Занятие для будущих первоклассников по теме: "Волшебный мир музыки"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Тема занятия: “Волшебный мир музыки”

Цель: Дать первичные представления о музыкальном искусстве.

Задачи:

  • увлечь музыкой, развивать интерес и любовь к музыке,
  • вызвать музыкально-эстетический отклик на произведения,
  • способность размышлять о музыке,
  • развивать вокальные навыки, музыкально- эстетический вкус,
  • способствовать становлению позитивного отношения к искусству.

В класс входят будущие первоклассники.

Учитель:

Вслушайся: весь мир поет –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет
Мир ее волшебен!

Звучит “Па де де” из балета “ Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Учитель: Ребята, а вы знаете, куда вы попали? Это волшебный кабинет – кабинет музыки.

А кто из вас знает, что такое музыка? Наверно многим мой вопрос покажется странным. Действительно, кто этого не знает? Музыка – один из видов искусства. Она входит в дом с первых минут жизни человека. С колыбельной песни его матери. Когда вы пришли в детский сад, музыка сопровождала вас во время праздников, на занятиях физкультуры и музыки. Звучит она в кино, театре, на телевидении и т. д. /можно предложить детям ответить на этот вопрос самостоятельно, но помочь при затруднении ответов/.

Сегодня у нас праздник – и мы посвящаем его музыке. Приглашаем вас в наш уютный, теплый дом, где каждому из вас найдется место и дело по душе, когда вы придете в первый класс.

Девочки из вокальной группы исполняют песню “ Мой дом” В.Цветкова

Учитель: Сегодня к нам на занятие пришли девочки из вокальной группы “ Северный калейдоскоп” Вот уже пять лет, они изучают музыку, учатся понимать и слушать ее и помогут нам провести наш праздник.

Они принесли нам волшебный микрофон, с помощью которого мы узнаем, готовы ли вы усердно заниматься музыкой. Ведь музыка живет, ребята, в каждом из нас, у каждого своя неповторимая. И очень важно научиться слушать ее.

Алина:

Без музыки не проживу и дня,
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов.
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечный спутник мой!

Учитель: Мы будем путешествовать по миру музыки, звуков, нот. Но для того, чтобы совершить это путешествие нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность, организованность, воображение.

Давайте посмотрим, насколько вы внимательны, дисциплинированны, любознательны.

Проводится игра “Тишина”:

- Тишина из звуков сплетена. /Слушают тишину/. Хлопок в ладоши:

- Что ты слышал в тишине, расскажи скорее мне.

Игра проводится 3-4 раза.

Учитель: Вы умеете соблюдать тишину, молодцы. А на того, кто не умеет слушать и слышать, музыка обижается и покидает его. Но у нас я думаю, таких нет!

Марина:

Это мир волшебный!…
Кажется, он создан из лучей.
Из бликов серебристо-звездных
Из дождинок тонких, из метелей белых,
Из капели звонкой, кажется, он сделан.

Алина:

Из цветочных радуг! Из потоков бурных!
Из огня и вихря. Из небес лазурных
В нем зима искрится. Радостно сияет!
Сказочная осень золотом пылает
Там весна цветная! Праздничное лето!
Душу наполняет он добром и светом!

Дениза:

Вслушайся, весь мир поет –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет
Мир ее волшебен.

/Из тишины начинает звучать “Шутка” И.С.Баха /

Слушание.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем рассказала эта музыка?

/Беседа о характере музыки/

Учитель: А вы знаете, из чего состоит музыка?

Дети: Из звуков.

Учитель: Но звуки бывают разные:

Катя Т:

Все на свете дети знают
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот
Самолета громкий рокот.

Лиля. С:

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Дениза:

Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки
Музыкальные есть звуки.

Проводится игра: “Назови звуки”:

/На стенде рисунки, где изображены различные предметы, которые издают различные звуки: шумовые и музыкальные. Дети определяют, на каких звучат музыкальные звуки, на каких шумовые./Во время игры также используется аудиозапись со звучанием /вьюги, грома с дождем, пение птиц, барабанная дробь, звучание ручья, шум поезда, звучание колокольчиков, шум гоночных машин, шуршание, игра на скрипке и т.п. /Дети определяют, какие это звуки.

Учитель: Молодцы, вы справились хорошо с заданием. Ребята, а может быть, вы знаете, из чего состоят музыкальные звуки?

Дети: Из нот.

На доске рисунки с изображением скрипичного ключа, нотного стана, нот.

Катя Т:

Познакомьтесь - ключ Скрипичный,
Развеселый, симпатичный,
На второй всегда линейке
Он сидит как на скамейке.

Дениза:

Чтобы пьесы исполнять
Ноты надо твердо знать
Выучи названье нот
И где каждая живет.

Лиля:

Соль подруг опередила-
На вторую угодила.
На второй и ключ Скрипичный,
Только с краю он обычно.
Ключ открыл дорогу Соль
У него такая роль.

Марина Я:

А между второй и третьей
Нота Ля сидит, заметьте
Посмотрите, вот она,
Смотрит, словно из окна.

Алина:

Нота Си посторонилась,
Да за третью зацепилась:
“Ах, устала, не могу,
Дальше я не побегу”

Марина Г:

Фа застряла – ой, ой, ой!
Между первой и второй.

Катя П.:

Нота Ми на первой села,
Вверх идти не захотела.

Марина Я:

Ниже Ре остановилась,
Да под первой разместилась.

Дениза:

До отстала, опоздала,
Здесь никто не виноват:
На добавочных линейках
Опоздавшие сидят.

Все вместе:

Ноты выстроились в ряд,
Получился Звукоряд!

Учитель: А сейчас мы с вами разучим песню “ До, Ре, Ми…”, чтобы лучше запомнить название нот и их последовательность в звукоряде. А помогут нам девочки из вокального ансамбля. Они будут петь куплет, а вы вместе с ними припев:

1.

Чтоб выучиться пению
Имеем мы терпение
И чтоб урок у нас не зря прошел.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны.
И выучить все ноты хорошо!

Припев:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

2.

Возьмем свои тетрадки мы
И ноты по порядку мы,
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый раз учить урок!

Припев:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

(Исполнение песни)

Катя Т:

Есть у радуги семь красок,
А у музыки семь нот.
Только кто же без подсказок
Эти ноты разберет?

/На доске изображен цветок, лепестки выполнены из белой бумаги/

Лиля:

Будто капельки похожи,
Различать мы их не можем.
Вот что: ноты все украсим,
Словно радугу раскрасим.
И запомним сразу мы:
Где тут Фа, а где тут Ми.

/Девочки вставляют в середину цветка разноцветные лепестки/

Алина:

Чудо-цветик, диво цветик
Музыкальный семи цветик
Уж давно известно всем:
Лепестков в нем ровно семь!

Катя П.:

Музыкальный семи цветик
Хочет с вами поиграть
Вам поможет семи цветик
Ноты все запоминать.

Проводится игра “ Волшебный семи цветик ”

/Девочки из вокальной группы убирают по очереди лепестки с названием нот, а дети определяют, какой ноты не хватает в цветке. /

Учитель: Мы с вами совсем забыли про наш волшебный микрофон! Посмотрите, как он переливается различными огоньками! Молодцы ребята! Сегодня на занятии вы были очень внимательны, любознательны, дисциплинированны и поэтому он благодарен вам за это.

Девочки из вокальной группы исполняют песню: “ Музыкальные страницы ” музыка и слова А.Ермолаева.

Учитель: Наш праздник закончился, но мы с вами не прощаемся, а ждем вас в сентябре месяце! До свидания!

Звучат мелодии школьных песен.