  1. Год образования Республики Хакасия? (3 июля 1991 г.)
  2. Площадь Хакасии? (61.9 тыс. кв. км)
  3. Расстояние от Абакана до Москвы ? (4218 км)
  4. С какой административной единицей граница Хакасии имеет наибольшую протяженность? (Красноярский край).
  5. Где расположен географический центр Хакасии? (На Восточной окраине посёлка Бирикчюль, на левом берегу речушки Юю)
  6. Сколько административных районов в Хакасии? (8)
  7. Самый северный район Хакасии? (Орджоникидзевский)
  8. Районный центр Алтайского района? (Белый Яр)
  9. Сколько городов? (5)
  10. Столица Хакасии? (Абакан)
  11. Самый молодой город? (Саяногорск)
  12. Город угольщиков? (Черногорск)
  13. Численность населения Черногорск? (76,4 тыс. чел – 2004 год)
  14. В каком часовом поясе расположена Хакасия? (в 6)
  15. Какой рельеф преобладает в Хакасии? (горный)
  16. Высочайшая точка Хакасии? (Каратош – 2930 метров)
  17. Узкий каменный коридор, где возведена СШ ГЭС? (Карловский створ)
  18. Тип климата? (Резко континентальный)
  19. Ветры, преобладающие в Хакасии? (Западные)
  20. Река Ионесси – на одном из местных диалектов? (Енисей)
  21. Главная река республики? (Абакан)
  22. Озеро-курорт? (Шира)
  23. Длиннейшая в России пещера, протяжённостью 13 км.? (Ящик Пандоры, Ширинский район)
  24. Сталактитовое и сталагмитовое чудо? (Бородинская пещера)
  25. Животное на гербе Хакасии? (Снежный барс)

Звучит музыка “ Счастливого случая”

Учитель: XVIII-XIX века - период интенсивного движения русских землепроходцев на восток. В течение нескольких десятилетий русские служивые люди открыли Среднюю и Восточную Сибирь, Дальний Восток и Камчатку, оставили свои имена на карте.

Природные богатства Сибири издавна привлекали внимание к ней, как к району, призванному играть важнейшую роль в судьбах нашего государства. Пророческие слова М.В. Ломоносова, стоявшего во главе Географического департамента: “Российское могущество прирастать будет Сибирью” – претворять в жизнь будут на протяжении всей последующей истории. Сибирь лежала перед исследователями ещё чистым белым листом.

Вспомним всех тех, кто прошёл по дорогам Сибирских провинций: по югу Красноярского края и Хакасско – Минусинской котловине.

II гейм “Заморочки из мешочка” об исследователях Хакасии.

Условия: В мешочек кладётся 10 кубиков, 9 из них пронумерованы: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 (под этими номерами – задания). На одно из кубиков стоит буква “С”. Он считается счастливым, т.к. задания нет, а балл присуждается. Это так называемый “счастливый случай”. Участнику, доставшему такой кубик вручается приз.

Помощник подносит мешочек участникам команд. По одному, представители из каждой команды, вынимают кубик из мешочка и называют номер. Ведущий зачитывает задание, которое необходимо выполнить.

Если одна из команд не может выполнить задание, вторая имеет право ответить. Если не отвечают обе команды, то отвечают болельщики. Чьи болельщики ответили, той команде и присуждается победный балл.

На обсуждение вопроса отводится одна минута.

Слово жюри. Подведение итогов II гейма, озвучивание общего счета.

