Современное общество выдвигает перед молодыми специалистами высокие требования не только к знанию и виртуозному владению новыми информационными технологиями, но и умению грамотно и умело применить их на практике, в своей будущей профессии.
В проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике одной из главных целей изучения предмета является подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.
Изучение курса «Компьютерная машинопись и основы делопроизводства» позволит не только определить будущую профессию. Приобретенные навыки помогут более эффективно использовать компьютер в различных областях деятельности.
Машинопись необходима каждому, кто работает с текстовыми документами: журналистам, секретарям-референтам, работникам печати, писателям, программистам, менеджерам офиса, бухгалтерам и т.д.
В настоящее время считается правилом плохого тона независимо от того, какой профессией владеет специалист, работать на клавиатуре двумя пальцами. Чтобы выглядеть деловым и современным человеком необходимо овладеть десятипальцевым способом печати.
Одним из современных способов работы с клавиатурой является слепой десятипальцевый способ печати. Слепой десятипальцевый метод считается полностью освоенным только тогда, когда сознание печатающего не контролирует движение пальцев рук по буквенным клавишам клавиатуры. По методу клавиатура делится на горизонтальные и вертикальные ряды. Изучение буквенных рядов клавиатуры начинается со второго (основного) ряда клавиатуры.
Курс «Компьютерная машинопись и основы делопроизводства» включает в себя два года обучения:
Первый год – 10 класс – компьютерная машинопись.
Второй год – 11 класс – основы делопроизводства.
Особое внимание отводится вопросу «Место секретаря-референта в структуре управления». Секретарь-референт – это лицо фирмы. И если он имеет специальное образование, является профессионалом в своей работе, то это весьма положительно сказывается на работе в целом. От профессионализма секретаря-референта зависит во многом эффективность работы руководителя, имидж фирмы, взаимоотношения с контролирующими организациями и партнерами. С развитием технической оснащенности рабочего места функции секретаря-референта расширяются. Кроме непосредственной работы с документами предъявляются требования к умению работать с оргтехникой. Поэтому автоматически профессия секретаря референта преобразуется в профессию «Менеджер офиса».
Цели и задачи курса «Компьютерная машинопись»:
- Изучение расположения буквенных клавиш клавиатуры.
- Овладение техникой десятипальцевого способа печати.
- Умение печатать под диктовку и печатать текст с листа.
- Красиво и грамотно располагать цифровой и текстовый материал.
- Знать различные виды машинописных работ.
- Знать и уметь применять на практике правила, предъявляемые к оформлению текстового материала.
Курс начинается с изучения расположения буквенных рядов клавиатуры и техники печати буквенных клавиш. Обучение ведется по горизонтальным рядам (в практике используется еще и метод вертикальных рядов, но в силу субъективных обстоятельств, в том числе и используемых учебных пособий, автор придерживается способа горизонтальных рядов.).
Технику печати учащиеся отрабатывают, выполняя упражнения из учебного пособия [1]. Огромную помощь в практическом овладении буквенными рядами клавиатуры оказывают компьютерные программы «Тренажеры клавиатуры» («Виртуоз», наиболее интересный – «Тренажер Стамина»). Большое воздействие оказывают практические занятия с использованием закрытой клавиатуры.
Необходимо обратить внимание учеников на ритмичность удара по клавишам клавиатуры и уделять огромное внимание посадке за компьютером и физ.паузам. Следуя правилам, можно снизить утомляемость при работе и повысить производительность труда.
Особое внимание следует оказать работе над скоростью печати. В этом плане организация работы проводится следующим образом. Учащимся выделяется время на ознакомление с текстом, который будет печататься на время. Затем уже знакомый текст предлагается напечатать в течение пяти минут. По истечении времени ученики вычисляют скорость печати (количество знаков (включая пробелы и знаки препинания) делится на время (5 мин.)). Полученный результат (количество знаков в минуту) фиксируется в журнале результатов по совершенствованию скорости печати.
Работа над техникой и скоростью печати ведется в течение всего курса.
Огромное внимание уделяется изучению правил оформления текстового материала. В процессе изучения курса предлагаются следующие пункты:
- Правила оформления цифрового и знакового материала (арабские и римские цифры, простые дроби, многозначные числа, порядковые числительные, и т.д. )
- Правила оформления текстовых работ (поля текстовой страницы, проставление номеров страниц, организация ссылок, разбиение текста на составные части).
