Тип урока: углубление темы четверти.
Музыкальный материал:
- “Марш” Шуберта.
- Фрагменты из симфонической сказки “Петя и волк” С.С. Прокофьева.
- “Игра в слова”.
- “Почему медведь зимою спит” Книппер.
Оборудование:
- Портрет С.С. Прокофьева.
- Карточки-рисунки, кроссворды, ребусы.
- “Костюмы” для исполнения ролей средств музыкальной выразительности: Тембр, Лад, Динамика, Темп, Фермата, Пауза.
- Костюмы-маски к песне Книппера.
- Инструмент, проигрыватель, фонохрестоматия, хрестоматия, видеомагнитофон, телевизор, фрагмент мультфильма “Петя и волк”.
Задачи урока:
- Знакомить учащихся с образцами мировой музыкальной культуры, средствами музыкальной выразительности.
- Способствовать развитию у учащихся музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображения.
- Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
ХОД УРОКА
Вход: “Марш” Шуберта.
Приветствие: “Сейчас музыкальный начнется урок”.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке, который продолжит наше путешествие в страну Музыки. Сегодня, мы продолжим знакомиться с развитием музыки. И узнаем о помощниках, которые помогают ей изменяться, развиваться, звучать интересно, ярко, красочно, выразительно.
А сейчас скажите мне, ребята, музыкальное произведение какого жанра звучало при входе в класс?
Дети: Марш.
Учитель: В каком характере был исполнен марш?
Дети: Бодрый, веселый, праздничный и т.д.
Учитель: Давайте послушаем и сравним, одинаково ли звучит марш от начала до конца?
Звучит “Марш” Шуберта (повторно).
Дети: Нет, не одинаково. В произведении происходит изменение, развитие. В начале музыка звучала тише в конце громче.
Учитель: Как же называется громкость в музыке? Для того, чтобы это вспомнить, надо разгадать ребус. У вас на парте лежат конверты, а в них карточки, найдите карточку №1 <Рисунок 1>, разгадайте.
Учитель: Что же у нас получилось?
Дети: ДИНАМИКА.
Учитель: Правильно, молодцы! А ведь Динамика пришла к нам на урок. Вам слово, уважаемая Динамика.
Выходит девочка в костюме “Динамика” (на голове шапочка с надписью динамика, на груди прикреплены знаки, обозначающие динамические оттенки). <Рисунок 2>
“Я Динамика — сила звука.
(Cвое выступление иллюстрирует)
Две латинских буквы тут
Эти буквы знать дают,
F — где громко, Р — где тихо
Композитор так и пишет.
Хохот дьявола и черта
Ты услышишь в знаке форте,
Ветерок на лесной поляне
Что-то шепчет цветам на пиано”.
Учитель: Спасибо, Динамика, вы помогли нам узнать средство музыкальной выразительности, которое способствовало развитию (изменению) этого произведения?
Учитель: Музыка марша Ф. Шуберта выросла как и все музыкальные произведения из главной ритмо-интонации, кто хочет простучать эту ритмо-интонацию? (Ребенок выходит и выстукивает на ложках ритмо-интонацию). Записываю на доске.
Какие длительности встретились нам? (У ребят на партах карточки они пользуются ими по необходимости)
Дети: Восьмая, четверть.
Учитель: А что это за знак?
Дети: Пауза-знак молчания.
Ребенок в костюме ПАУЗЫ:
“Так и в музыке у нас
Остановка между фраз,
Перерыв между движеньем
Люди паузой зовут
И ее изображенье
Поместили мы вот тут,
(Cвой рассказ иллюстрирует) <Рисунок 3>
В такте есть такой значок
Значит целый такт молчок
Если знак лежит вот так
Значит пауза пол такта.
Если знак такой найдешь
Значит четверть переждешь
А фигурка вот такая
Значит пауза восьмая”.
Учитель: Какая же пауза встречается в этом произведении?
Дети: Восьмая.
Учитель: Давайте просчитаем.
Учитель: На какой счет приходится четверть?
Дети: На три.