Задания к II гейму “Заморочки из мешочка”

  1. Доктор медицины, натуралист, путешественник. Создал первую орографическую схему Южной Сибири, первую печатную попытку физико – географичекого районирования. Записал ноты сагайских и качинских мелодий. (Иоганн – Георг Гмелин, 1709 – 1755 гг.)
  2. Путешественник, географ, этнограф, геолог, зоолог, ботаник – учёный энциклопедист. Записал хакасские камлания, признанные классическими. Составил гербарий из 200 растений. Установил естественную границу между Европой и Азией. (Пётр – Симон Паллас, 1741 – 1811гг.)
  3. Доктор медицины, натуралист, путешественник. Изучал народы Сибири, их языки, памятники письменности и древности. Возглавил первую научную экспедицию в Хакасско – Минусинскую котловину. (Даниил – Готлиб Мессершмидт, 1685 – 1735гг.)
  4. Историк, археограф. Член Петербургской Академии. В составе экспедиции И.Г. Гмелина изучал Южную Сибирь. (Герард Фридрих Миллер, 1705 – 1783гг.)
  5. Геолог, географ, путешественник. Составил орографическую и геологическую карту Алтая, Саян. Описал исток р.Абакан, Чуи. (Пётр Александрович Чихачёв, 1808 – 1890гг.)
  6. Доктор биологических наук. Исследователь флоры Красноярского края, лесостепных и степных районов Хакасии. Изучал лекарственные растения Минусинской котловины. Создатель первого определителя цветущих растений Хакасии. (Леонид Михайлович Черепнин, 1906 -1961гг.)
  7. Натуралист, краевед, ботаник. Основатель Минусинского музея. (Николай Михайлович Мартьянов, 1844 -1904гг.)
  8. Революционер – народник, этнограф, археолог, путешественник. В 1885 году изучал абаканскую степь и предгорья Саян, вёл геологические наблюдения. В 1889 году дал характеристику отложения г.Изых. (Дмитрий Александрович Клеменц, 1848 – 1914гг)
  9. Основатель Томской геоботанической школы. Выдающийся сибирский ботаник. 30 лет изучал флору Хакасско – Минусинской котловины. (Виктор Владимирович Ревердатто, 1891 – 1969 г.)

Звучит музыка “ Счастливого случая”

III гейм “Темная лошадка”.

Условие: участникам игры предлагается фотография “темной лошадки”, которую они рассматривают. Затем дается информация о человеке, который будет вести этот гейм, но не называется ни фамилия, ни имя, ни отчество.

Участники должны отгадать.

Приглашенный человек готовит для участников 2-3 вопроса, на которые должны ответить команды.

Учитывается быстрота, правильность ответа. Оценивается ответ по одному баллу. Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает.

Этого человека в школе знают многие. У него очень много друзей. Он увлекается спортом, туризмом, краеведением. Был членом сборной команды школы по туризму, которая занимала первое место по технике пешеходного и лыжного туризма. Он победитель городской и республиканской научно-практической конференций, участник Всероссийской олимпиады по краеведению, проходившей в 2002 году в Москве. За свои победы был награжден дипломами и поездкой по 4 странам Европы. Кто же это?

“Темная лошадка” - Семен Востриков.

(задает вопросы участникам по г. Черногорску)

Ведущий благодарит гостя и вручает ему приз.

Слово жюри. Подведение итогов III гейма, озвучивание общего счета.

Вопросы к III гейму “Темная лошадка”

1. Память о трудовых и боевых подвигах черногорцев увековечена в 8 памятниках.

Назовите их.

  1. Памятник шахтерам, погибшим в результате взрыва на шахте номер 8 в 1931 г.
  2. Мемориал воинской славы в честь воинов-черногорцев, павших на фронтах В.О.В. 1941-1945 г. г.
  3. Памятник летчикам и курсантам Бирмской военной авиационной школы пилотов, погибшим во время учебных полетов в г. Черногорске в 1942-1946 г.г.
  4. Памятник Москалеву Н. К.- Герою Советского Союза и учащимся школы номер 6, ушедшим и не вернувшимся с фронтов В.О.В. 1941-1945 г.г.
  5. Памятник летчикам Бирмской военной авиационной школы пилотов (самолет по ул. Бограда)
  6. “Никто не забыт, ничто не забыто (на территории ЧЭЗОКа- макет боевого орудия - пушки”
  7. Арка Славы-площадь воинов-победителей.
  8. Памятник японским военнопленным

Наш город дал восемь героев Советского Союза - это наши земляки. Их память увековечена в названиях улиц. Какие это улицы?

