Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Но в непосредственном общении ученика с учителем возникает та аура, без которой живой интеллект не может существовать и развиваться [1]. Поэтому чрезмерное увлечение созданием презентаций может негативно сказаться на эффективности образовательного процесса. Да, и что греха таить, многие из встречающихся презентаций страдают, мягко говоря, нелучшим качеством. В сложившейся ситуации мне показалось целесообразным привести некоторые рекомендации по созданию эффективных презентаций.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ – это убеждение, форма коммуникации. Ее цель ограничена, она и не должна быть всеобъемлющей. Чувство цвета, линии, композиции, пропорции, гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета помогут создать эффективную презентацию результата, обеспечить ее успех [2].
Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования.
1. Планирование презентации.
Хороший план сегодня лучше безупречного завтра
А.Блох
Любое планирование включает в себя выяснение, что конкретно нужно донести до аудитории по этой теме, за какое время и в какой последовательности. Планирование своего выступления с этой презентацией – это начало, первый этап планирования презентации.
Как правило, титульный лист презентации должен содержать название работы и авторов (мало ли где она вам пригодится). Помните, что на этом этапе происходит объединение аудитории для работы в нужном направлении.
Второй этап планирования презентации включает в себя решение о том, какие разделы необходимо включить, каково назначение каждого, разместите их в логическом порядке и определите порядок выступления. При планировании презентации желательно рассортировать возможные элементы на группы:
- То, что обязательно должно быть включено
- То, что желательно включить
- То, что можно будет сказать, если будет время.
Необходимо помнить, что нельзя охватить все. Стройте презентацию только на тех фактах фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком или те, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных). Старайтесь не включать ничего утомительного, неизвестного для большинства.
Третий этап планирования презентации – ее завершение. Продумайте логически выверенное завершение. Но не стоит, на мой взгляд, писать на весь слайд прощальные слова. Чаще всего это выглядит комично. Цель презентации обязательно диктует окончание, которое должно быть обдумано заранее. Оно может включать:
- краткое описание изложенных фактов и аргументов;
- список использованной литературы;
- предложение задавать вопросы;
- благодарность за внимание.
При планировании презентации необходимо опираться на следующие дидактические принципы:
- научности;
- наглядности;
- доступности;
- системности и последовательности;
- сознательности и активности;
- прочности;
- связи теории и практики;
- интерактивности;
- индивидуализации;
- перманентности комплексного восприятия информации.
2. Постановка выступления.
Нет более сильного зрелища, чем усмиренная толпа.
С.Батлер
На стадии планирования мы рассматривали аудиторию как слушателей. Теперь мы посмотрим на них как на зрителей шоу, которые еще и могут принимать в нем участие. Следовательно, постановка вашего выступления с презентацией от вас напряженного мыслительного процесса. Ведь даже полноценная презентация может превратиться в провал. И, наоборот, совершенно провальная – в нечто первоклассное! Правильное выступление позволит результат сделать более понятным и интересным, более ярким и запоминающимся.
Выделим следующие ключевые моменты этого этапа:
- изучение структуры выступления;
- поиск различных путей общения с аудиторией, выбор средств коммуникации;
- изучение возрастных особенностей аудитории;
- согласованность разделов презентации с периодами внимания аудитории.
Ваше выступление должно базироваться на следующем графике:
Так как кривая внимания после первых 10 минут падает и начинает возрастать после 30, необходимо в этот период разнообразить свое выступление всевозможными методами, призванными разбудить интерес слушателей. Те факты, которые зрители должны запомнить, должны быть в начале и в конце выступления.
3. Используемые визуальные средства.
Я услышал и забыл, я увидел и запомнил.
Английская пословица
Визуальные средства – всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно увлекаясь спецэффектами. Психологами доказано, что из визуально поданной информации человек воспринимает только 25 %, из аудио – 12%. Если же мы будем сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65%. При разработке и использовании нужно учитывать, что:
- они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами;
- они вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации;
- усиливают воздействие выступления.
- при использовании визуальных средств подумайте об органичности вхождения в сам процесс презентации проекта. В случае использования слайдов, которые могут включать схемы, таблицы, аудио и видеоматериал, помните:
- слайды, предназначенные для демонстрации, не должны быть самообъясняющимися, эффективность их воздействий усиливается в результате комментария;
- изображение на них должно быть отчетливым и простым;
- не используйте слайды, состоящие из законченных высказываний, так как их озвучивание может в итоге привести к проигрышу;
- слова следует располагать строго горизонтально, а также связывать их с объектом, который они определяют, линиями, стрелками или с помощью выделения цветом;
- при переходе от черно-белого варианта к цветному остерегайтесь разнообразия цветовой гаммы;
- не перегружайте слайд информацией и ничего не усложняйте;
- очень хороши эскизы и карикатуры, иллюстрирующие абстрактные понятия;
- при использовании таблиц данных выделяйте цифры, колонки или ряды, которые соответствуют теме презентации;
- при использовании видеоматериала избегайте затягивания демонстрации, в результате которого снижается важность и воздействие всего остального.
Кроме перечисленного, необходимо помнить и о воздействии, которое оказывают различные цвета на человека.
- Интерес: синий, желтый, зеленый.
- Радость: красный, желтый.
- Утомление: коричневый.
4. Обязательное испытание.
Все можно наладить, если
вертеть в руках достаточно долго.
Второй закон Вышковского
Испытание преследует следующие цели:
- испытание на месте проведения;
- придание испытателю уверенности;
- отработка возможных шероховатостей.
От действий озвучивающего и комментирующего презентацию выступающего зависит 50% успеха презентации. Он должен сохранять естественность в своем поведении, избегать назойливости.
В заключительной части работы над презентацией уделите внимание следующим действиям:
- определитесь с местом проведения и окружающей обстановкой в нем, избегайте больших, плохо освещенных помещений;
- во время испытаний постарайтесь обдумать все в мельчайших подробностях и, при необходимости, скорректировать их;
- генеральную репетицию проведите без остановок, это поможет определить продолжительность презентации и выявить промахи (подключите посторонних участников взглянуть на все “свежим глазом”);
- все заключительные замечания должны быть поддерживающими, одобряющими и внушающими уверенность.
Как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением.
Использованная литература:
- П. Краснощеков. О чем не сказал Билл Гейтс. “Сумма технологий” №1, 2002.
- Энтони Джей. Стратегия успеха. Минск. “Амалфея”, 1997.
- Н. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10–11-х классов. М., “Лаборатория Базовых Знаний”, 2000.