Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников ресурсами иностранного (английского) языка

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время эффективность работы учащихся зависит от того, насколько успешно они владеют идеями модернизации современного школьного образования и будут ли они внедрять эти идеи в практику преподавания иностранного языка.

Учитель должен понимать, что модернизировать нужно научно-технический подход к обучению иностранному языку, включающий в себя “искусство” преподавания иностранного языка: методы, приемы, средства и формы; отбор содержания обучения; технологий обучения; проведение контроля.

Новый подход к обучению иностранному языку в основной школе – это компетентностно-деятельностный подход – ориентация на “результат” обучения, который зафиксирован в современном образовательном стандарте, а именно: на формирование у учащихся основной школы комплекса различных компетенций (информационной, социально-культурной, социально-политической, а также готовности к образованию и саморазвитию). Отсюда формирование коммуникативных компетенций является превалирующим.

Компетенциями можно назвать постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации. Есть несколько формулировок определения коммуникативных компетенций. Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке коммуникативные компетенции это:

  • овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
  • способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
  • совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению проблем на родном и иностранном языке в единой логике. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями. Обучение коммуникативной деятельности, как известно, является непосредственной задачей обучения иностранным языкам, и чем раньше начинается этот процесс, тем лучше.

Изучение иностранного языка с начальной школы является насущной необходимостью, учитывая тот уровень знаний, каким должны овладеть выпускники средней школы. Психологические особенности детей младшего школьного возраста таковы, что у ребенка прекрасно развита долговременная память. Все что ребенок учит – надолго запоминается. При этом следует использовать преимущества детской памяти например прочность запоминания. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, “впечатывать” его в память.

Но это происходит лишь в том случае, если у него создана соответствующая установка, и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания его.

Каждый урок английского языка в начальных классах строится как урок общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результаты своих усилий. Для создания коммуникативной обстановки на уроке важно поддерживать высокую активность каждого ребенка. Даже те, кто, казалось бы, молчат, пока могут обдумывать свои доводы, осмысливать чужие ответы. Оценивая коммуникативные умения и знания детей, вы оцениваете, прежде всего, их успехи, а не недоработки.

При изучении английского языка со 2-го класса мной выбран УМК Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. “Enjoy English”, т.к. он является, на мой взгляд, самым перспективным учебно-методическим комплексом из существующих УМК для начальной школы. Учебник хорош и с точки зрения подачи материала (дозировано, в небольшом объеме), ярко и красочно представлен иллюстративный материал, и дети с интересом изучают язык.

С начальной ступени обучения иностранному языку дети учатся рассказывать о себе, о любимых занятиях, о животных. Дети легко воспринимают материал, живо обыгрывают те ситуации, которые предложены в учебнике. Очень часто мной используются задания на развитие воображения и творческих способностей учащихся: представить себя каким-либо животным, рассказать от его имени о себе. В результате дети отрабатывают лексику по теме, которую они изучили; некоторые грамматические структуры: формы глагола to be, прилагательные, модальные глаголы can, must. Они учатся строить предложения. Дети формируют и совершенствуют свои речевые умения по иностранному языку; учатся вести диалоги и отрабатывают монологическую речь – работают над коммуникативными умениями. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что преимущества систематического обучения иностранному языку очевидны.

1. Изучение иностранных языков в этом возрасте полезно всем детям, независимо от их способностей, т.к. это оказывает положительное влияние на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и т.д.
2. Раннее обучение иностранным языкам дает большой практический эффект в плане владения первым иностранным языком.
3. Более раннее вхождение ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом языке позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры.
4. Введение иностранного языка расширяет спектр гуманитарных предметов, изучаемых на данной ступени.

Обучать коммуникации на иностранном языке младших школьников – задача нелегкая и ответственная. Любовь к предмету здесь тесно связана с ощущением психологического комфорта, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке. Поэтому учитель иностранного языка, работающий в начальной школе, нуждается в постоянной методической поддержке, которая должна быть представлена в виде системы документов, регулирующих процесс образования.

Список литературы.

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.: Academia, 2002.

2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. / сост.В.Н. Симкин. М.: Дрофа, 2001.

3. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 2004,  № 2.

4. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Задачи языкового образования в русле глобальных проблем. // English – 2005,  № 17.

5. Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004.

6. Климентенко А.Д. Миролюбова А.А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Педагогика, 1981.

7. Колкова М.К. Модернизация обучения иностранным языкам в средней школе. С-Пб.: “Каро”, 2005.

8. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.