(Это улицы имени: В.Г. Тихонова, Н.К. Москалева, П.А.Рубанова,

А.П.Сибирякова, В.И. Богданова, Т.А. Яковлева, Н.П. Янкова,

М.Е. Орлова.)

2. Дата образования города Черногорска? (20 января 1936г)

Звучит музыка из “Счастливого случая”.

Учитель: С каждым годом на Земле остается все меньше и меньше не тронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик степей, лесов, гор. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми ее обитателями, государство объявляет их заповедными.

Природа Хакасии отличается повышенной уязвимостью. Поэтому на ее территории созданы особо охраняемые природные территории. О них и пойдет речь в 4 гейме.

VI гейм “Ты – мне, я – тебе”.

Условия: участники команд задают вопросы друг другу поочередно.

Вопросы готовились заранее. Кому адресовать вопрос выбирает сам участник. За каждый правильный ответ - 1 балл. Если соперник не знает ответа, то помогают болельщики. Каждый участник задает по одному вопросу. Кто ответил, тот и задает вопрос. Отвечающему можно рассуждать вслух.

VI гейм посвящается особо охраняемым природным территориям Р.Х.

Вопросы (составили воспитанники кружка “Краевед”)

1. Постановлением Совета Министров РСФСР был учрежден 1 в Хакасии государственный природный заповедник, что в переводе означает “ Степь”, а спустя 2 года – горно-таежный. Назовите даты образования и названия этих заповедников.

(август 1991г., степной - “ Чазы”, сентябрь 1993г., горно-таежный - “Малый Абакан”)

2. На базе 2 заповедников был создан государственный природный заповедник, который можно считать эталоном дикой природы всего Алтае-Саянского экорегиона. Как называется заповедник и когда он был создан?

(“ Хакасский”, 4 сентября 1999г)

3. Назовите участки, взятые под охрану заповедника “ Хакасский” .

(Это приозерные котловины, часть акваторий наиболее ценных озер, лесостепи и болота, а также девственные леса, горные редколесья, высокогорные тундры, альпийские луга, высокогорные степи и высокогорные пустыни (гольцы), озеро Улух-Коль, “ Заимка Лыковых”).

4. В чем сходство и отличие российских заповедников (в том числе и

“ Хакасского”) от зарубежных форм особо охраняемых природных территорий?

(Сходство: наивысшая форма сохранения природных комплексов.

Отличия: российские заповедники – это еще и научно- просветительские организации, призванные не только охранять, но и изучать природу в естественном состоянии)

5. Что такое государственный природный заказник и какие заказники могут быть?

(Природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченными и согласованным использованием других природных ресурсов.

Заказники могут быть: ландшафтные или комплексные, биологические, орнитологические сезонные, палеонтологические, гидрологические, геологические и другие)

6. Назовите охраняемые природные территории Хакасии.

а. заповедник: “Хакасский”;
б. заказники: “Июсский”, “озеро Улух-Коль”, “Урочище Трехозерки”, “Каратошско-Инейский”;
в. национальные парки: “Ивановское озеро”, “Каратошский”, Пещерный край (Июсский);
г. эколого-этнические и ландшафтно-исторические зоны (каменные изваяния, памятники древних культур: поселения, могильники, курганы, крепости, писаницы;
д. памятники природы (23);
е. эколого-рекреакционные зона.

7. Можно ли нашу Республику сравнить с музеем под открытым небом и печему?

