Из опыта работы по обучению чтению на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением поступающей информации.

Розов О.А. писал: “чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга”.

В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:

  • чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации)
  • чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо.

Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

В чтении выделяют содержательный план (о чем текст) и процессуальный план (как его прочитать и озвучить). В содержательном плане результатом деятельности преподавателя является понимание прочитанного обучаемым; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесение букв и буквосочетаний с соответствующими фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха и т.д.

Я работаю с УМК “Английский язык” В.П. Кузовлева. Автор данного УМК предлагает комплексный подход в обучении чтению. При таком подходе обучение чтению ведется параллельно с обучением аудированию, говорению и письму. На первых уроках применяется метод транслитерации (table – тейбл). В 5 классе учащиеся должны освоить алфавит, научиться читать по транскрипции, а затем переходят к чтению слов по правилам. Для достижения этих целей я использую следующие упражнения:

  1. Прочтите буквы.
  2. Составьте слова из следующих букв.
  3. Выберите слова, которые читаются по правилу (не по правилу).
  4. Впишите в слова недостающие буквы.
  5. Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте эти слова вслух.
  6. Чтение по ролям.
  7. Чтение до первой ошибки.
  8. Соедините букву и звук.
  9. Чтение за диктором.

ВИДЫ ЧТЕНИЯ

I.. По целевой направленности деятельности

  1. ознакомительное
  2. просмотровое
  3. изучающее
  4. поисковое

II. По форме

  1. про себя
  2. индивидуальное
  3. хоровое
  4. громкое

III. По способу раскрытия содержания

  1. аналитическое
  2. синтетическое
  3. переводное
  4. беспереводное

IV. По месту чтения

  1. домашнее
  2. классное

V. По характеру организации деятельности

  1. подготовленное
  2. неподготовленное
  3. тренировочное
  4. контрольное

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.

Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации.

Изучающее чтение (detail reading) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.

Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение (reading for specific information) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д.). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.

Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

  • они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;
  • ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста;
  • вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

a) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое;
b) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое.

Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

На уроках английского языка ведется обучение следующим видам чтения:

  • чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);
  • чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);
  • чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).
  • Упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Alfred Nobel and his legacy

When Alfred Nobel was 34 years old, he invented dynamite and 22 years later, smokeless gunpowder. These are hardly things one would associate with a name that has become synonymous with peace. However, peace is the subject of just one of the six prizes that are awarded each year in the name of the Swedish chemist. The other prizes are for physics, chemistry, medicine, literature and economics. The Nobel Peace Prize is awarded by a Norwegian committee, while the other five prizes are awarded by Swedish committees. The reason behind this has never been clear. One argument suggests that the Norwegians had shown a special interest in mediation, arbitration and the peaceful solution of international disputes, and was therefore the natural choice. The Nobel Peace Prize has existed for 104 years, and within that time about 70 of the individual winners have been men and about 17 of the individual winners have been women. The first woman to win the prize was Nobel’s friend Bertha von Sutter exactly 100 years ago, in 1905, and the most recent was Wangari Maathai in 2004 for her contribution to sustainable development, democracy and peace. The other Nobel prizes can only be awarded to individuals (up to a maximum of three), but the Nobel Peace Prize can be given to institutions and organizations as well as individuals. This year’s prize was awarded jointly to the International Atomic Energy Agency and its Director General, Dr. Mohamed ElBaradei, for their efforts to prevent nuclear energy from being used for military purposes and to ensure that nuclear energy for peaceful purposes is used in the safest possible way. The ceremony will take place, as usual, on December 10th at the City Hall, Oslo, Norway.

Pre – reading activities.

  • Read the text and find out the words which mean…

a) happening once a year (annual)
b) a set of reasons that you use for persuading people (argument)
c) a substance that is used for causing explosions (dynamite)

  • Try to understand the underlined words. Check in the dictionary.
  • Explain the formation of the words: smokeless, peaceful, gunpowder, etc.
  • Read the title and say what will be the text about.

Reading activities

  • Read the text and divide it into parts. Give each a title.
  • Find the key words in the sentences.

Post – reading activities

  • Put the sentences into order.

The Nobel Peace Prize has existed for 104 years.

The ceremony will take place on December 10th at the City Hall, Oslo, Norway.

When Alfred Nobel was 34 years old, he invented dynamite

  • Answer the questions

When did Alfred Nobel invent dynamite?

What are the subjects of prizes?

Who was the first woman to win the prize? etc.

Кроме упражнений, приведенных выше, на различных этапах можно использовать следующие задания:

Предтекстовый этап

  • Выполните частичный перевод предложений на родной язык.
  • Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.
  • Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
  • Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).
  • Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.
  • Назовите исходную форму данных слов.

Текстовый этап

  • прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем;
  • прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;
  • прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;
  • выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…;
  • прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.

Послетекстовый этап

  • используя материал текста, ответьте на вопросы;
  • расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;
  • используя факты из текста, расскажите о …;
  • перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;
  • охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;
  • выразите свое отношение к прочитанному;
  • прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;
  • составьте аннотацию к тексту.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Предтекстовый этап

  • прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;
  • выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;
  • составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;
  • назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;
  • прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;
  • разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);
  • попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);
  • скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.

Текстовый этап

  • прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;
  • назовите основные проблемы, затронутые в тексте;
  • найдите главные факты текста;
  • расположите следующие предложения текста в логической последовательности;
  • составьте список вопросов к тексту;
  • подготовьте план пересказа текста;
  • подтвердите достоверность суждений о …;
  • поясните главную мысль текста своими словами;

Послетекстовый этап

  • прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;
  • ответьте на вопросы по тексту;
  • перескажите текст на родном языке;
  • выразите свое отношение к прочитанному;
  • скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

Предтекстовый этап

  • установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
  • найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;

Текстовый этап

  • просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
  • скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;
  • отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;

Послетекстовый этап

  • зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;
  • подчеркните в тексте определение (вывод, термин).
  • При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

Литература

  1. Маслыко Е.А. , Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Вышэйшая школа, 1996
  2. Коммуникативная методика