В последнее время педагогическая общественность России и красноярские педагоги, в том числе, активно обсуждают свое место в процессе обучения и воспитания детей. В связи с этим, серьезное внимание уделяется проблеме совершенствования системы методической работы в образовательном учреждении. И действительно, педагог в образовании – ключевая фигура, что предопределяет главную цель в управлении профессиональным развитием педагогических кадров. Это, в первую очередь, - создание условий для развития у педагога способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы профессиональной деятельности, уровень которой зависит, с одной стороны, от самообразования, с другой – в значительной мере от системы методической работы в образовательном учреждении.
По нашему мнению, ранее существовавшая парадигма «государственный заказ – подготовка кадров» утратила свое назначение, т.к. в реальной практике до 70% педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, ничего не меняют в своей практике и полученные знания становятся невостребованным багажом, своеобразной «камерой хранения». Чтобы знания стали достоянием личности, необходимо «включить» деятельность индивидуального сознания. Сегодня методическое обеспечение повышения квалификации должно работать по схеме «образовательные потребности – образовательные услуги». В связи с этим меняется и предназначение методической службы образовательного учреждения: не транслировать информацию, не давать рекомендаций к деятельности, а стать ориентиром в развитии профессионализма педагога, что означает не учить, а актуализировать, стимулировать педагога к общему профессиональному развитию, диагностируя его потребности и запросы.
Методическая работа не принесет желаемого результата, если не будет построена на диагностической основе. Именно с этой целью методической службой нашего Центра была разработана диагностическая карта профессионального мастерства, исследующая дефициты и возможности каждого педагога.
Диагностическая карта профессионального мастерства педагога
_________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Теоретический блок |
||
Образовательный компонент |
Я могу поделиться опытом |
Я хочу поучиться у других (заказ) |
Методологический изучение литературы по какой-либо проблеме, технологии, методике (укажите название) |
||
Методический *работа по теме самообразования |
||
*работа в профессиональном объединении педагогов на уровне: | ||
|
||
|
||
|
||
|
||
Коммуникативный умение построить конструктивные отношения с : |
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
Технологический компонент | ||
*создание развивающей среды для каждого ребенка (составление индивидуальной образовательной программы) | ||
* проектирование | ||
* исследование | ||
* здоровьесберегающие технологии | ||
* аспекты учебного занятия: - умение ставить цели и прогнозировать результат; |
||
- умение контролировать и корректировать результат в соответствии с поставленной целью; | ||
- умение анализировать и планировать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей детей | ||
* менеджмент, маркетинг образовательных услуг | ||
что-то иное | ||
Рефлексивно-аналитический компонент | ||
* умение видеть основания, причины возникающих проблем; | ||
* умение проводить самоанализ профессиональной деятельности | ||
Практический блок |
||
Механизм предъявления результатов деятельности | ||
Самореализация как профессионала: | ||
участие в конкурсах | ||
проведение мастер-классов | ||
выступление на педсоветах | ||
организация работы университета непрерывного образования |
Анализ полученной информации позволил разработать Программу адресного методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов Центра, которая помогла существенно модернизировать систему подходов к повышению квалификации педагога, обеспечить не эпизодическое, а непрерывное образование и личностное развитие каждого в соответствии с личным запросом.
Программа адресного методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов
Форма |
ФИО педагога |
Деятельность методистов |
Ответственный |
Дата |
Результат |
Продукт |
Методический компонент и самореализация педагога как профессионала |
||||||
Торческая мастерская | Индивидуальная работа по подготовке ТМ | Распространиение | Размещение |