(Да, здесь находится более 160 пещер, многие из которых представляют значительный научный интерес и подлежат особой охране, другие можно использовать для спелеотуризма. Также крупные комплексы курганов, крепостей, писаниц, городищ насчитывается более 60, древние поселения)

8. Когда и где на территории Хакасии начало развиваться заповедное дело ?Это был заповедник или заказник? Как он назывался?

(В начале 70-х годов.Создан в Таштыпском районе, Таштыпский зоологический (охотничий) заказник “Тарташ” местного значения)

9. Кто внес значительный вклад в создание особо охраняемых природных территорий Республики Хакасия?

(Штильмарк Ф. Р., Прокофьев С. М., Кустов Ю. И., Дмитриев В. Е., Балахчин В.П., Яськов И.С., Девяткин Г. В., Анкипович Е. С., а так же Новосибирский ботанический сад, Иркутский институт географии и другие.)

10. Назовите особо охраняемые территории степной экологической группы.

(“Подзаплоты”. “озеро Шира”, “Озеро Иткуль”, “озеро Беле”, “Оглахты”, “Камызякская степь с озером Улух-Коль”, “Хол-Богаз”.)

11.Археологический заповедник расположен на юге Сибири, в древней Хакасии. История этой древней земли столь богата, что счет идет не на столетия, а тысячелетия.Первое государство Дин-Линов, живших на этой земле в 7 -3 веках до нашей эры, оставили о себе память в поражающих воображение курганных захоронениях, мистических наскальных рисунках. Здесь находится гостиница из 15 восьмиугольных деревянных юрт. Назовите заповедник, где он находится и как называется юртовый комплекс?

(Село Казановка, в Аскизском районе, юртовый комплекс “Кюг” (означает “радость”)

12. По инициативе и непосредственном участии Национального Фонда

“Страна заповедная” в рамках программы “Живая планета” одному из членов правительства Республики Хакасия было присвоено Почетное звание VIP- сторонника WWF в России “ Хранителя земли”. Кому и за что?

(Алексею Лебедю, за огромный вклад в развитие системы особо охраняемых территорий Алтае-Саянского региона)

Слово жюри. Подведение итогов этого гейма и общего счета.

Звучит музыка “ Счастливого случая”

Гейм V “Гонка за лидером”

Учитель: Хакасия полна сюрпризов. Это “археологическая Мекка” Сибири, музей под открытым небом. На ее территории насчитывается около 30 тыс. памятников древней истории: наскальные рисунки, руины древних городов, оборонительные укрепления, горные плавильни и святилища, тысячи древних могильников и захоронений.

Итак, последний гейм! Кто же будет победителем?

5 гейм “Гонка за лидером” посвящен древним культурам и истории Хакасии.

Условия: За одну минуту дать как можно больше ответов. Ведущий зачитывает вопросы, участники команд (в начале одна, затем другая) отвечают. Если не знают ответа, то говорят : “Дальше!”

Вопросы гейма “Гонка за лидером”:

Вопросы первой команде:

  1. Историческая эпоха, обозначенная термином “палеолит”? (Древний каменный век)
  2. Древняя форма первобытной религии?   (Тотемизм)
  3. Эпоха первобытнообщинного строя по форме родового уклада? (Матриархат)
  4. Краска, с помощью которой делались наскальные рисунки? (Охра)
  5. Вертикально поставленный каменный монолит? (Столб)
  6. Назовите произведения искусств окуневцев? (Каменные плиты с изображением животных)
  7. Эта культура имеет общие черты с культурой скифов Северного Причерноморья (CVII-III веков до нашей эры)? (Тагарская)
  8. Самое крупное захоронение в Хакасии? (Кара-Курган)
  9. Сколько человек погребено в Салбыкском кургане? (Один)
  10. К какой культуре относят глиняные портретные маски (1 век до н. э.- 5 в. н.. э.)? (Таштыкской)
  11. Наскальные рисунки? (Петроглифы)
  12. Известно ли науке на каком языке говорили гунны? (Нет)
  13. Как называется Верховный правитель в Древнехакасском государстве? (Каган)
  14. Столица Уйгурского каганата? (Орду-Балык)
  15. Самый крупный курган, получивший свое название по котловине? (Салбыкский)
  16. Древние памятники искусства Хакасии? (Наскальные рисунки)
  17. В каком году были расшифрованы енисейские письмена? (В 1893 г.)
  18. Божество, охраняющее материнство и младенчество? (Умай)

