Элементы традиционной культуры на уроках физического воспитания

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Учебные программы, одобренные и рекомендованные Министерством образования РФ, по преподаванию образовательной области “Физическая культура” (Лях В.И., Матвеев А.П.) предполагают, что учащиеся 10-11 классов должны осваивать в рамках учебной программы разделы, которые призваны повысить мотивацию молодежи к занятиям физическими упражнениями. В качестве такого материала приводится примерное содержание разделов: “Шейпинг”, “Аэробика”, “Атлетическая гимнастика”, “Атлетические единоборства”. Раздел “Атлетические единоборства” рекомендуется изучать уже с 7 класса (Лях В.И. “Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов”, 2004 год).

Если с базовым компонентом все понятно – он составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры, то вариативная часть, которая обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ, вызывает у преподавателей гораздо большее количество вопросов.

Я хотел бы предложить один из вариантов реализации национально-регионального компонента. Речь идет о включении в вариативную часть программы элементов национальной культуры, в частности – русской боевой культуры.

Что это дает? Во-первых, повышение интереса учащихся к уроку физической культуры; во-вторых, знание культуры и истории своей страны; в-третьих, стимул к саморазвитию и самосовершенствованию через осознание практической направленности учебного материала.

На каждом этапе обучения решается свой комплекс взаимосвязанных задач:

В начальном звене – знакомство с элементами традиционной культуры и воспитание чувства патриотизма; формирование определенных навыков и умений, так называемая, культура движения; воспитание необходимых физических и моральных качеств.

В среднем звене – получение знаний о русской боевой культуре, формирование навыков самообороны, совершенствование физических и моральных качеств.

В старшей школе – совершенствование навыков самообороны; воспитание стремления учащихся к саморазвитию; вопросы социализации – подготовка к взрослой жизни.

Былины и летописи, народные сказки и побывальщины сохранили исторические свидетельства существования на Руси самобытных ратных традиций. Что же касается современных восточных единоборств, получивших в нашей стране широкое распространение и признание, то прижились они во многом благодаря незнанию отечественных традиций. Наше национальное боевое искусство было за последние полвека предано забвению, в то время как каратэ, ушу, айкидо культивировались на своей исторической родине и рекламировались во всем мире.

Любая народность каждого из пяти континентов имеет свои ратные традиции, формировавшиеся веками под влиянием множества факторов, важнейшие из которых: географическое положение и климатические условия, определяющие антропологические данные каждой нации, ее обычаи и бытовой уклад. Национальные единоборства являются полноправной частью народных традиций: языковых, письменных, изобразительных, архитектурных и прочих.

Вообще, изучение на уроках физического воспитания элементов русской боевой культуры – это отдельная тема. В этой статье мне хотелось бы остановиться на включении в программу предмета “Физическая культура” игр и боевых забав.

Издавна на Руси с самого раннего детства воспитывали необходимый для жизни комплекс навыков. Это происходило в играх, боевых забавах, бойцовских обрядах, специальных упражнениях и в труде. Все дети участвовали в играх, которые давали хорошую физическую подготовку, развивали мышление. Игр было множество: бабки, чиж (клёп), городки, лапта, катание на санях и ледянках и др. Многие из них, к сожалению, незаслуженно забыты.

Могу привести один пример: замечательная игра Лапта развивает ловкость, реакцию, силу, глазомер, взаимодействие между игроками команды. В девятнадцатом веке русские переселенцы принесли лапту в Америку, где она стала основой бейсбола – игры, завоевавшей весь мир.

Наряду с играми широко были распространены боевые игры-забавы. Среди дошедших до нас можно назвать такие, как: царь горы, прятки, слон, козел, облавка и др. В отличие от просто игр, боевые игры-забавы формировали и развивали навыки, которые бы непосредственно пригодились бы при ведении поединка. Например:

“Прятки” – умение в короткий срок замаскироваться, стать невидимым для противника, выждать удобный момент для атаки из засады;

“Царь-горы” – умение вести бой против превосходящего по количеству неприятеля, используя преимущество ландшафта;

“Слон” – атака всадника запрыгиванием сзади;

“Облавка” – сбивание всадника ногами в прыжке.

Данная статья не ставит своей целью описание всех известных игр и боевых забав, это тема отдельного большого разговора. Мне хотелось бы обратить внимание на преимущества и возможности включения элементов традиционной культуры в школьную программу физического воспитания.

Включать игры и боевые забавы в программу учебных занятий по физической культуре следует как в начальной, средней, так и полной школе. Причем начинать можно в любом звене.

В начальном звене – их можно включать в раздел “Подвижные игры”, в среднем и старшем – как альтернативный урок, так и в качестве ОФП.

Привлекательность включения игр и боевых забав в учебные занятия состоит еще и в том, что:

большинство из них не требует специального оборудования и инвентаря;

  • могут проводиться как в спортивном зале, так и на улице;
  • могут проводиться в любое время года.

В заключение, хотелось бы предложить вашему вниманию описание некоторых боевых игр-забав.

“Бой петухов”

Петух – домашняя птица, обычно связываемая с солнцем. Символизирует смену ночи и дня. В сказках, сказах и других литературных произведениях – враг нечистой силы.

Число участников – 2 человека. На площадке чертится круг - “Коло” (у славян “коло” - это круг, солнце. Отсюда - колесо, около, око, колокол, коловорот и т.п.). Участники, прыгая на одной ноге, без помощи рук пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Проигравшим считается тот, кто будет вытолкнут из круга или встанет на обе ноги. Играется до трех побед.

Варианты правил:

  1. Без смены ног, руки за спиной;
  2. Без смены ног, руки скрещены на груди;
  3. Со сменой ног.

“Шапки”

Является отличным способом отработки технических и тактических действий при ведении поединка. Правила позволяют полностью моделировать условия нападения и защиты от ударов руками в голову.

Число участников – 2 человека. На площадке чертится круг. Участники надевают на головы шапки (обычно – простые вязаные). Задача – снять шапку с головы соперника. Разрешается: блокировать руки соперника, уклоняться, выполнять захваты, снимать в прыжке и т.д. Запрещается: выполнять броски, подсечки, поправлять шапку руками, выходить из круга. В случае выхода из круга игра останавливается, участники встают в центр и возобновляют игру. Играется до трех побед.

“Борьба в круге”

Число участников – 2 человека. На площадке чертится круг. Задача – вытолкнуть соперника из круга или заставить его коснуться коленом пола. Разрешается: блокировать руки соперника, уклоняться, выполнять захваты, проводить броски, подсечки. Запрещается: наносить любые виды ударов. Играется до трех побед.

“Стенка на стенку”

Один из способов отработки командных действий. В прямом смысле позволяет ощутить “локоть товарища” и “дружеское плечо”.

Число участников практически не ограничено.

На площадке проводятся три линии: одна по центру, две других - параллельно центральной (расстояние от каждой боковой до центральной - 3м).

Члены команды выстаиваются в одну шеренгу, затем плотно сцепляются друг с другом, выставив левое плечо в сторону команды соперников (образуют “стенку”). Те же действия совершает противоположная команда. Затем команды сходятся на центральной линии (выполняют “сходку”).

Задача - вытолкнуть “стенку” соперников за чужую боковую линию. Игра начинается по сигналу. Запрещается: наносить любые виды ударов, разрывать “стенку”. Играется до трех побед.

Варианты правил: по мере освоения игры, “сходки” выполняются с различного расстояния