Цели: закрепить умение детей вежливо отказывать; учить уместной реакции на отказ, умению употреблять вежливые формы отказа (в просьбе, приглашении и т.д.) развивать речь учащихся, быть вежливыми.
Оборудование: учебник, таблички, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка д/з с.39 № 51
- Как Карлсон пытается смягчить свой отказ? В каких словах выражен отказ. Почитайте свои варианты ответов.
- Страница 42 № 54. (проверка по заданию)
3. Речевая разминка
- Произносите правильно!
Повторить | Углубить |
Повторишь | Углубишь |
Повторим | Углубим |
- Скороговорка
- Прочитайте скороговорку. Произнесите с силой голоса на 1, 2, 3, 4 слове.
Купила бабуся бусы Марусе.
4. Тема
- Вступительное слово учителя.
- Повторение ранее полученных знаний.
Воспитанный человек, к которому обращена просьба, приглашение, чаще всего пытается выполнить ее, (принять приглашение), а если по каким-либо причинам не может, отказывается. Но как неприятно слышать отказ в просьбе! Поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека.
– Какие условия отказа надо соблюдать, чтобы смягчить отказ? (Таблички: к сожалению, извините, простите, с удовольствием)
- Работа с таблице.
– Рассмотрите таблицу.
– Витя предложил мальчикам пойти после уроков на хоккейный матч. Попытайтесь найти вежливую форму отказа в ответе на просьбу.
Сергей |
Алексей |
|
1. |
- К сожалению, я не могу. Я занят. Иду с братом в кино. |
- Не могу. |
2. |
- После уроков никак не могу: иду с братом в кино. |
- Я занят. |
3. |
- Извини, после уроков я очень занят. |
- Позови Антошку! Он пойдет! |
4. |
- Спасибо! Мне очень хочется, но я обещал брату пойти с ним в кино. |
- Не пойду! |
5. |
- Я, конечно, с удовольствием пошел бы, но после уроков очень занят. |
- Нет! |
- Кто оказался вежлив? Почему?
- Кто соблюдал условия отказа, и оказался более вежливым?
- С помощью чего Сергей добился понимания отказа?
- Что бы вы посоветовали Алексею?
- Физминутка.
- Работа с учебником.
- Сегодня мы поговорим о том, как реагировать на отказ. Бывают случаи, когда мы понимаем и принимаем отказ, а бывает, что отказ очень обижает.
- Рассмотрим рисунки в учебнике.
Мальчики получили отказ на просьбу. Прокомментируйте реакцию ребят.
– Какие реплики произнес первый мальчик? Второй?
– Как можно озаглавить первую группу слов? Вторую группу?
– Какая группа слов может прервать дальнейшее общение между детьми?
- Коллективная работа (с. 47 № 58)
- Прочитайте текст. В каких словах содержится просьба, отказ? Просьба Маленького Принца усиливается словами - … . Отказ смягчается объяснением причины. Положительная реакция у Маленького Принца на отказ?
- Работа в паре (с.48 № 59)
Прочитайте варианты отказа. Какой вариант отказа выбрали. Почему?
- Работа в группах.
Разыгрываем ситуации.
1,3,5 группы – работают по учебнику.
2,4,6 группы – работают по карточкам.
5. Итог
- Чему учились на уроке? В каком случае отказ не может быть принят, не вызовет обиды, раздражения? А если вы увидели, что отказ был воспринят с обидой, непониманием, как это исправить?
6. Д/З
Литература: Речевые уроки. Т.А. Ладыжинская