Программа: «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой.
Тема урока: Прибавление 10 к числу.
Цели и задачи:
- учить прибавлять 10 к числу;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- повторить знания детей о геометрических фигурах;
- развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, обобщать и классифицировать.
Ход урока
Орг. момент.
- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Пожелаем вам удачи
За работу, в добрый час!
Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня на уроке мы повторим геометрические фигуры, поучимся решать примеры с числом 10 и составлять задачи.
Повторение.
- А чтобы было интереснее и веселее, я пригласила помощника. Похлопайте в ладоши, и он придёт.
Б. - А вот и я! А вот и я! А вот и я! Вы узнали меня? (Вбегает ученик в костюме Буратино.)
(Да! Ты Буратино!)
- Что это у тебя, Буратино?
Б. – Это я принёс разминку. Найдите такой же колпак, как у меня.
- Мой колпак похож на геометрическую фигуру. Дети, а как называется эта геометрическая фигура? (Треугольник)
Б. – У меня и нос - треугольник. Нет? А что? (Конус)
- Какие ещё части Буратино можно соотнести с геометрическими фигурами?
нос - конус | воротник - треугольники |
рубаха - цилиндр | рукава - прямоугольники |
пуговицы - круги | карманы - квадраты |
- Сейчас Буратино будет показывать фигуры, а вы будете их называть.
- Как называются эти фигуры? Какие они? (Плоские)
- Какие ещё есть фигуры? (Объёмные)
Б. – Ребята, соотнесите каждой плоской фигуре объёмную.
- Почему именно так?
(Мы видим только переднюю часть объёмной фигуры.)
- Буратино, вот тебе треугольник. Попробуй сделать конус.
Б. – Нужно его скрутить, крутить, крутить!
- Буратино, вот тебе прямоугольник. Что сделаешь?
Б. – Цилиндр. Его нужно скрутить, крутить, крутить!
- Да, их нужно крутить. От вращения треугольника получается конус, а от вращения прямоугольника получается цилиндр.
Практическая работа.
Путём вращения плоских фигур, к которым прикреплёны циркуль и карандаш, дети получают объёмные (конус и цилиндр).
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Обобщение.
- Ещё раз повторим. Какие это фигуры? (Плоские)
- Назовите их. (Треугольник, прямоугольник, круг, квадрат)
- Это какие фигуры? (Объёмные)
- Назовите их. (Конус, цилиндр, шар, куб)
Работа над темой урока.
- Буратино, а ты считать умеешь? (Да)
- Сколько плоских фигур? (4)
- Сколько объёмных фигур? (4)
- Сколько у тебя пуговиц? (10)
- Ребята, помогите Буратино снять пуговицы и поместить их на наборное полотно.
-10 – предлагаю называть «дцать».
- Буратино, что у тебя в кармане?
Б. – Запасные пуговицы. Вдруг оторвётся какая–нибудь и потеряется.
- Если две на «дцать» положить. Сколько получится? (12)
- Четыре на «дцать»? (14)
- Шесть на «дцать»? (16)
Основной этап.
- Прочитайте числа 1) по порядку; 2) вразброс: 11,12,13,14,15.16,17,18.19,20.
Б. – Я для вас принёс карточки с цифрами. Пользуйтесь ими. А мои пуговицы отдайте.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
- Посчитаем примеры на сложение при помощи накладывания карточек с однозначными числами на 10 и примеры на вычитание при помощи убирания карточки - вычитаемого.
1 и10 10+1 (накладываем 1 на 10) =11 11-1 (убираем 1) 11-10 (убираем 10)
2 и 10
3 и 10
4 и 10
….
- Спасибо, Буратино, с помощью твоих карточек мы быстро научились считать.
Б. – Дети, я буду вам показывать карточки, а вы будете говорить, как получить это число.
13 |
(к3+10) или (10+3) и т. д.
Закрепление. Стр.36 № 1, 4 (в книге)
Самостоятельная работа. Стр. 37 № 6 (в книге)
Проверка и вывод: чтобы к 10 прибавить однозначное число, нужно единицы складывать с единицами.
Физминутка.
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем поприседаем 1,2,3.
Решение задач.
- Составьте задачи про Буратино по заданному графу и решите их.
- Составьте задачи по рисункам, данным в печатной тетради на стр.38 №1
Игра «Лучший счётчик»
- стр. 38 № 11(в книге)
Итог урока
- Чему новому научились на уроке?
- Какое задание понравилось?
- С чего начнём завтра урок математики?