Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
ПРОЕКТ: “С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?”
Проект:
Долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность темы:
Проблема патриотического воспитания
подрастающего поколения сегодня одна из
наиболее актуальных. Принята государственная
программа “Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации”, ориентированная на все
социальные слои и возрастные группы граждан
России. В связи с этим заметно активизировалась
работа исследователей и дошкольных
образовательных учреждений, одна за другой стали
проводиться научно-практические конференции по
вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации
продолжается дискуссия о том, надо ли
воспитывать любовь к Родине. И весьма громки
голоса тех, кто высказывает негативное суждение
на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в
человека естественным путем. Родина обязана
позаботиться о своих детях, осыпать их благами,
стать авторитетной, могучей державой, такой,
чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но
возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами,
да и можно ли определить размер благ, достаточный
для того, чтобы человек начал любить Родину? Если
мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она
будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям
и болеть её горестями? Судьба Родины в руках
человека, и ждать момента, когда она будет
достойна его любви, по крайней мере, не разумно.
Родина такова, какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего
дошкольного возраста, определяется как
потребность участвовать во всех делах на благо
семьи, детского сада, родного города, Родины,
представителей живой природы, наличие у детей
таких качеств, как сострадание, сочувствие,
чувство собственного достоинства и осознание
себя частью окружающего мира.
Поэтому я выделила несколько основных задач
патриотического воспитания дошкольников.
Задачи патриотического воспитания:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
- Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
- Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
- Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
- Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
- Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
- Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия.
- Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
- Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
- Должны знать природу России ее флору и фауну.
- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.
Презентация проекта:
Оформление творческого пакета. Представление проекта.
Основные направления реализации проекта:
- Разработать проекты:
- “Мой дом детский сад – моя маленькая Родина”;
- “Мой город и область в которой я живу”;
- “Россия – Родина моя”;
- “Земля – планета на которой мы живём”.
- Разработать и провести циклы занятий:
- “Мой дом – моя семья”;
- “Хорошо у нас в саду”;
- “Улицы родного города”;
- “Мой город на Ангаре”;
- “Моя Родина – Россия”;
- “Москва – столица нашей Родины”.
- Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество), история России, Сибири
- “Защитники отечества”;
- “Мы – дети Земли”;
- “Береги свою планету” .
- Создать мини-музеи боевой и трудовой славы ветеранов первопроходцев, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского костюма.
- Организовать творческую деятельность
воспитателей, детей и родителей:
- Проведение праздников в детском саду:
- “День защитников отечества”;
- “9 мая – день Победы”;
- “Мамин день”;
- “Праздники по народному календарю”.
- Выставки детского и народного творчества,
сотворчество детей и родителей:
- “Славься Край Сибирский!”;
- “Город Братск – глазами детей”.
- Деятельность Центра народного творчества
детей:
- Оркестр народных инструментов.
- Театр русского костюма.
- Проведение праздников в детском саду:
- Физкультура и здоровье:
- Организация дней здоровья.
- Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.
- Экологические походы, поездки на море.
- Спортивные праздники “Весёлые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”.
- Акции:
- “Покормите птиц зимой”.
- “Зелёный патруль”.
- “Памятник”.
- “Озеленение территории детского сада”.
- Оснащение предметно-развивающей среды группы
детского сада:
- Изготовление атрибутов для игр: “Пограничники”, “Моряки”, “Космонавты”, “Пожарные”, “Спасатели”, “Инопланетяне”, “Пешеходы и пассажиры” и т.д.
- Оформление “Экологической галереи”, “Маршрута безопасности движения”, “Центра народного творчества”, мини-музеев “Летопись г. Братска, “Москва – столица России” и т.п.
- Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области.
- Оформление альбомов: “Достопримечательности г.Братска, “Моя семья”, “Хорошо у нас в саду”, “Где мы любим отдыхать”, “В гостях в экологическом центре”.