Учитель: Давайте сыграем в игру “Ритмическое эхо”.
Я вам сейчас на каждую нечетную четверть простучу ритмический рисунок, а вы на каждую четную его повторите.
Играем.
Учитель: А как называется в музыке чередование долгих и коротких длительностей?
Давайте расшифруем кроссворд. Найдите на столе карточку №2 <Рисунок 4>
Учитель: Вот мы познакомились еще с одним помощником, который помогает музыке развиваться. Как же его зовут, давайте назовем его имя.
Дети: Средство музыкальной выразительности зашифрованное на карточке и помогающее “Маршу” Шуберта развиваться, ритм.
Учитель: Хорошо! Молодцы, ребята! Что же у нас получилось? Кто помог произведению Шуберта звучать так ярко и выразительно? С чьей помощью в музыке марша мы почувствовали изменения?
Дети: Музыке развиваться помогли средства музыкальной выразительности динамика, ритм.
(На доске прикреплены карточки со словами РИТМ, ДИНАМИКА) <Рисунок 5>
Учитель: Умнички! А сейчас, внимание! Я прочитаю вам стихотворение. В музыку какого композитора оно нас приведет?
С болота поросшего рясой
С полей из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла
К тесовому дому под ели тропинка
Тебя приведет.
Расскажет о Пете и волке
Квартет и кларнет и фагот,
Упрятаны в нотных страницах:
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
У сказки свои голоса.
Пичугою флейта просвищет
Закрякает уткой фагот
А злого презлого волчищу
Валторны заменят собой.
Однако к чему торопится?
Твоя эта сказка - бери.
Волшебные двери - страницы
В нее поскорей отвори.
Дети: В этом стихотворении идет речь о симфонической сказке С. С. Прокофьева “Петя и волк”.
Учитель: А что вы можете рассказать об этой сказке С.С. Прокофьева?
Дети: Эта сказка необычная, все действующие лица этой сказки представлены музыкальными инструментами симфонического оркестра. С.С. Прокофьев написал ее специально для нас. С ее помощью композитор знакомит нас с инструментами, которые входят в состав симфонического оркестра. ( Плакат “Симфонический оркестр”)
Учитель: Посмотрите на доску. <Рисунок 6>
Если мы разгадаем этот кроссворд, то сможем узнать средство музыкальной выразительности, которое помогло нам открыть музыкальные страницы этой симфонической сказки Прокофьева? Внимание!
Вопросы кроссворда:
- Устойчивый звук в музыке (тоника).
- Полька - это …(танец)
- Музыка, под которую удобно шагать? (Марш)
- Инструмент изображающий утку в симфонической сказке “Петя и волк” С.С.Прокофьева? (Гобой)
- Музыкальный спектакль, где все действующие лица и исполнители поют? (Опера)
Дети: ТЕМБР.
Учитель: Сегодня у нас в гостях ТЕМБР.
Вам слово, ТЕМБР.
“Я, ТЕМБР — одно из средств музыкальной выразительности. Я помогаю музыке развиваться, изменятся. ТЕМБР - окраска голоса, я есть у каждого музыкального инструмента и у каждого из вас. Давайте с вами поиграем в игру “ Один дома”.
Правила игры:
Выбирается “один дома”. “Тембр” подходит к ребятам по очереди. Ребята изображают стук в дверь. “Один дома” спрашивает - “Кто там”? Ребенок “гость” отвечает – “Это я”.
(“Один дома” должен назвать имя того “кто пришел к нему в гости”)
Учитель: Кто помог нам, узнать, кто же, пришел в гости?
Дети: ТЕМБР.
Учитель: Кто привел нас в сказку “ Петя и волк”?
Дети: ТЕМБР.
Учитель: Давайте вспомним героев сказки, инструменты которыми они представлены?
(Просмотр фрагмента мультфильма “Петя и волк”).
И так какие же инструменты представляют героев сказки?
Ответы детей.
Петя - струнные инструменты.
Птичка — флейта.
Утка — гобой.
Кот — кларнет.
Дедушка — фагот.
Волк — 3 валторны.
