Педагогический калейдоскоп "Человек есть тайна…"

Разделы: Внеклассная работа


Классный час является одним из основных компонентов системы работы куратора в педагогическом колледже. Найти форму проведения часа общения для студенчества порой бывает нелегко. Педагогический калейдоскоп "Человек есть тайна…" поможет превратить формальное нравоучение в нестандартный подход к решению проблемы.

Цель: Приобщить студентов к поиску смысла жизни, развивать способность быть субъектом своей жизни через систематическое напряженное анализирование разных сторон жизни.

Ведущий:

Я стою и расту - я растение.

Я стою и расту, и хожу — я животное.

Я стою и расту, и хожу, и мыслю - я человек.

Я стою и чувствую: Земля под моими ногами, вся Земля.

Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо мною небо, все небо моё.

(М.М. Пришвин. Из дневников).

Вы - представляете собой нечто новое в этом мире. Никогда, с самого начала времени, не было другого человека, такого в точности, как вы и на протяжении всех будущих веков никогда не будет полного вашего подобия. Радуйтесь этому, используйте наилучшим образом то, что дала вам природа, и чтобы ни случилось, вы должны возделывать свой сад, вы должны играть на своем маленьком инструменте в оркестре жизни.

Человек есть тайна... и мне бы хотелось, чтобы вы сегодня подумали, поговорили, поспорили. И как утверждал Достоевский: “... я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”.

Представим, что мы сели за круглый стол с великими людьми разных веков. Вслушиваемся в их голоса, вникаем в их мысли.

Римский философ Марк Аврелий утверждал: “Неизбежно будет несчастлив тот, кто не следит за движениями своей собственной души”.

Аристотель был уверен, что “нельзя быть практическим, не будучи нравственным”.

Французский философ XVIII века Жан-Жак Руссо в своей знаменитой “Исповеди” так показывает собственную противоречивость: “Я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян”.

Владимир Федорович Одоевский считал: “В нас существуют как
бы два человека: внешний и внутренний. Познать в себе
внутреннего человека высшая мудрость, основа самосовершенствования. Поэтому не стоит бояться заглянуть в себя поглубже”.

Валентин Распутин: “Человек сам по себе глубок прежде всего собственной жизнью. Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется её содержимым. Скребет, что называется, поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей.

Ведущий: Человек есть тайна… Её надо разгадать. Педагогический калейдоскоп приглашает нас к “Разбору мнений”

  1. Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...
  2. Мне кажется, что в этом вопросе главным является...
  3. Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...
  4. Меня в этом вопросе больше всего смущает...
  5. Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...
  6. Мне кажется, что этот вопрос не так прост...

(Вращаем калейдоскоп).

Ведущий: Выдающийся философ нашего времени В. Франкл писал: “Быть человеком означает постоянно сталкиваться с ситуацией, которая одновременно и шанс, и выбор”.

Шанс - вероятность осуществления чего-либо, успеха, удачи. Предоставить шанс - значит дать возможность осуществить чего-либо. Использовать шанс - учесть предоставленную возможность и начать осуществлять то, что возможно. Жизнь предоставляет нам шанс, но мы не всегда его используем, потому что не хотим сделать достойный выбор. Потом жалеем об упущенном шансе.

Я предлагаю взять вам карточку, прочитать текст и произнести: “Я вижу, что ситуация предоставляет шанс проявить..., и я выбираю (не выбираю) этот шанс”.

Тексты:

  • Посреди улицы стоит в одиночестве малыш...
  • Из сумки впереди идущего что-то падает...
  • У меня есть деньги. На углу продаются первые весенние цветы...

(Вращается калейдоскоп).

Ведущий: (Взяв в руки какой-либо предмет, лучше игрушку, обращается к нему) “Ты имеешь цену, потому что стоишь 27 рублей. Но ты имеешь ценность, потому что любимая игрушка моей дочери”.

Давайте поразмышляем, что имеет цену, а что принято называть ценностью. Проведем торги между владельцем и покупателем, покупатель готов дать самую высокую цену за то, что в руках у владельца; он говорит: “Продай мне, я дам тебе хорошую цену”. В ответ он должен услышать либо “Продаю”, либо “Нет, я не могу продать даже за самую высокую цену”.

Что мы с вами замечаем, что одно продается легко и спокойно, а другое владелец не может продать, как бы его ни упрашивали.

