Необходимость реформирования системы школьного образования, реализация основных направлений модернизации Российского образования предполагают внедрение инновационных подходов к управлению развитием школой.
Движущей силой вектора развития школы, образовательной инноватики является субъект – субъектная парадигма. Участники образовательного процесса рассматриваются нами как активные соучастники, стремящиеся к взаимообогащению и взаиморазвитию с учетом особенностей каждого. Это диалог партнеров, понимающих друг друга. В результате школа смогла разработать проект взаимодействия с вузами города и региона, две программы развития школы (1997- 2003 г.г., 2004 - 2007гг.), успешно работала в режиме экспериментальной площадки (1997 -2003 гг.) по проблеме “Технология перехода и поддержания школы в режиме развития”. Разрабатывает технологию перехода на предпрофильную и профильную подготовку. Приняла участие в разработке республиканского гранта “Сетевая организация профильного обучения в муниципальной сети”, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса “Лучшие школы- 2004”.
Перевод школы как педагогической системы в новое качественное состояние предполагает владение руководителями и педагогами технологией проблемно-ориентированного анализа. Как известно, проблема “сидит” в результате. Видишь проблему - ищешь пути ее устранения. Анализ образовательной ситуации, выявление проблем и противоречий образовательного процесса позволяет выявить в системе школы компоненты, подлежащие инновационным изменениям. Эти изменения у нас затронули:
- содержание образования;
- технологии обучения;
- организацию образовательного процесса;
- подготовку учителя к внедрению современных технологий обучения;
- систему воспитательной работы;
- систему дополнительного образования;
- управление программным развитием школы.
Одна из форм технологии управления развитием школы является переход к диалогическим формам взаимодействия, к которым относятся организационно-деятельностные игры (ОДИ). ОДИ помогают нам формировать способность вести диалог с коллегами, осознанию наличия разных решений и позиций не обязательно совпадающих с собственными. ОДИ позволяют:
- ориентироваться на принятие альтернативных решений;
- расширять горизонты видения и понимания за счет включения дополнительных ресурсов, не принимаемых во внимание раннее. В результате у нас сформировался коллектив единомышленников, который желает работать по-новому.
В условиях полилога, диалога, разноплановых уровней сознания рождается новая стратегия развития школы, выраженная в программе развития.
Цель - новое качество образования, понимаемое
нами как достижение уровня, обеспечивающего
удовлетворение запросов личности, общества и
государства. Мы создали программу “Развитие
детской одаренности как фактор успешности
формирования творческой личности” (с 1 по 11 кл.).
Совершенствуем управляющую структуру. Активно
внедряем и реализуем эффективные
образовательные технологии. Помогаем учащимся в
выборе индивидуальной образовательной
траектории. Тесно сотрудничаем с родителями и
партнерами школы, перечень которых ежегодно
пополняются. Школа продуктивно взаимодействует
с сообществом микрорайона и города, востребована
педагогическим
сообществом республики и России.
Основными принципами управления школой являются:
- принцип новых задач;
- принцип программно-организованного образования;
- принцип уважения и доверия к человеку;
- принцип непрерывного развития (постоянного обновления);
- принцип горизонтальных связей: участие в управлении учителей и делегирование полномочий;
- принцип первого руководителя;
- принцип постоянного повышения квалификации.
- принцип ключевых дел и событий;
- принцип поддержки инициатив;
- принцип содержательного партнерства;
- принцип содержательных коалиций;
- принцип наращивания инновационного опыта и др.
Внедрение принципов в управление школой позволяет создать новую развивающую среду.
Повышение квалификации педагогического коллектива пропорционально успешному достижению целевой линии развития школы, в основе которой лежит стратегия успеха.
Стратегия успеха основа раскрытия, взращивания внутренних ресурсов личности педагогов и обучающихся.
В практике управления школой используется технология проектных команд – разновидность модульной технологии управления. Маленькая команда как основной элемент организационной культуры таит в себе большие возможности. Именно командный метод работы позволяет без специальных материальных затрат добиваться успехов в развитии каждой личности. Педагог – человек команды, умеет слушать, уважать мнение другого. В школе создаются исследовательские проекты, авторские программы. Проводятся авторские семинары презентации и мастер классы, внедряются авторские школь; Школа открыта сообществу педагогов, руководителей и учащихся. Родилась новая практика “Школа школ”: “Школа наук”, “Школа открытий”, “Школа мастерства” и другие, которые обогащают внутреннюю и внешнюю среду общения.
Результатом командно-проектной деятельности является создание прогрессивной системы ценностей, позволяющей предвидеть развитие ресурсов школы. Школа – субъект инновационно-экспериментального пространства муниципальной и республиканской системы образования может рассматриваться как ресурсный центр по внедрению профильного обучения и повышения квалификации управленческих кадров.
Информатизация школы предполагает:
- компьютеризацию школы;
- выход в Интернет;
- подключение к информационным сетям, внутренняя локальная сеть;
- использование мультимедиа по предметам школьного учебного плана;
- повышение квалификации кадров;
- расширение использования компьютерных технологий в образовательном процессе.
Внедрение технологий творческих коалиций позволяет нам создавать мобильные группы для решения оперативно-тактических конкретных задач, которые держат целевую линию развития школы, решают конкретные задачи, возникающие по ходу деятельности. Это научно-методический совет, лаборатория инноваций и совет эксперимента, тесно взаимодействующие с кафедрами развивающего обучения, развития и воспитания личности школьника. Идет наращивание инновационного потенциала. 6 учителей школы – постоянные руководители городских методических объединении, 25 – руководители и члены городских и республиканских экспертных групп. Клуб молодых учителей “Призвание” и клуб классных руководителей “Гармония” неоднократные победители городских и республиканских конкурсов.
Технология исследовательской деятельности позволяет педагогическому коллективу выйти на новый уровень, уровень обобщения опыта. Продуктом являются печатные издания. Сегодня школа имеет 8 учебно-методических, научно-методических сборников, в том числе последний – материалы республиканской научно-практической конференции “Школа в режиме эксперимента”. За три года (2003-2005гг.). 18 педагогов приняли участие во Всероссийском конкурсе “Педагогические инновации”, 19 – в открытом Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”, все стали лауреатами этих конкурсов.
Внедрение инноваций эффективно влияет на повышение качества обучения.
За последние три года 91% обучающихся от общего количества выпускников поступили в вузы, 100% из классов с углубленным изучением предметов. 35 медалистов подтвердили свой статус. Учащиеся школы стабильно занимают призовые личные и командные места на городских и республиканских предметных олимпиадах, научно-практических конференциях фестивалях и конкурсах, спортивных соревнованиях. С 2000г являются постоянными участниками и призерами Всероссийской конференции одаренных школьников, победители Международного конкурса “Защита математических проектов”. В 2004г. 14 учеников - участники и призеры Всероссийского открытого конкурса “Первые шаги”.
С 1997 по 2003гг. Школа - лауреат Всероссийского конкурса “Школа года”, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса “Лучшие школы России - 2004”. Участник Всероссийского образовательного форума - 2004 и первого образовательного форума Республики Хакасия.
В 2005 году школа прошла аттестацию и получила статус лицея. Школа также участвовала в городских и республиканских конкурсов и получила статусы: Республиканский ресурсный центр по профильному обучению, базовая площадка ХРИПК и ПРО по теме “Управление развитием школы”, а также муниципальный ресурсный центр по предпрофильной подготовке и профильному обучению.