- Правила оформления титульного листа.
- Правила оформления заголовков и подзаголовков.
- Оформление примечаний, приложений, оснований.
- Виды корректурных знаков и способы их применения.
- Сокращения, применяемые в деловой переписке.
- Способы и правила выделения текстового материала.
Особое значение уделяется оформлению библиографических сведений (списков литературы).
Второй год обучения: «Основы делопроизводства».
Включает следующие разделы:
- Делопроизводство и его значение в работе учреждений.
- Виды делопроизводства.
- История развития делопроизводства в России.
- Документы и их роль.
- Классификация документов.
- Виды документов.
- Нормативно-правовая база делопроизводства. Унификация и стандартизация по ведению делопроизводства.
- Реквизиты документов, формуляр-образец.
- Основные требования к оформлению документов;
- Виды документов личного характера (резюме, автобиография, доверенность, заявление, характеристика, расписка и т.д.). Правила оформления документов личного характера.
- Составление и оформление основных видов служебной документации (делового письма, приказов, протоколов, актов, договоров, трудовых соглашений, докладных и объяснительных записок и т.д.).
- Организация документооборота на предприятии.
- Требования к стилю и языку деловой служебной документации.
- Основные требования, предъявляемые к профессиям «секретарь-референт», «менеджер офиса» и т.д.
Занятия сопровождаются знакомством с работой офисной техники (сканером, принтером, факсом).
Итогом двухгодичного обучения является подшивка в виде Папки, в которую включаются все работы, выполненные учениками в процессе обучения. К каждой Папке оформляется титульный лист. Подшивка содержит различные текстовые работы, начиная от упражнений по изучению буквенных рядов клавиатуры и заканчивая распечатками служебной документации.
Программной поддержкой курса является текстовый процессор Microsoft office Word 2003. В силу того, что учащиеся изучают работу с этой компьютерной программой ранее, на работу с Word отводится минимальное количество времени. Резервное время рекомендуется использовать для обучения работе с программой Microsoft Office Publisher, которая позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры, визитные карточки, веб-узлы и т.д..
В конце курса предлагается экзамен. В билетах содержатся вопросы по всему курсу, включая и правила оформления текстового материала, и практическое выполнение личной и деловой документации. Важной частью экзамена считается распечатанный документ и анализ его выполнения.
Используемая литература
- Кузнецова А.Н., Вагенгейм Р.Н. Машинопись: Практическое пособие. – 4-е изд., испр. и доп. _ М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1999.
- Поздняков В.Я. Документационное обеспечение системы управления. Конспект лекций. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
- Басаков М.И. Делопроизводство (документационное обеспечение управления организацией на основе ГОСТ 6.30-2003). 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. – М: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
- Стенюков М.В. Справочник по Делопроизводству. – М.: Издательство ПРИОР, 2002.
- Кирсанов М.В. Современное делопроизводство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.
- Петелин В.Г. Делопроизводство на предприятии: Краткий курс. Деловая игра «Создай свое предприятие». – М.: «Ось-89», 2000
- Специальный выпуск журнала «Секретарское дело». – М. 1996.
- Курс « Компьютерная машинопись и основы делопроизводства » пользуется большим спросом и интересом у учащихся.
