Тема урока: "Обозначения мягкости согласных звуков при помощи е, ё, ю, я, и"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • воспитание прилежания, аккуратности в работе;
  • развитие мышления, зрительной и слуховой памяти;
  • формирование умения определять мягкие согласные, работа над орфографической зоркостью;
  • установление взаимосвязи между понятиями рода и вида.

I. Организация класса.

Для мобилизации внимания класса учитель проводит упражнение. Если употребляется слово “ребята”, значит нужно повторять движение. Ребята! Руки вверх (дети выполняют) Руки в стороны (остаются в прежней позе).

II. Наблюдение на доске.

(Записаны буквы е, я, ю, и, э, ь, ё)

Учитель: Какая буква “лишняя”?

Ученики: Э – не смягчает согласные звуки;

ь - не имеет звука

Учитель: К данным словам сад, мал, нота образуйте слова где согласные станут мягкие.

Ученики: Cядь, сидя, сиди; мель, миля; нить, нити.

Учитель: К слову нить образуйте однокоренные существительные.

Ученики: Нить, нитка, ниточка

 image1.jpg (3105 bytes)

Учитель: Выполните разбор слов по составу.

Учитель: Назовите согласный звук корня, который изменился

Ученик: Звук [т’] – [т].

III. Минутка чистописания.

Учитель: Волшебная ниточка зацепилась

И в клубочек превратилась.

(Cопровождает слова показом образца)

- На какой строке будем работать

Ученики: На дополнительной строке; работа начинается сточки, описываются круги не касаясь друг друга.

Учитель: Что ещё напоминает этот рисунок?

Ученики: Улитку, цветок, юлу, спираль.

IV. Зрительно-слуховой диктант.

Учитель: Наш клубочек прикатился на поляну, где мы увидели поезд. На каждом вагоне написана строка. Составитель поезда перепутал очередность вагонов и вот что получилось.

Пускай на кухне бегает
Нашли мы ёж • ка в л • су
И прин• сли д• мой
К • лючий и см • шной

Учитель: Где начало стихотворения?

Ученики предлагают расставить строчки с соблюдением рифмы:

Учитель предлагает объяснить все орфограммы, назвать проверочные слова.

Учитель: Сколько законченных мыслей в тексте? Где поставим знаки препинания?

Ученики: 2 предложения. Точки после второй и четвертой строки.

Учитель: Повторите про себя текст 3 раза и приготовьтесь писать по памяти. Кому трудно, прослушайте ещё раз.

(Диктую текст по строчкам после того, как большинство учеников начнут писать самостоятельно).

Учитель: Сверьте свой текст с написанием на доске и исправьте, если есть, ошибки.

Учитель: Из каждой строки на полях выписать буквы, которые обозначают мягкие звуки.

(После работы открываются буквы учителя напротив каждой строки).

Учитель: Сверьтесь с моей работой и определите, что не сходится.

(На доске запись:

л, ж, л
р, н, л.
й, х, н, б, т
л, ч, й, м, и

Ученики: Звук [ж] – твердый, во 2й строке дописать звук [й] – он всегда мягкий; звук [х] – твердый потому что после него согласный звук; звук [т] – твердый, потому что [й э] впереди него.

Учитель: Оцените свою работу.

(Дается критерий оценок:
0ош. - “5”
1-2ош. – “4”
3ош. – “3”
На “5” справилось с работой 8 учеников, на “4” - 12 учащихся, на “3” - 6 учащихся).

V. Физкультминутка.

1 Зрительная гимнастика по офтальмотренажеру. (6-8 раз)

2 Двигательная гимнастика для мышц шеи, плечевого пояса, ног.

VI. Словарная работа.

На картинках напечатаны слова с пропущенными буквами.

Учитель предлагает вспомнить, что общего в этих словах. Ученики объясняют, что это словарные слова и называют пропущенные буквы.

Учитель: К данным словам подберите пару, которая будет в зависимости род – вид.

Ученики: Абзац – предложение; алфавит – буквы, деревня – улица.

Учитель: Из словаря на с. 220 выберите все видовые понятия к роду животные.

Ученики: Заяц, корова, лисица, щенок.

Учитель: Поставьте ударения и подчеркните орфограммы.

Ученик: В слове заяц буква я, корова – буква о, лисица – буква и, щенок – буква е.

Учитель: Запишите слова парами, сгруппировав по общему признаку.

Ученик: 1) Заяц – щенок;, корова, лисица ( по количеству слогов ).

2) Заяц, лисица; корова, щенок ( по принадлежности к диким и домашним животным).

Учитель: О диких животных составьте предложение по схеме

___ и ___ = в ------.

Ученики: Заяц и лисица живут в лесу.

Учитель: Из данных слов составьте предложение.

На доске запись: За, корова, щенок, ухаживать, люди.

Ученики: 1) За коровой и щенком ухаживают люди.

2) Люди ухаживают за коровой и щенком.

Учитель: Найдите грамматическую основу предложения.

Ученик: (Кто?) Люди (что делают?) Ухаживают.

VII. Работа по учебнику А.В. Поляковой “Русский язык” 2й класс.

С. 54 упр. 111

Чтение пословицы: Ноябрь – Сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.

Учитель: Почему так сказано о ноябре?

Ученики объясняют очередность месяцев.

Учитель: Спишите пословицу и подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Ученик называет буквы: р, с, т, р, т, р, з, м, й.

VIII. Домашнее задание:

Учитель: Выпишите 2 пословицы о зимних месяцах, найдите мягкие согласные.

IX. Итог урока.

Учитель: Кто на уроке чувствовал себя уверенно покажите образец дубового листа ( знания крепкие как вековой дуб). Кто чувствовал себя не уверенным в знаниях, покажите осиновый лист. Почему мы подобрали листик осинки?

Ученик: Осинка трепещет, волнуется.

Учитель: Что нужно, чтобы все листики были дубовые?

Ученики: Больше работать над собой.

Учитель: А кто стал увереннее в себе после этого урока, покажите березовый лист. Меня радуют ваши успехи.