- Создание газет: “Моя спортивная семья”, “Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт”.
- Работа с родителями:
- Знакомить детей с семейными реликвиями.
- Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов “С чего начинается Родина?”.
- Анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”.
- Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи.
- Помощь в снятии видеофильмов.
- “Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой).
- Выставка плакатов-проектов: “Каким я бы хотел видеть наш город”, “Земля – планета на которой мы живём”.
- Социальное развитие:
- Встречи с почетными людьми города.
- Экскурсии.
- Посещение выставок.
- Создание библиотеки в группе.
- Создание видеотеки.
ПРОЕКТ “МОЯ МАЛАЯ РОДИНА” (семья, дом, детский сад)
Проект:
Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.
Актуальность темы:
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а
оказывается не в состоянии воспитать у ребенка
любовь к самому близкому – к родному дому и
детскому саду, а ведь это основа из основ
нравственно-патриотического воспитания, его
первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде
должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой
частью своей малой родины, потом – гражданином
России, и только потом – жителем планеты Земля.
Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие
времена. Стремясь заработать на хлеб насущный,
родители все меньше внимания уделят детям и их
воспитанию, растет число неполных,
неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее
полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для
формирования у детей эмоционально насыщенного
образа родного дома, детского сада. Дети должны
научиться не только брать, но и отдавать:
заботиться о близких с детства, быть
внимательными друг к другу, сострадать, словом и
делом помогать.
Гипотеза:
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатель группы.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи проекта:
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
- Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
- Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
ПРОЕКТ “МОЙ ГОРОД И ОБЛАСТЬ, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ”
Проект:
Долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.
Актуальность темы:
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Цель проекта:
Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым.
Гипотеза:
Проживая в городе Братске, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.
Задачи проекта:
- Дать знания детям о родном городе6 история символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- Расширить знания детей о флоре и фауне города Братска, Иркутской области. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
- Учить работать с картой Иркутской области, определять по условным знакам реки, леса, находить города Братск, Иркутск и 4–5 городов Иркутской области.
- Познакомить детей с озером Байкал, его расположением на карте, уникальностью.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с творчеством Братских поэтов, художников.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
ПРОЕКТ: “РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!”
Проект:
Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель:
Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России.
Задачи:
- Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.
- Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.
- Знакомство с русской культурой, языком, традициями.
- Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
- Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.
ПРОЕКТ: “ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ”
Проект:
Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Актуальность темы:
Заключительной, четвертой ступенью нравственно-патриотического воспитания детей является знакомство с Землей – нашим общим домом. Дети должны знать, что наша планета живой организм, что она, так же как и мы, может болеть, если люди обижают природу и друг друга. И мы – люди планеты Земля, должны уважать друг друга, защищать, любить и заботиться о своей планете.
Гипотеза:
Люди отличаются друг от друга, но в то же время имеют много общего, любят жизнь, природу и хотят быть счастливыми. Как хорошо, что на Земле нас так много, и мы такие разные, но все мы зависим от состояния нашей планеты; нет никакой возможности ни для кого избежать этой глубокой зависимости.
Цель:
Как можно больше дать детям знаний о планете Земля подвести к осознанию и принятию ответственности как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету.
Задачи:
- Дать детям знания, что они являются жителями планеты Земля. Населяют Землю люди, животные, растения.
- Познакомить детей с многообразием народов живущих на Земле. Показать различия и сходство народов разных рас.
- Вызвать интерес к культуре, языку, быту, традициям народов мира.
- Познакомить детей с климатическими и природными условиями жизни людей, животных и растений Земли.
- Познакомить с картой мира, с глобусом (учить находить и показывать 5–6 разных стран мира).
- Развивать у детей положительное отношение и чувство симпатии по всем расам и народам.
- Воспитывать у детей любовь к природе Земли, желание беречь и защищать ее.
- Научить детей жить в мире с собой и другими людьми в гармонии и единстве с природой.