Тематическое планирование курса
«Компьютерная машинопись и основы делопроизводства»
10 класс ( 2ч. в неделю, всего 68 часов )
Темы занятий | Количество часов |
I. Введение. | 2 |
Занятие 1. Правила техники
безопасности и электробезопасности при работе в
кабинете информатики и ИКТ. Цели и задачи курса « Компьютерная машинопись и основы делопроизводства». |
2 |
II. Программное обеспечение, используемое при ведении компьютерной машинописи и основ делопроизводства. | 4 |
Занятие 1. Текстовый
процессор Microsoft Word XP. Создание и открытие документа. Сохранение документа. Установка границ и интервалов. Форматирование текста. Работа с принтером и сканером. Распечатка текстовых работ. Занятие 2. Зачет по теме « Программное обеспечение, используемое при ведении компьютерной машинописи ». |
2
2 |
III. Технические средства, используемые при ведении делопроизводства. | 2 |
Занятие 1. Средства
для составления документов. Персональный компьютер – основной инструмент совершенствования делопроизводства. Системный подход к управлению электронными документами. |
2
|
IV. Изучение схемы клавиатуры. | 16 |
Занятие 1. Слепой
десятипальцевый метод печати. Преимущества и
возможности. Схема клавиатуры. Гимнастика
пальцев рук. Занятие 2. Основной ( второй ) ряд клавиатуры. ФЫВАПРОЛДЖЭ. Занятие 3. Верхний ряд клавиатуры. ЙЦУКЕНГШЩЗХЪ. Занятие 4. Нижний ряд клавиатуры. ЯЧСМИТЬБЮ. Занятие 5. Четвертый ряд клавиатуры. Знаки препинания. Арабские цифры. Знаки, употребляемые с цифрами. Занятие 6. Использование верхнего регистра для проставления заглавных букв. Правила написания римских цифр. Занятие 7. Выполнение упражнений на совершенствование техники печати. Занятие 8. Зачет по теме « Схема клавиатуры ». |
2 2 2 2 2
2 2 2 |
V. Общие нормы и правила оформления текстовых работ и служебных документов. | 30 |
Занятие 1. Основные правила
оформления текстового материала (размеры бумаги,
применяемые в делопроизводстве, размеры полей
деловых документов, нумерация страниц в
документах). Занятие 2. Оформление в документах написания чисел (написание многозначных чисел, цифровая форма однозначных чисел, буквенная форма однозначных чисел, простые дроби, десятичные дроби, порядковые числительные). Занятие 3. Написание в документах физических величин. Занятие 4. Написание в документах математических формул. Занятие 5. Оформление таблиц и выводов. Занятие 6. Способы оформления дат в документах. Занятие 7. Правила оформления заголовков и подзаголовков. Занятие 8. Оформление титульного листа. Занятие 9. Приемы выделения отдельных участков текста. Занятие 10. Оформление примечаний, приложений, оснований. Занятие 11. Библиография. Виды библиографии. Правила оформления библиографии. Занятие 12. Корректурные знаки и применение их в корректурной правке. Занятие 13. Сокращения слов и словосочетаний, применяемые в деловой переписке. Занятие 14. Правила построения структурных схем. Занятие 14. Зачет по теме « Общие нормы и правила оформления машинописных работ и служебных документов». |
2
2
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
VI. Изучение английской раскладки клавиатуры | 8 |
VI. Резерв | 6 |
ВСЕГО: | 68 часов |
11 класс ( 2ч. в неделю, всего 68 часов )
Темы занятий. | Количество часов |
I. Введение. | 2 |
Занятие 1. Правила техники
безопасности и электробезопасности при работе в
кабинете информатики и ИКТ. Цели и задачи курса « Основы делопроизводства». |
2 |
II. Основы организации делопроизводства. | 10 |
Занятие 1.
Делопроизводство. Значение делопроизводства в
работе учреждений. Организационная структура
службы делопроизводства. Основные функции и
задачи подразделений службы делопроизводства. Занятие 2. Роль секретаря-референта в структуре управления предприятий малого и среднего бизнеса. Профессиональная этика и деловое общение. Занятие 3. Документ. Роль документов в жизни общества. Виды документов. Классификация документов. Занятие 4. Нормативно-методическая база делопроизводства. Государственные стандарты на документацию. Единая система государственной документации. Государственная система документационного обеспечения. Занятие 5. Зачет по теме «Основы организации делопроизводства» |
2
2
2 2
2 |
II. Реквизит. Формуляр-образец. | 4 |
Занятие 1. Понятие реквизита.