Охотники — литавры.
Учитель: Сегодня мы поговорим о дедушке и волке. (На доске иллюстрация) Дедушка представлен фаготом.
Слушаем: “Тема дедушки” из симфонической сказки Прокофьева “Петя и волк”.
Какая интонация у дедушки?
Дети: Ворчливая.
Учитель: А изменяется ли она на протяжении всего фрагмента или остается без изменений?
Дети: Не изменяется.
Учитель: Молодцы! Конечно, это единственная тема в сказке, которая не изменяется.
Тему волка исполняют 3 валторны. (Обращаюсь к иллюстрации на доске).
Слушаем: “ Тема волка”.
Анализ:
• Изменялась ли музыка изображающая волка? (Да)
• Встречался ли волк, с другими героями? (Да, с кошкой, с уткой, с птичкой.)
• Как звучит музыка волка в начале, когда он только появляется? (Медленно, громко, грозно, страшно.)
• Как звучит музыка, когда птичка дразнит волка? (Он злится, прыгает, пытается достать птичку.)
• Какие интонации звучат в теме волка? (Резкие, злобные, яростные.)
• Когда волк пойман, как изображает его музыка?
Учитель: Ребята стояла ли музыка на месте или все время изменялась?
Дети: Изменялась.
Учитель: А кто нам помог услышать и понять характер героев?
Дети: Тембр.
Учитель: Но не только тембр помогает в развитии музыки, развиваться ей помогают и другие средства музыкальной выразительности.
Звучит попевка “ Игра в слова”.
Учитель: Одинаково звучала музыка?
Дети: Нет, музыка звучала изменяясь, первая часть звучала громко, вторая часть - тихо. Такое изменение в музыке называется динамическим.
Учитель: Что еще изменялось в этой попевке?
Дети: Музыка как бы потемнела во второй части попевки, когда пелось про мышек живущих в темных норках.
А в начале, когда мы пели о грозе, она была яркой.
Это средство музыкальной выразительности зашифровано, смотри карточку <Рисунок 7>.
Давайте найдем карточку, и узнаем, что же там зашифровано?
Расшифровали? Читаем вслух все вместе.
Отвечают хором.
Учитель: У нас сегодня много гостей и уважаемый лад к нам тоже пожаловал.
Вам слово, ЛАД.
ЛАД:
“Дружбу звуков говорят называют
Словом - лад.
Светлый, мир просторный
Рисует нам лад - Мажорный. <Рисунок 8>
А мир в темноту погруженный лад нам рисует
Минорный. <Рисунок 9>
Учитель: И так, в этой попевке изменяется лад.
1 ч. мажор.
2 ч. минор.
(Обращаемся к нотной записи, внимание на размер)
Учитель: Чтобы наши нотки не были на нас в обиде, обратимся к нотному тексту.
Что это за музыкальный знак? (Показываю на паузу)
Дети: Пауза.
Учитель: А какая пауза?
Дети: Восьмая.
Учитель: Кто прочтет нам ноты? Ребята читают.
В этом произведении встречаются знаки альтерации.
Диез - повышает звук на пол тона.
Бекар - отменяет знак диез и бекар. (Показ знаков)
Учитель: Какие здесь встречаются длительности. Покажите карточки.
(Ребята показывают нужные карточки) <Рисунок 10>
Как называют в музыке чередование долгих и коротких звуков?
Дети: РИТМ.
Учитель: Опять мы встретились с ритмом, который помогает нашему музыкальному произведению развиваться.
Давайте простучим ритм этой попевки. Вспоминаем счет. Работаем над попевкой.
Поем по нотам, поем со словами в характере:
1 ч. громко, в мажорном ладу.
2 ч. тихо, в минорном ладу.
А теперь мы будем оркестром,
Бубны 1 ряд.
Ложки 2 ряд.
Металлофон 3 ряд.
Треугольник.
Дети играют на инструментах, исполняют еще раз попевку “Игра в слова”.
