Тема урока: "Озера". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели урока:

  • познакомить с типами озерных котловин, видами озер;
  • развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер от происхождения котловин;
  • формировать умение определять географическое положение и описывать озера по типовому плану;
  • закрепить навыки определения географических координат объектов.

Оборудование:

  • Физическая карта полушарий.
  • Физическая карта России.
  • Демонстрационные таблицы “Котловины озер”.
  • Инструктивные карточки для работы на уроке.
  • Справочные таблицы на доске.

ХОД УРОКА

№ шага

Рекомендации по выполнению задания

Учебный материал с указанием заданий

Оценка

Шаг 0 Внимательно прочитайте цель урока. Цель: познакомиться с типами озерных котловин, видами озер, научиться определять происхождение озерных котловин по их внешнему виду и составлять описание их географического положения.  
Шаг 1 Прочитайте цель.
Выполните задание.
Цель: повторить основные понятия по теме “Реки”.

Задание: самостоятельно в течение 10 минут отвечаете на вопросы и оцениваете свою работу по шкале оценок, которая есть у вас в инструкции.

I. Тест

1. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется:

а) речной долиной;
б) бассейном реки;
в) речной системой;
г) водоразделом.

2. Самый низкий уровень воды в реке – это:

а) паводок;
б) половодье;
в) межень.

3. Высочайший в мире водопад:

а) Анхель;
б) Виктория;
в) Ниагарский;
г) Илья Муромец.

4. Пороги образуются, если:

а) русло реки сложено осадочными породами;
б) твердые породы выходят на поверхность;
в) рельеф становится горным.

5. Внезапный и кратковременный подъём уровня воды в реке – это:

а) межень;
б) паводок;
в) половодье.

6. Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке:

а) прилив;
б) отлив;
в) паводок;
г) половодье.

7. Место впадения реки в море называется:

а) исток;
б) устье;
в) приток.

II. Закончить предложения

1.Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течет, называется ……………..

2. Часть речной долины, заливаемая водой при половодьях и паводках, называется ………..

3. Источниками питания рек являются – ……., ……, ……, …….

10 б.

Шаг 2 Поставьте себе оценку в тетради на полях. Оцените свою работу:
  • нет ошибок – “5”;
  • 4 – 5 ошибок – “3”;
  • 1 – 3 ошибки – “4”;
  • более 5 ошибок – “2”.
 
Шаг 3 Выполнить задания в тетради. Цель: изучение видов озер, типов озерных котловин.

Задания:

1. Записать в тетрадь определение термина “озеро”.

2. Нарисовать в тетради схемы 1, 2, 3, 4 и заполнить их, слушая учителя <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>.

3. Найдите в атласе примеры сточных и бессточных озер и запишите их (атлас стр. 12–13, 14–15).

4. Закончить предложения:

а) Самое большое по площади озеро мира – …
б) Самое большое пресное озеро мира – …
в) Самое большое по площади озеро России – …
г) Самое глубокое озеро мира – …
д) Второе по глубине озеро мира – …
е) Самое глубокое озеро России – …
ж) Самое большое по площади озеро Европы – …

7 б.

Шаг 4 Самостоятельная работа с атласом. Задание 1:

Цель: составить описание географического положения озера (Байкал или Каспийского).

План описания:

  1. Название озера.
  2. На каком материке, и в какой его части находится.
  3. Между какими меридианами находится.
  4. Между какими параллелями находится.
  5. Горное или равнинное.
  6. Сточное или бессточное.
  7. Солёное или пресное.
  8. Какие реки вытекают из озера (втекают в него).

Задание 2:

Цель: определить озёра по их географическим координатам.

Какие озёра имеют следующие координаты:

  1. 3° ю. ш., 33 в. д. 5. 53° с. ш., 105 в. д.
  2. 16° ю. ш., 68 з. д. 6.. 48° с. ш., 88 з. д.
  3. 28° ю. ш., 137 в.д. 7. 7° ю. ш., 30 в. д.
  4. 61° с.ш., 32 в.д. 8. 40° с. ш., 52 в. д.
10 б.

 

 

 

 

 

 

 

 

8 б.

Шаг 5 Оцените свою работу на уроке. Я свою работу оцениваю:
  • на “отлично”;
  • на “хорош”;
  • “удовлетворительно”;
  • “плохо”.
Шаг 6 Запишите домашнее задание. § 31 (32). Сообщения (Байкал, Каспий, Арал, Ладожское, Танганьика, озеро – чернильница и др.).   

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Литература

1. Герасимова Т. П. Начальный курс географии: Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа. 2002.
2. Короновский Н.В., Якушова Я.Ф. Основы геологии. М.; Высшая школа. 1991.
3. Кутейников С.Е. Типы учебных элементов модульной программы. География в школе. 1998. №2.
4. Кутейников С.Е. Модульные блок - схемы в преподавании географии. География в школе. 2000. № 5.
5. Максимов Н.А. Методическое пособие по физической географии. Просвещение, 1990.
6. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. М.; "Вако". 2005.
7. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.; Просвещение, 1987.
8. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. М.; Просвещение, 1991.
9. Рекорды Земли. Неживая природа. Смоленск, Русич,1998.
10. Стародворская Т.Н. Модульная технология на уроках географии в VI классе. География в школе. 2001. №5.
11. Энциклопедия для детей. Геология. М.; Аванта +, 2000.
12. Энциклопедия для детей. География. М.; Аванта +, 2000.