Урок по химии в системе развивающего обучения и принципам междисциплинарности в 10-м классе по теме: "Качественный анализ органического вещества. Обнаружение углерода и водорода в парафине"

Разделы: Химия


Обучение детей в гимназии строится по развивающей программе “Одаренный ребенок”, автором которой является Н.Б.Шумакова, кандидат педагогических наук.

В основе этой программы лежит модель тематической междисциплинарной (МДО) интеграции и построение обучения как процесса творческого открытия окружающего мира. Обучение по этой программе способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей, позволяет сохранить высокий уровень мотивации к обучению и использовать творческие и исследовательские формы работы. Уроки, построенные в технологии МДО, соответствуют структуре продуктивного мыслительного акта: постановка проблемы – поиск путей её решения – формулировка вывода. Способ организации деятельности учащихся на уроке – групповой.

Приведу пример урока в 10 классе в этой технологии. Урок рассчитан на 2 часа.

Урок по теме: Качественный анализ органического вещества. Обнаружение углерода и водорода в парафине.

Цель урока:

  1. закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных углеводородов;
  2. применить теоретические знания учащихся для решения практических задач;
  3. совершенствовать экспериментальные умения учащихся;
  4. формировать и развивать познавательный интерес к предмету.

Учащиеся в ходе урока смогут:

  • проводить анализ углеводорода;
  • составлять план учебной деятельности и оформлять результаты своей работы;
  • делать выводы;
  • доказывать принадлежность вещества к углеводородам.

Класс разбивается на группы по 3–4 человека.

Урок начинается с обзора изученного материала и мотивации к учебной деятельности.

На доске ряд химических формул:

Учитель предлагает вспомнить, какие классы органических веществ изучены на уроках и какую группу органических соединений они представляют;

Общие формулы алканов, циклоалканов помогают учащимся разбить ряд предложенных формул веществ на две группы.

Учитель: - Используем наши знания об углеводородах в следующей ситуации:

“Представьте, что вы химики серьезной химической лаборатории. Получив очередную партию химических реактивов, вы пытаетесь их сортировать , опираясь на этикетки склянки. Всё шло просто замечательно, пока не попалась склянка с плохо читаемой этикеткой. С трудом вы смогли разобрать надпись Что это? Вы делаете предположение, что это углеводород”.

Как доказать, что вещество состоит из углерода и водорода?

Задание группам (№1)

Обсудите в группе и выскажитесь по поводу проверки принадлежности вещества к углеводородам; предложите молекулярную формулу углеводорода, которая на данный момент плохо читается.

После обсуждения в группе учащиеся составили формулу - парафина, и химические реакции, которые можно провести с этим веществом:

  • реакция разложение под действием температуры;
  • реакция горения (окисления);
  • реакция замещения (например, галогенирования).

Учитель предлагает обратиться к уравнениям химических реакций, в которых участвует углеводород:

Задание группам (№2)

Предложите самый оптимальный вариант проведения анализа вещества для обнаружения углерода и водорода в парафине.

Учащиеся вспоминают, что критерием для выбора может быть:

  • доступность веществ;
  • условия реакций;
  • процесс обнаружения продуктов реакции.

Решение большинства групп: окисление углеводорода оксидом меди наиболее точный метод обнаружения элементов в исследуемом веществе.

II этап работы на уроке – исследование.

На столы учащимся выносится оборудование.

Задание группам:

Рассмотреть предложенные вещества, определить их назначение и составить план работы по обнаружению элементов в парафине.

Учащиеся составляют следующий план своей деятельности:

  1. Собрать прибор, используя предложенные вещества.
  2. Провести реакцию.
  3. Обнаружить признаки этой реакции.
  4. Сделать вывод.
  5. Оформить работу в тетради.

Учащимся дается для информации:

Учитель напоминает о соблюдении правил техники безопасности.

Учащиеся выполняют практическую работу.

III этап – обмен информацией.

Каждая группа делает вывод: образовавшиеся в результате реакции окисления углекислый газ и вода позволяют установить в исследованном веществе (парафин) углерод и водород.

IV этап.

Учитель подводит итоги урока, организует процесс рефлексии, задает домашнее задание:

  1. Решить задачу: Рассчитать массу меди, полученную восстановлением 400 г. парафина оксидом меди (II), взятого массой 120 г.
  2. Проделать опыт по обнаружению углекислого газа и воды в продуктах горения парафиновой свечки и метана (газовая горелка). Записать методику проведения опыта, наблюдения и дать им объяснения.

V этап - применение.

Какое практическое значение имеют опыты по определению элементов в органических веществах?