Цели.
- Познакомить с числом и цифрой 8; изучить состав числа 8; закреплять умение сравнивать число с количеством предметов, определять соотношение между целым отрезком и его частями,
- Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
Ход урока
I. Орг. Момент
.Ты готов начать урок?
Ну-ка, проверить, дружок,
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация опорных знаний
.1. Порядковый счет от 1 до 20 (прямой и обратный).
На наборном полотне карточки с цифрами:
3 4 1 6 2 7 5
- Что можете сказать?
- Расставьте числа в порядке возрастания.
2. Стихотворные задачи.
а) Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
б) Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицам:
Это вам на зиму, внуки,
Рукавички по две штучки!
Берегите, не теряйте,
Сколько всех – пересчитайте.
-Докажите с помощью рисунка. (6) (Показ на доске)
в) У Сашки в кармашке две
конфеты в бумажке
Еще он дал по конфете
Свете и Пете, Марине и Нине.
И сам съел конфетку
А больше нету.
- Сколько было конфет? (7)
г) Семь антенн на этой крыше.
Наш электрик дядя Миша
Лишь четыре укрепил,
Остальные – брат Кирилл.
-Сколько антенн установил брат Кирилл? (3)
д) К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок прилетело на урок? (4)
III. Постановка проблемы. Открытие нового.
1. Постановка проблемы.
- Отгадайте загадки.
- Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног.
Кто, скажи, я - … (осьминог)
- Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи, шелк. (Паук)
- Что объединяет обе загадки?
- Определите тему урока?
- Что вы знаете о числе и цифре восемь? (Ответы детей записываются на доске в виде иллюстрированных карточек)
- Что не знаете о числе и цифре 8?
- Чему будете сегодня учиться на уроке?
УЗ. Сегодня будем учиться получать число 8 разными способами и писать цифру 8
2. Планирование работы.
В каком порядке будем работать?
Выстроить схемы-карточки в порядке выполнения работы.
3. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
4. Реализация плана. - Где в ряду чисел место числа 8?
- За каким числом следует число 8? Почему?
2. Соотнесение количества предметов с числом.
Есть игрушки расписные
Складные да ладные
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся
- Что это? (Показ матрешки)
- Но соответствует ли одна матрешка числу 8?
В руках у меня
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой-
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,-
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой -
Седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Это кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд.
Сестры-куколки стоят.
-Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: восемь.
- Итак, число 8 соответствует количеству из скольких предметов?
3.Цифра 8
- А кто из вас умеет писать цифру 8?
- На что похожа цифра восемь?
У восьмерки два кольца
Без начала и конца. (С. Маршак)
Цифру восемь, цифру восемь
На носу всегда мы носим.
Цифра восемь плюс крючки –
Получаются … (очки) (Ф.Дагларджа)
(Снеговик, два бублика, крендель и т. д.)
3. Физминутка.
Хлопают в ладоши
Дружные матрешки.
На ногах сапожки
Топают матрешки.
Вправо, влево наклонились
Всем знакомым поклонились.
Девчонки озорные
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки
Веселые матрешки.
4. Показ цифры 8
- Чему учились? Сейчас будем работать над каким этапом?
5. Состав числа 8
а) - Положите перед собой 8 палочек и разбейте их на две группы.
б) Работа по учебнику с. 13 №3 (в парах)
Составьте числовые выражения по отрезку.
Три ученика составляют у доски самостоятельно, затем все проверяют.
IV. Повторение и закрепление пройденного материала.
Один ученик у доски выполняет.
V. Итог урока.
- Что показалось самым интересным на уроке?
- Что было самым сложным?
- Добились ли мы поставленной цели?