- Формирование группы “Диагносты”, руководитель группы - заместитель директора по методической работе или школьный психолог.
Содержание деятельности группы “Диагносты”.
До педагогического совета:
а) анкетирование учащихся 11-х классов “Какого
учителя ученики считают личностью”.
б) самодиагностика учителей “Ранжирование
ценностей учителя учащимися 10-х классов”.
в) диагностика педагогического коллектива
“Личностные качества учителей”:
- направление личности;
- возможности личности.
В ходе педагогический совета: выступление с результатами анкетирования и аналитическим материалом, полученным от диагностиков.
- Формирование рабочих групп и назначение их руководителя.
- Формирование экспертной группы. Определение экспертов для каждой группы.
- Формирование пресс-центра.
- Открытый урок обществознания в 11-м классе для руководителей рабочих групп по теме “Личность”.
- Практическое занятие в каждой группе (проводит руководитель группы в присутствии эксперта группы).
Задачи центра: - анализ работы каждой группы;
- подготовка решения педагогический совета.
План работы педагогического совета
- Доклад экспертной группы по теме: “Личность. Что входит в содержание понятия личность?”.
- Выступление представителей каждой рабочей группы по теме “Определение личности” (каждое выступление оформляется тезисными плакатами, которые по мере выступления вывешиваются на классной доске).
- Выступление заместителя директора по научно-методической работе по теме “Личность учителя. Что в ней главное?”.
- Заседание экспертной группы:
а) подготовка доклада “Личность. Что входит в содержание понятия личнсть?”;
б) сотавление сводной таблицы “Система ценностей современного учителя” (по материалам деятельности рабочих групп).
В выступление включаются:
а) выступления рабочих групп по предварительному
заданию;
б) выступление группы “Диагносты” по
результатам анкетирования учащихся 11- классов
“Учитель лицея как личность”;
в) выступление социального педагога “Какое
влияние способна оказать личность учителя на
мотивационную сферу школьника?”;
г) выступление экспертной группы “Система
ценностей современного учителя”, делается на
основе анализа работ, представленных рабочими
группами заранее или выполненных в процессе
подготовки к педагогический совету, по
направлениям:
-определение личности (научное обоснование
оформить на плакате);
-“Система ценностей современного учителя”
(итоги сдать в экспертную группу до начала
педагогического совета).
Оформление педагогического совета
Тема: Личность учителя. Что в ней главное? ".
Цели:
- Дать теоретические знания по теме " Система ценностей современного учителя".
- Обозначить психологическую основу к современному " Портрету учителя".
- Ознакомить с рекомендациями по формированию качеств современного учителя (имиджа современного учителя).
- Научить учителей проводить самоанализ личностных профессионально значимых качеств, необходимых современному педагогу.
Плакаты:
№1 Определение личности. Структура личности.
№2 Аналитическая таблица “Личностные качества учителей” (по результатам диагностики учителей).
№3 Ранжирование ценностей учителя самими учителями (для внесения в бланк результатов диагностики, проводимой в ходе работы педагогического совета).
№4 Ранжирование ценностей учителя с точки зрения науки.
№5 Ранжирование ценностей учителя учениками (по результатам диагностики, проводимой в 10-х классах).
№6 Какого учителя ученики считают личностью (оформляется по результатам предварительного анкетирования).
(Содержание плакатов находится в ПРИЛОЖЕНИИ 1)
На столах для каждой группы приготовлены чистый лист ватмана, памятки “Советы по формированию имиджа учителя” и анкеты по релаксации педагогического совета (памятки и анкеты для каждого педагога).
Выступление заместителя директора по научно-методической работе
Из чего же сложена система ценностей современного учителя?
Фундамент - кредо современного учителя. Кредо лежит в основе модели современного учителя. Модель определяет карту учительских достоинств. Все это вместе взятое создает имидж современного учителя. Рассмотрим более подробно теоретическую основу каждой составляющей с научной точки зрения.
1. Кредо. Прошу группу № 1 озвучить это слово, его лексическое значение.
Выступление I группы: “Что такое кредо?” (Научное обоснование).
Кредо современного учителя актуально на протяжении многих столетий, так как оно заложено в простых истинах и составляет концепцию учительского труда, его общественную пользу и значимость.
Вот эти истины:
- Я знаю, чему надо учить.
- Я знаю то, чему надо учить.
- Я знаю, как научить.
- Я понимаю, что эти знания нужны людям.
- Я вижу, что люди благодарны мне за работу.
- Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.
Каждая истина начинается с буквы "Я", буква любимая не всеми, но именно ее наука объявляет определяющей в системе самоанализа и самооценки личностных качеств - кредо современного учителя.
2. Модель современного учителя.
Прошу группу № 2 озвучить лексическое понятие слова " Модель". Учитель- главная фигура в образовательном процессе.
Выступление II группы.
Группа вывешивает плакат “Учитель –главная фигура в образовательном процессе”.
Содержание плаката: Наука выделяет 4 модели современного учителя:
- учитель;
- учитель-новатор;
- учитель-исследователь;
- учитель-профессионал.