Учитель: Хорошо, молодцы! Если бы не было средств музыкальной выразительности то мы не могли бы так выразительно, ярко исполнить попевку “Игра в слова”. Какие же средства музыкальной выразительности помогли нам интересно исполнять музыкальные произведения?
Дети: Лад, динамика, ритм, пауза.
Учитель: Замечательно! Мы с вами так расшумелись, исполняя песенку про гром. Что наш старый знакомый проснулся.
Играю начало песни “Почему медведь зимою спит” Книппера.
Узнали? Кого же мы разбудили?
Музыкально педагогический анализ.
Вопросы:
1. Почему медведь зимою спит?
2. Что случилось с медведем, когда он шел к себе домой?
3. Что сделала лисица, когда медведь наступил лисе на хвост?
4. С кем еще встретился медведь в лесу?
5. Что сказал дятел медведю, когда тот влез на сосну
6. Правильно ли поступила лиса, закричав на медведя?
7. А что должен был сказать медведь лисе?
8. Почему медведь наступил лисе на хвост?
9. Сколько куплетов?
10. Каким изображен медведь?
11. Каким изображен дятел?
12. Какой изображена лиса?
13. Одинакова ли мелодия во всех куплетах?
14. Куплеты исполняются одинаково?
Учитель: Как же мы исполним песню, чтобы она прозвучало интересно, увлекательно, выразительно?
Дети: В песне “Почему медведь зимою спит” 1 куплет надо петь медленно, тяжело, спокойно, тихо, быстро. А в конце куплета замедляя.
2 куплет - быстрее, громко, взволнованно и т.д. 3 куплет – мягко, спокойно, тихо и т.д. (составляем исполнительский план песни).
Учитель: Ребята вы в своих ответах употребляли такие слова как: медленно, быстро, замедляя, ускоряя. А знаете ли вы, что в музыке существует скорость. Кто отвечает за скорость в музыке, как называется скорость в музыке?
Это вы можете узнать, разгадав ребус на карточке №4 <Рисунок 11>.
Разгадайте ребус.
Учитель: Кто справился с заданием? Молодцы!
Так кто же это?
Дети: На карточке зашифровано средство музыкальной выразительности – Темп.
Учитель: Хорошо! Ребята, Темп сегодня у нас в гостях.
Ребенок в костюме Темпа (свое выступление сопровождает иллюстрациями)
“Я, Темп. Я, скорость музыки.
Вот ракета мчит к луне.
Всадник скачет на коне,
Человек к ручью идет,
Муравей зерно несет.
Скорость разную не зря
Темпом назовем друзья”.
Учитель: Спасибо, вам, уважаемый Темп теперь ребята тоже будут знать это.
А сейчас, давайте споем 1 куплет и попробуем выполнить тот план, который составили. Исполняем 1 куплет песни “Почему медведь зимою спит” Книппера.
Учитель: Хорошо! Молодцы!
Ребята посмотрите в нотную запись и обратите внимание на этот знак.
На доске нотный текст, обращаем внимание на знак фермата.
Этот знак у нас в гостях.
Ребенок - фермата:
“Я, Фермата. Если я стою над паузой,
Этот знак нам говорит: “ Долго пауза молчит”.
Если я размещена над ноткой тогда:
Этот знак нам говорит: “ Долго музыка звучит”.
Учитель: Спасибо! А теперь давайте для наших гостей исполним песню “Почему медведь зимою спит?” композитора Книппера, применяя средства музыкальной выразительности.
Исполняем песню с инсценировкой. (Дети, надев маски зверей, играют их роли.)
Учитель: Замечательно! Молодцы! Что же мы сегодня узнали на уроке? Какие же средства музыкальной выразительности помогают развитию музыки. С какими из них мы сегодня встретились и познакомились?
Давайте назовем их.
Дети: ТЕМП, ТЕМБР, ЛАД, ДИНАМИКА, РИТМ, ФЕРМАТА <Рисунок 12>
Учитель: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы хорошо поработали. Оценки за урок получили...
Домашнее задание: Слушать музыку, распознавая средства музыкальной выразительности.
Наш урок окончен. “До свидания”
Выход: под “Марш” Шуберта.