Урок изобразительного искусства по теме: "Пейзажи родной земли. Хакасская степь". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема. Пейзажи родной земли. Хакасская степь.

Цели:

  • развивать эмоционально – художественное восприятие природы родного края;
  • формировать духовную и нравственную культуру школьника как патриота своей земли;
  • прививать интерес к историческому прошлому Хакасии;
  • учить передавать в красках красоту хакасских степей;
  • совершенствовать навыки работы кистью.

Оборудование:

  • цветные фотографий пейзажей Хакасии - слайды МУЛЬТИМЕДИА;
  • репродукции с картин: И. Левитан “Берёзовая роща”, “Золотая осень”; И.Шишкин “Дебри”; А Пластов “Сенокос”; - слайды МУЛЬТИМЕДИА;
  • картины хакасских художников в оформлении интерьера кабинета изобразительного искусства: Новосёлов В.М. “Осень. На берегу протоки реки Абакан”, Люкшина Н.В. “Лесное озеро”;
  • таблица с графическим изображением древнего каменного изваяния;
  • аудизаписи: “Хакасские наигрыши”, чатхан, исполнитель А. Саможиков; “Амыр хараа” (“Дивная ночь”), муз. Токоякова и Ф. Бурнакова, исполняет А.Киштеев; П.И. Чайковский “Времена года”.

Художественные материалы: бумага, краски (гуашь, акварель), кисти.

Ход урока

I. Вступительная часть.

Вводное слово. Дорогие друзья, мы в картинной галерее. Приготовьтесь рассматривать репродукции с картин русских художников и потом мы обменяемся впечатлениями. Будет звучать музыка П.И. Чайковского из “Времён года”. Демонстрация слайдов: И. Левитан “Золотая осень”, И.Шишкин “Дебри”, А Пластов “Сенокос”, А. Куинджи “Берёзовая роща”.

Беседа.

  • Ваши чувства, эмоции – какие? почему?
  • Что можно сказать о настроении в картине?
  • Что заметили интересного?
  • Что можете сказать о красках?
  • Особенности пейзажа, выбранного художником, - какие? (выводится на слайд одна репродукция).

Расскажите о той картине, которая вас больше всего впечатлила (выводится на экран нужная репродукция).

Вывод. Что мы можем сказать об искусстве пейзажа в живописи?

II. Объяснение нового материала.

1. Вводная часть.

Сегодня мы обратимся к картинам родного края. Давайте отправимся в путешествие по родным местам – Хакасии. Экскурсию проведут ваши одноклассники (демонстрация слайдов цветных фотографий). Будет звучать чатхан, исполнение А. Саможикова. Постарайтесь увидеть всё самое прекрасное в картинах родной природы, проникнитесь колоритом народной музыки, настроением поэтических строк.

1 ученик: читает стихотворение Натальи Ахпашевой

Внизу лежала степь ночная.
Переливались ковыли.
От скал, окрестность изменяя,
Густые тени пролегли.

Дети рассматривают фотографию  “Гора Уйтак, Аскизский район” (лето, горы, степь).

2 ученик: читает стихотворение Ахпашевой Н.М.

Мне снятся запахи степные,
цветов неброская краса,
полей пространства золотые,
отары дальней голоса,
у горизонта – горы, горы.
Губами трогаю траву …
Там, за горами – где-то город,
В котором я теперь живу.

Дети рассматривают цветную фотографию на слайде “Ивановские озёра. Иван – чай цветёт”.

3 ученик: читает стихотворение Н.Ахпашевой

Дыхание степного зноя
Колеблет воздух надо мной.
Чуть слышен запах зверобоя.
Обочина в пыли густой.
Земля сухая в пятнах соли.
Белёсы перья ковылей.
И пересохла песня в горле.
И с каждым шагом тяжелей.

Дети рассматривают цветную фотографию “Долина царей. Конец лета”

Учитель. И ещё обратите внимание на картины местных художников: Новосёлов В.М. “Осень. На берегу протоки реки Абакан”, Люкшина Н.В. “Лесное озеро”;

Путешествие закончилась. Вы были наблюдательны и внимательны. Давайте ещё раз как художники обратимся к изображению хакасской степи.

Цель: передать красоту родного пейзажа – хакасской степи.

III. Практическая работа.

1. Задача: изобразить степь, передать краски лета, своё отношение к родному краю.

Обсуждение композиции пейзажа по учебной таблице “Летом в степи”:

  • Перспектива: что изображено на переднем плане? (среднем, заднем).
  • Что является центром композиции?
  • Что вы знаете о курганах?
  • Что можно сказать о красках: какие они? а если учесть законы перспективы?
  • Как будете работать кистью? (линия, мазок, пользуемся палитрой).

Рассмотрите таблицу  с изображением каменного изваяния поздненеолитического божества из улуса Джамакова при устье реки Пююр – сух (создано 5 тысяч лет назад). Каждый элемент или отдельная деталь несут смысловую нагрузку. Можно отдельные детали (фрагменты) использовать в своей работе.

2. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь.

IV. Итог урока.

Просмотр работ.

Заключение.

Учитель. Степь, курганы – всё это картины родной природы и хочется сказать стихами Кильчичакова Михаила Еремеевича о своей родине - Хакасии:

Я кровный сын твой, здесь моё начало,
И степь – под сводом солнечного дня –
Та колыбель, которую качала
Ты, словно мать, баюкая меня.

Всем спасибо за работу!

На следующем уроке мы послушаем старую легенду из хакасского эпоса под названием “Белые волки”. Из неё вы узнаете о том, какие были представления у народа, населявшего наш край в древности, о своём происхождении.

Индивидуальное творческое домашнее задание: выучить старую легенду “Белые волки” из хакасского эпоса в пересказе заслуженной артистки России Кызласовой Алисы и рассказать на следующем уроке.

Белые Волки

Земля была окутана дымом сражений. Люди беспощадно убивали друг друга. И не было тех, кто не пострадал на поле битвы, кроме одной девушки. В поисках живых она обнаружила раненого воина из гордого рода Белых Волков. Девушка выходила юношу и вышла за него замуж.

И не было семьи счастливей. Родились у них девять сыновей. Росли они крепкими и сильными. О возрождении рода узнали враги Белых Волков. Они напали на главу семьи и в неравном бою убили его. В глубоком ущелье мать спрятала детей. А потом превратила в бусинки и бросила на четыре стороны земли со словами: “Вы – родные братья, живите дружно”. Сама же взяла посох и пошла по свету. Вернувшись домой, она увидела разорённые юрты, следы битвы. Горько заплакала женщина и превратилась в камень. А находится он по дороге в Аскиз/

Но есть второй вариант этого сказания. Было у них не девять, а 99 сыновей. Когда мать ходила по свету, она везде оставляла своих детей. Так белая волчица считается проматерью всех родов.

Газета “Хакасия”, 2004 г.

Литература

  1. Карамашева В. Творчество хакасских писателей в школе. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1995.
  2. Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 1997.
  3. Ахпашева Н.М. Солярный круг. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993.
  4. Кызласов Л.П. Древняя и средневековая история Южной Сибири. – Абакан: Хакасское отделение красноярского книжного издательства, 1991.
  5. Чебодаев П.И. История Хакасии. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1992.