Урок математики в 1-м классе по теме: "Прибавление 10 к числу"

Разделы: Начальная школа


Программа: «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой.

Тема урока: Прибавление 10 к числу.

Цели и задачи:

- учить прибавлять 10 к числу;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- повторить знания детей о геометрических фигурах;
- развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, обобщать и классифицировать.

Ход урока

Орг. момент.

- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Пожелаем вам удачи
За работу, в добрый час!

Сообщение темы и целей урока:

- Сегодня на уроке мы повторим геометрические фигуры, поучимся решать примеры с числом 10 и составлять задачи.

Повторение.

- А чтобы было интереснее и веселее, я пригласила помощника. Похлопайте в ладоши, и он придёт.

Б. - А вот и я! А вот и я! А вот и я! Вы узнали меня? (Вбегает ученик в костюме Буратино.)

(Да! Ты Буратино!)

- Что это у тебя, Буратино?

Б. – Это я принёс разминку. Найдите такой же колпак, как у меня.

- Мой колпак похож на геометрическую фигуру. Дети, а как называется эта геометрическая фигура? (Треугольник)

Б. – У меня и нос - треугольник. Нет? А что? (Конус)

- Какие ещё части Буратино можно соотнести с геометрическими фигурами?

нос - конус воротник - треугольники
рубаха - цилиндр рукава - прямоугольники
пуговицы - круги карманы - квадраты

- Сейчас Буратино будет показывать фигуры, а вы будете их называть.

- Как называются эти фигуры? Какие они? (Плоские)

- Какие ещё есть фигуры? (Объёмные)

Б. – Ребята, соотнесите каждой плоской фигуре объёмную.

- Почему именно так?

(Мы видим только переднюю часть объёмной фигуры.)

- Буратино, вот тебе треугольник. Попробуй сделать конус.

Б. – Нужно его скрутить, крутить, крутить!

- Буратино, вот тебе прямоугольник. Что сделаешь?

Б. – Цилиндр. Его нужно скрутить, крутить, крутить!

- Да, их нужно крутить. От вращения треугольника получается конус, а от вращения прямоугольника получается цилиндр.

Практическая работа.

Путём вращения плоских фигур, к которым прикреплёны циркуль и карандаш, дети получают объёмные (конус и цилиндр).

Физминутка.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Обобщение.

- Ещё раз повторим. Какие это фигуры? (Плоские)
- Назовите их. (Треугольник, прямоугольник, круг, квадрат)
- Это какие фигуры? (Объёмные)
- Назовите их. (Конус, цилиндр, шар, куб)

Работа над темой урока.

- Буратино, а ты считать умеешь? (Да)

- Сколько плоских фигур? (4)

- Сколько объёмных фигур? (4)

- Сколько у тебя пуговиц? (10)

- Ребята, помогите Буратино снять пуговицы и поместить их на наборное полотно.

-10 – предлагаю называть «дцать».

- Буратино, что у тебя в кармане?

Б. – Запасные пуговицы. Вдруг оторвётся какая–нибудь и потеряется.

- Если две на «дцать» положить. Сколько получится? (12)

- Четыре на «дцать»? (14)

- Шесть на «дцать»? (16)

Основной этап.

- Прочитайте числа 1) по порядку; 2) вразброс: 11,12,13,14,15.16,17,18.19,20.

 

Б. – Я для вас принёс карточки с цифрами. Пользуйтесь ими. А мои пуговицы отдайте.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

- Посчитаем примеры на сложение при помощи накладывания карточек с однозначными числами на 10 и примеры на вычитание при помощи убирания карточки - вычитаемого.

1 и10 10+1 (накладываем 1 на 10) =11 11-1 (убираем 1) 11-10 (убираем 10)

2 и 10

3 и 10

4 и 10

….

- Спасибо, Буратино, с помощью твоих карточек мы быстро научились считать.

Б. – Дети, я буду вам показывать карточки, а вы будете говорить, как получить это число.

13

(к3+10) или (10+3) и т. д.

Закрепление. Стр.36 № 1, 4 (в книге)

Самостоятельная работа. Стр. 37 № 6 (в книге)

Проверка и вывод: чтобы к 10 прибавить однозначное число, нужно единицы складывать с единицами.

Физминутка.

Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем поприседаем 1,2,3.

Решение задач.

- Составьте задачи про Буратино по заданному графу и решите их.

- Составьте задачи по рисункам, данным в печатной тетради на стр.38 №1

Игра «Лучший счётчик»

- стр. 38 № 11(в книге)

Итог урока

- Чему новому научились на уроке?
- Какое задание понравилось?
- С чего начнём завтра урок математики?

Приложение.