Обучение детей в гимназии строится по развивающей программе “Одаренный ребенок”, автором которой является Н.Б.Шумакова, кандидат педагогических наук.
В основе этой программы лежит модель тематической междисциплинарной (МДО) интеграции и построение обучения как процесса творческого открытия окружающего мира. Обучение по этой программе способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей, позволяет сохранить высокий уровень мотивации к обучению и использовать творческие и исследовательские формы работы. Уроки, построенные в технологии МДО, соответствуют структуре продуктивного мыслительного акта: постановка проблемы – поиск путей её решения – формулировка вывода. Способ организации деятельности учащихся на уроке – групповой.
Приведу пример урока в 10 классе в этой технологии. Урок рассчитан на 2 часа.
Урок по теме: Качественный анализ органического вещества. Обнаружение углерода и водорода в парафине.
Цель урока:
- закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных углеводородов;
- применить теоретические знания учащихся для решения практических задач;
- совершенствовать экспериментальные умения учащихся;
- формировать и развивать познавательный интерес к предмету.
Учащиеся в ходе урока смогут:
- проводить анализ углеводорода;
- составлять план учебной деятельности и оформлять результаты своей работы;
- делать выводы;
- доказывать принадлежность вещества к углеводородам.
Класс разбивается на группы по 3–4 человека.
Урок начинается с обзора изученного материала и мотивации к учебной деятельности.
На доске ряд химических формул:
Учитель предлагает вспомнить, какие классы органических веществ изучены на уроках и какую группу органических соединений они представляют;
Общие формулы алканов, циклоалканов помогают учащимся разбить ряд предложенных формул веществ на две группы.
Учитель: - Используем наши знания об углеводородах в следующей ситуации:
“Представьте, что вы химики серьезной химической лаборатории. Получив очередную партию химических реактивов, вы пытаетесь их сортировать , опираясь на этикетки склянки. Всё шло просто замечательно, пока не попалась склянка с плохо читаемой этикеткой. С трудом вы смогли разобрать надпись Что это? Вы делаете предположение, что это углеводород”.
Как доказать, что вещество состоит из углерода и водорода?
Задание группам (№1)
Обсудите в группе и выскажитесь по поводу проверки принадлежности вещества к углеводородам; предложите молекулярную формулу углеводорода, которая на данный момент плохо читается.
После обсуждения в группе учащиеся составили формулу - парафина, и химические реакции, которые можно провести с этим веществом:
- реакция разложение под действием температуры;
- реакция горения (окисления);
- реакция замещения (например, галогенирования).
Учитель предлагает обратиться к уравнениям химических реакций, в которых участвует углеводород:
Задание группам (№2)
Предложите самый оптимальный вариант проведения анализа вещества для обнаружения углерода и водорода в парафине.
Учащиеся вспоминают, что критерием для выбора может быть:
- доступность веществ;
- условия реакций;
- процесс обнаружения продуктов реакции.
Решение большинства групп: окисление углеводорода оксидом меди наиболее точный метод обнаружения элементов в исследуемом веществе.
II этап работы на уроке – исследование.
На столы учащимся выносится оборудование.
Задание группам:
Рассмотреть предложенные вещества, определить их назначение и составить план работы по обнаружению элементов в парафине.
Учащиеся составляют следующий план своей деятельности:
- Собрать прибор, используя предложенные вещества.
- Провести реакцию.
- Обнаружить признаки этой реакции.
- Сделать вывод.
- Оформить работу в тетради.
Учащимся дается для информации:
Учитель напоминает о соблюдении правил техники безопасности.
Учащиеся выполняют практическую работу.
III этап – обмен информацией.
Каждая группа делает вывод: образовавшиеся в результате реакции окисления углекислый газ и вода позволяют установить в исследованном веществе (парафин) углерод и водород.
IV этап.
Учитель подводит итоги урока, организует процесс рефлексии, задает домашнее задание:
- Решить задачу: Рассчитать массу меди, полученную восстановлением 400 г. парафина оксидом меди (II), взятого массой 120 г.
- Проделать опыт по обнаружению углекислого газа и воды в продуктах горения парафиновой свечки и метана (газовая горелка). Записать методику проведения опыта, наблюдения и дать им объяснения.
V этап - применение.
Какое практическое значение имеют опыты по определению элементов в органических веществах?