Вопросы второй команде:

  1. Наиболее древнее поселение “человека разумного” по Кызласову Л. Р.? (Стоянка Малая Сыя на реке Белый Июс)
  2. В какую сторону света повернуты личины, принадлежащие Тазминской культуре? (На восток)
  3. Человек эпохи палеолит, его тип соответствует современному человеку? (Кроманьонец)
  4. К какой культуре относят изобретение календаря? (Окуневская)
  5. К какой расе относят динлинов? (Европеоидной)
  6. Монументальная скульптура? (Курган)
  7. Строительный материал, который использовали таштыкцы для постройки юрт? (Обожженный кирпич)
  8. Где археологами были обнаружены развалины дворца гуннского наместника? (аал Тутатчиков)
  9. Время возникновения Древнехакасского государства? (5-6 века)
  10. Главнокомандующий в Древнехакасском государстве? (Хесибей)
  11. В каком порядке читается древнетюркский текст на каменных изваяниях? (Справа налево)
  12. Тип могильника, названный “Камень войны”? (Чаа-тас)
  13. Шедевры изобразительного искусства Тюхтякской культуры? (Сулекские писаницы)
  14. Год вторжения армии Чингиз Хана на территорию Древнехакасского государства? (1207 г.)
  15. Каменное изваяние - степная богиня? (Хуртуях)
  16. Знаменитые писаницы, получившие свое название по горному хребту Бояры? (Большие Боярские)
  17. Первое Южно-Китайское государство? (Динлинов)
  18. Сибирское народное название древних наскальных рисунков? (Писаницы)

Слово жюри: “Счет этого гейма и общий счет”

Учитель: “Пока жюри подводит итоги, я хочу прочитать стихотворение Карамашева Максима живет он в селе Имек Таштыпского района, с которым мне посчастливилось встретиться. В апреле 2004 г. Я сопровождала его и своего ученика Алаева Андрея в город Калугу на 13 Всероссийскую олимпиаду школьников по географии. Максим не только эрудит, но и поэт. В 2003 г. Вышел его сборник стихов. Одно из них я хочу сейчас прочитать. Оно о нашем крае – Хакасии любимой.

Хакасия

Хакасия милая-родина малая,
В которой живу я, встречая рассвет,
Гляжу на курганы и снежники талые,
И края милей и прекраснее нет.

Живут здесь народы огромной Евразии,
Где русский с хакасом на веки друзья,
Италия в центре Сибири – Хакасия,
И не любить ее просто нельзя.

Здесь много заводов, полей и туристов,
Два моря искусственных здесь человек
Создал, чтоб росла наша Родина быстро
В шальной XXI - космический век.

Здесь южные степи с тайгой неразлучны,
Горячий песок с ледниками лежит.
Здесь яркое солнце и снежные тучи,
И аист фламинго навстречу летит.

Для жизни и творчества море простора,
Гостей здесь встречают, шутя и любя.
Глубокие реки, высокие горы,
Хакасия, край мой, люблю я тебя!

Карамашев Максим

5 ноября 2003 г.

Слово жюри: счет V гейма. Итог игры. Называется команда победительница, ей вручаются памятные подарки.

Учитель: В игру мы включили далеко не все известное о нашей Хакасии. Следующий “Счастливый случай” мы посвятим топонимике, населению, обрядам и культам, праздникам, поэтам, художникам, скульпторам.

Игра закончена. До новых встреч!!!

Звучит музыка “Счастливого случая”