Дается характеристика каждой модели
Ступени, обозначенные наукой, неслучайны - они связаны с саморазвитием учителя, как личности. Особенно хочется остановиться на модели учитель- профессионал, как самой сложной и не всегда правильно определяемой учителем. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Самоанализ учителя по определению своей модели заставляет его задуматься над картой учительских достоинств, включающих в себя разнообразные свойства и черты определенной модели. Вот карта учительских достоинств учителя – профессионала, для профессиональной подготовки и проведения урока:
- Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподаёт, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.
- Серьезно и обстоятельно готовится к урокам.
- Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.
- Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.
- Умеет увлечь учащихся на уроке, мотивируя их работу.
- Не растрачивает время урока попусту, умеет организовать познавательную деятельность и общение на уроке.
- Умеет организовать познавательную деятельность на уроке, настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться настоящего эффекта.
- Умеет переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки.
- Знает и использует методику дифференцированного обучения.
- Создает творческую атмосферу на уроке; разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием учащихся.
- Владеет умением задавать вопросы.
- Постоянно работает с понятийной базой предмета.
- Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.
- Знает кого из учащихся и как опрашивать, в какой форме оценивать знания, умения, навыки.
- Умеет организовывать микро - групповую творческую деятельность учащихся.
- Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит ребят на уроке и справедливо выставляет оценки.
- Подбирает и выдает разнообразные, интересные, оригинальные творческие домашние задания.
Модель, выбранная учителем, и составленная к ней карта учительских достоинств заставляет задуматься над вопросом: “Какого типа эта профессия?”. Наука отвечает: Профессия педагога относится к типу “человек – человек”, в нее также входят политические деятели, работники сферы социального обслуживания, менеджеры, педагоги.
Эти люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессиональных качеств личности учителя. На втором месте стоит такое качество, как современный “имидж”.
Выступление III группы.
Озвучивают карту учительских достоинств учителя- профессионала для подготовки и проведения урока и раздают аналогичные карты каждому учителю, присутствующему на педагогическом совете для их методической копилки.
Выступление IV группы (озвучивают толкование слова “имидж”).
.Группа “Диагносты” просит рабочие группы прочитать карточки с перчисленными ценностями учителя и поставить себя на одно из десяти мест. Делает сравнительный вывод о месте “имиджа” по ранжированию учителей и учащихся 10-х классов и соответствию его научному ранжированию этой составляющей системы ценностей учителя.
Итоги: Итак, попробуйте начать работу над своим имиджем, используя рекомендации, полученные в ходе педагогического совета. Помните, что учитель – это:
- свеча, которая светит другим, сгорая сама;
- человек, который может делать трудные вещи легкими;
- человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.
Выступление социального педагога: “Какое влияние способна оказать личность учителя на мотивационную сферу”
…Учитель – организатор процесса обучения, поэтому отношение учителя к своим воспитанникам и его позиция предопределяют, а не просто влияют, на развитие человеческих отношений в классе, а значит – и на развитие социальных мотивов.
Стиль общения учителя, принятая им позиция – это первое, что оказывает влияние на формирование эмоций, потребностей, мотивов и определяет судьбу ребенка в школе.
Второе- это значимость учителя для учеников (по терминологии А.В.Петровского –референтность).
Референтный учитель – это учитель, ценность, нормы и стандарты поведения которого являются ориентиром для ученика, одобрение которого как бы стремится получить ребенок.
Таким образом, успешность воспитания нравственно-ценной мотивации зависит от соблюдения учителем некоторых принципов:
- педагогический гуманизм (“принятие” всех учащихся, доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);
- эмпатическое понимание учеников, которое предполагает стремление и умение “чувствовать другого как себя”;
- сотрудничество – установка на доверительное открытое общение с детьми, обеспечение им роли “активного деятеля” на уроке, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;
- диалогизм – умение слушать ребенка , интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;
- личностная позиция учителя, его способность творческого самовыражения.
Выступление экспертной группы: “Система ценностей современного учителя” , составленное на основе анализа работ рабочих групп в процессе подготовки к педагогический совету.
Релаксация педагогического совета
I. Количество членов педагогический коллектива –
Участвовало в педсовете –
Возраст |
45 и старше – |
Возраст |
35-45 лет – |
Возраст |
25-35 лет – |
II. Женщин –
Мужчин –
III. Соответствие проблемы педсовета современным педагогическим технологиям:
да – __ (чел.)
нет – __ (чел.)
IV. Актуальна ли проблема педсовета:
да – __ (чел.)
нет – __ (чел.)
V. Полностью ли охвачена проблема:
да – __ (чел.)
нет – __ (чел.)
VI. Достиг ли педсовет поставленной цели:
да – __ (чел.)
нет – __ (чел.)
VII. Стоит ли углублять изучение данной темы:
да – __ (чел.)
нет – __ (чел.)
Решение педсовета:
- Получены основные теоретические знания по теме “Система ценностей современного учителя”, составлен психологический портрет современного учителя.
- Даны рекомендации по планированию деятельности учителя с целью формирования положительного имиджа.
- Члены педагогического коллектива ознакомлены с элементами взаимоанализа и самоанализа личностных ценностей в системе: сравнение реальных - сравнение необходимых ценностей.
- По итогам релаксации педсовета сделаны выводы:
а) тема “Личность учителя. Что в ней главное?” актуальна для членов педагогический коллектива;
б) данная тема полностью раскрыта, цели педсовета достигнуты;
в) изучение данной темы продолжить в следующем учебном году ввиду ее актуальности.