Формуляр-образец. Типовой формуляр. Основные требования к оформлению управленческих докумен тов. Общие правила оформления документов. Занятие 2. Зачет по теме « Реквизит. Формуляр-образец ». |
3
1 |
III. Рекомендации по составлению текстов служебных документов. | 2 |
Занятие 1. Язык и стиль служебных
документов. Особенности официально-делового
стиля. Употребление прописных и строчных букв. Полные и сокращенные названия центральных органов федеральной исполнительной власти. |
2
|
IV. Документы личного характера. | 6 |
Занятие 1. Обзор документов личного
характера. Занятие 2. АВТОБИОГРАФИЯ. Реквизиты. Оформление автобиографии. ХАРАКТЕРИСТИКА. Реквизиты. Оформление характеристики. РЕЗЮМЕ. Реквизиты. Оформление резюме. РАСПИСКА. Реквизиты. Оформление расписки. ДОВЕРЕННОСТЬ. Реквизиты. Оформление доверенности. ЗАЯВЛЕНИЕ. Виды заявлений. Реквизиты. Оформление заявления. Занятие 3. Зачет по теме « Документы личного характера ». |
1 4
1 |
V. Организационно-распорядительная документация | |
V.I. Классификация и структура организационно- распорядительных документов (ОРД). | 2 |
Занятие 1. Классификация ОРД. Состав
реквизитов ОРД. Схемы расположения реквизитов
ОРД. Понятие о бланках документов. Виды бланков ОРД. Требования к изготовлению, учету и хранению гербовых бланков. |
2
|
V.II. Оформление реквизитов организационно-распорядительных документов. | 4 |
Занятие 1. Оформление реквизитов,
размещаемых на поле углового и продольного
штампов документов. Оформление реквизитов, размещаемых на рабочем поле документа. Занятие 2. Оформление реквизитов, размещаемых на служебном поле документа. |
2
2 |
V.III. СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ | |
V.III.I. Система оперативно-информационной документации. | 8 |
Занятие 1. Характеристика основных
оперативно-информационных документов. Их
назначение. Понятие и функции ДЕЛОВОГО ПИСЬМА. Разновидности ДЕЛОВЫХ ПИСЕМ. Общая структура ДЕЛОВОГО ПИСЬМА. Оформление служебных писем с угловым и продольным штампом. Специфика делового стиля письма. Этикет в деловой переписке. Особенности оформления писем, передаваемых электронной почтой. Занятие 4. Оформление телеграммы, телекса, факса. Оформление телефонограммы. Занятие 5. Зачет по теме «Система оперативно-информационной документации». |
4
2 2 |
V.III.II. Система справочно-информационной документации | 6 |
Занятие 1. АКТ. Реквизиты АКТа.
Оформление документа. Занятие 2. СПРАВКА. Реквизиты справки. Оформление справки. ПРОТОКОЛ. Реквизиты протокола. Оформление документа. Занятие 3. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА. Классификация. Реквизиты. Оформление докладной записки. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Реквизиты. Правила оформления СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА. Реквизиты. Правила оформления. Занятие 4. Зачетное занятие по теме « Система справочно-информационной документации ». |
2 1 2
1 |
V.III.III. Оформление документов экономического характера. | 6 |
Занятие 1. ДОГОВОР. Реквизиты
договора. Оформление договора. КОНТРАКТ. Реквизиты контракта. Оформление контракта. ТРУДОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ. Оформление трудового соглашения. Занятие 2. Зачет по теме « Оформление документов экономического характера» |
4
2 |
V.III.IV. Система распорядительной документации. | 6 |
Занятие 1. Оформление
распорядительной документации. Понятие, виды и назначение распорядительных документов. Порядок разработки распорядительных документов в условиях единоличного принятия решения. Порядок разработки распорядительных документов в условиях коллегиального принятия решений. Занятие 2. ПРИКАЗ. Виды приказов. Приказы по вопросам общей деятельности. Приказы по личному составу. РАСПОРЯЖЕНИЕ. УСТАВ. ИНСТРУКЦИЯ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ. Реквизиты документа. Правила оформления. Занятие 3. Зачет по теме «Система распорядительной документации». |
2
3 1 |
V.III.V. Система организационно-правовой документации. | 4 |
Занятие 1. УСТАВ. ПОЛОЖЕНИЕ.
ИНСТРУКЦИЯ. Реквизиты документов. Правила
оформления. ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ. Реквизиты документов. Правила оформления документов. Занятие 2. Зачет по теме «Система организационно-правовой документации» |
3
1 |
VI. Организация документооборота. Регистрация документов. | 6 |
Занятие 1. Понятие и принципы
организации документооборота. Прохождение и порядок исполнения входящих документов. Прохождение исходящих и внутренних документов. Работа с конфиденциальными документами. Работа с письмами и обращениями граждан. Понятие и системы регистрации документов. Формы и порядок регистрации документов. Индексация документов. Организация справочно-информационной работы. Контроль исполнения документов. Занятие 2. Зачет по теме: «Регистрация документов» |
4
2 |
VII. Творческая работа по курсу « Основы делопроизводства » | 2 |
ВСЕГО: | 68 часов |