Цели:
- воспитание прилежания, аккуратности в работе;
- развитие мышления, зрительной и слуховой памяти;
- формирование умения определять мягкие согласные, работа над орфографической зоркостью;
- установление взаимосвязи между понятиями рода и вида.
I. Организация класса.
Для мобилизации внимания класса учитель проводит упражнение. Если употребляется слово “ребята”, значит нужно повторять движение. Ребята! Руки вверх (дети выполняют) Руки в стороны (остаются в прежней позе).
II. Наблюдение на доске.
(Записаны буквы е, я, ю, и, э, ь, ё)
Учитель: Какая буква “лишняя”?
Ученики: Э – не смягчает согласные звуки;
ь - не имеет звука
Учитель: К данным словам сад, мал, нота образуйте слова где согласные станут мягкие.
Ученики: Cядь, сидя, сиди; мель, миля; нить, нити.
Учитель: К слову нить образуйте однокоренные существительные.
Ученики: Нить, нитка, ниточка
Учитель: Выполните разбор слов по составу.
Учитель: Назовите согласный звук корня, который изменился
Ученик: Звук [т’] – [т].
III. Минутка чистописания.
Учитель: Волшебная ниточка зацепилась
И в клубочек превратилась.
(Cопровождает слова показом образца)
- На какой строке будем работать
Ученики: На дополнительной строке; работа начинается сточки, описываются круги не касаясь друг друга.
Учитель: Что ещё напоминает этот рисунок?
Ученики: Улитку, цветок, юлу, спираль.
IV. Зрительно-слуховой диктант.
Учитель: Наш клубочек прикатился на поляну, где мы увидели поезд. На каждом вагоне написана строка. Составитель поезда перепутал очередность вагонов и вот что получилось.
Пускай на кухне бегает
Нашли мы ёж • ка в л • су
И прин• сли д• мой
К • лючий и см • шной
Учитель: Где начало стихотворения?
Ученики предлагают расставить строчки с соблюдением рифмы:
Учитель предлагает объяснить все орфограммы, назвать проверочные слова.
Учитель: Сколько законченных мыслей в тексте? Где поставим знаки препинания?
Ученики: 2 предложения. Точки после второй и четвертой строки.
Учитель: Повторите про себя текст 3 раза и приготовьтесь писать по памяти. Кому трудно, прослушайте ещё раз.
(Диктую текст по строчкам после того, как большинство учеников начнут писать самостоятельно).
Учитель: Сверьте свой текст с написанием на доске и исправьте, если есть, ошибки.
Учитель: Из каждой строки на полях выписать буквы, которые обозначают мягкие звуки.
(После работы открываются буквы учителя напротив каждой строки).
Учитель: Сверьтесь с моей работой и определите, что не сходится.
(На доске запись:
л, ж, л
р, н, л.
й, х, н, б, т
л, ч, й, м, и
Ученики: Звук [ж] – твердый, во 2й строке дописать звук [й] – он всегда мягкий; звук [х] – твердый потому что после него согласный звук; звук [т] – твердый, потому что [й э] впереди него.
Учитель: Оцените свою работу.
(Дается критерий оценок:
0ош. - “5”
1-2ош. – “4”
3ош. – “3”
На “5” справилось с работой 8 учеников, на “4” - 12
учащихся, на “3” - 6 учащихся).
V. Физкультминутка.
1 Зрительная гимнастика по офтальмотренажеру. (6-8 раз)
2 Двигательная гимнастика для мышц шеи, плечевого пояса, ног.
VI. Словарная работа.
На картинках напечатаны слова с пропущенными буквами.
Учитель предлагает вспомнить, что общего в этих словах. Ученики объясняют, что это словарные слова и называют пропущенные буквы.
Учитель: К данным словам подберите пару, которая будет в зависимости род – вид.
Ученики: Абзац – предложение; алфавит – буквы, деревня – улица.
Учитель: Из словаря на с. 220 выберите все видовые понятия к роду животные.
Ученики: Заяц, корова, лисица, щенок.
Учитель: Поставьте ударения и подчеркните орфограммы.
Ученик: В слове заяц буква я, корова – буква о, лисица – буква и, щенок – буква е.
Учитель: Запишите слова парами, сгруппировав по общему признаку.
Ученик: 1) Заяц – щенок;, корова, лисица ( по количеству слогов ).
2) Заяц, лисица; корова, щенок ( по принадлежности к диким и домашним животным).
Учитель: О диких животных составьте предложение по схеме
___ и ___ = в ------.
Ученики: Заяц и лисица живут в лесу.
Учитель: Из данных слов составьте предложение.
На доске запись: За, корова, щенок, ухаживать, люди.
Ученики: 1) За коровой и щенком ухаживают люди.
2) Люди ухаживают за коровой и щенком.
Учитель: Найдите грамматическую основу предложения.
Ученик: (Кто?) Люди (что делают?) Ухаживают.
VII. Работа по учебнику А.В. Поляковой “Русский язык” 2й класс.
С. 54 упр. 111
Чтение пословицы: Ноябрь – Сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
Учитель: Почему так сказано о ноябре?
Ученики объясняют очередность месяцев.
Учитель: Спишите пословицу и подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Ученик называет буквы: р, с, т, р, т, р, з, м, й.
VIII. Домашнее задание:
Учитель: Выпишите 2 пословицы о зимних месяцах, найдите мягкие согласные.
IX. Итог урока.
Учитель: Кто на уроке чувствовал себя уверенно покажите образец дубового листа ( знания крепкие как вековой дуб). Кто чувствовал себя не уверенным в знаниях, покажите осиновый лист. Почему мы подобрали листик осинки?
Ученик: Осинка трепещет, волнуется.
Учитель: Что нужно, чтобы все листики были дубовые?
Ученики: Больше работать над собой.
Учитель: А кто стал увереннее в себе после этого урока, покажите березовый лист. Меня радуют ваши успехи.