Значит цена - это все то, что имеет денежную стоимость, ценность все то, что значимо для жизни человека.

(Вращается калейдоскоп).

(Звучит музыка Таривердиева из к/ф “Ирония судьбы”, идет демонстрация слайдов с портретами женщин великих художников).

1 чтец: Живет на свете женщина. Молодая, красивая... В какую страну она не ступит, праздник наступает в той стране. Толпы её поклонников неисчислимы. Чтобы полюбоваться на неё, выстраиваются гигантские очереди, мужчины - бог с ними, женщины восхищаются ею. Насмотреться не может дитя человеческое, все смотрит, радуется, грезит, в сердце его пробуждаются добрые чувства.

2 чтец: Живет на свете женщина. Мягко грустя, размышляя, улыбаясь, провожает в путь века, провожает их в путь. А сама остается. Со своей мягкой грустью, нежной думой, сладостной улыбкой. Сама остается!

1 чтец: Живет на свете женщина. Женщина, которая всегда пробуждала, пробуждает и будет пробуждать преклонение перед женской прелестью и нежностью, делать всех причастными к своему сердечному огню, возвышать цену красоты, опалять сердца.

2 чтец: Из века в век женщины неизменно вдохновляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства. Все это было разные женщины, но есть нечто, объединяющее их, - в каждой из этих женщин живет загадка. Загадка их красоты, женственности, обаяния. “Я женщин, как высшую тайну, люблю” - читаем в стихотворении Константина Бальмонта. Посмотрим же внимательно на женские образы, созданные выдающимися художниками разных эпох.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности придаток,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают,
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

(Н. Заболоцкий)

Ведущий: Неисчерпаема тема женских образов в живописи. Особая прелесть и непосредственность отличает женщин в молодости красота и грация - в зрелости, одухотворенность - в старости.

Три наивысшие ценности — Добро, Истина, Красота — служат ориентиром для современного человека каждодневно, идет ли он на работу, садится ли в трамвай, покупает ли билет в театр, задумывает ли подарок для жены или детей. В практике будней мы не вспоминаем о трех основаниях жизни, но тем не менее, постоянны в своей верности им.

В первом конверте ситуации жизни, проверяющие способность быть ориентированным на Добро.

Во втором - жизненные ситуации, проверяющие ценностное отношение к Истине.

В третьем - ситуации, выявляющие отношение к Красоте.

Если препятствие пройдено, мы сообщаем об этом открытой ладонью, поднятой вверх.

Итак, ситуации жизни из первого конверта:

Вы встретили на улице женщину, которая избивает своего ребенка. Ребенок отчаянно плачет. Если сделать женщине замечание, она еще больше разозлится, пройти мимо тоже невозможно. Как быть?

Вам позвонила ваша хорошая знакомая и печальным, убитым тоном пожаловалась, что чувствует себя очень одиноко, что больше не
верит в жизнь и что постоянно думает о смерти. Вы обещали к ней вечером заехать. Как и о чем вы будите с ней разговаривать? Ваша
задача - помочь ей.

Ты видишь, на первом ряду с краю сидит дама на сломанном стуле.

Ваши действия.

Второй конверт:

Можно ли врачу объявить своему пациенту, что он смертельно болен?

Товарищ жалуется, что его никто не любит. Ты знаешь, что это так действительно. Что отвечаешь?

Вы услышали: “Фи! Она такая старая!” - про нянечку в школе.

Ваши действия.

Третий конверт:

Встречают по одежке, провожают по уму. Многое определяет первое впечатление. Похвалите себя, глядя на свое отражение в зеркале.

Сделайте комплименты красивой женщине.

Ты видишь на полу розу. Как ты поступишь?

Ведущий: Жизнь предлагает разные ситуации и очень важно всегда остаться человеком.

Максим Горький писал: “Не жалей себя - это самая гордая, самая красивая мудрость на земле. Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя! Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное”.

Чтец:

Наполни смыслом каждое мгновенье.
Часов и бег неутомимый бег -
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь, Человек!

(звучит песня из к/ф “Приключения электроника”).

Литература

  1. 50 сценариев классных часов. — М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000-159 с.
  2. Гуревич П.С. Философский словарь. - М.: Олимп; ООО “Издательство АТС”, 1997.
  3. Искусство. Приложение к газете “Первое сентября” №36, сентябрь 2000
  4. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. - Смоленск, 1998.