В последнее время педагогическая общественность России и красноярские педагоги, в том числе, активно обсуждают свое место в процессе обучения и воспитания детей. В связи с этим, серьезное внимание уделяется проблеме совершенствования системы методической работы в образовательном учреждении. И действительно, педагог в образовании – ключевая фигура, что предопределяет главную цель в управлении профессиональным развитием педагогических кадров. Это, в первую очередь, - создание условий для развития у педагога способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы профессиональной деятельности, уровень которой зависит, с одной стороны, от самообразования, с другой – в значительной мере от системы методической работы в образовательном учреждении.
По нашему мнению, ранее существовавшая парадигма «государственный заказ – подготовка кадров» утратила свое назначение, т.к. в реальной практике до 70% педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, ничего не меняют в своей практике и полученные знания становятся невостребованным багажом, своеобразной «камерой хранения». Чтобы знания стали достоянием личности, необходимо «включить» деятельность индивидуального сознания. Сегодня методическое обеспечение повышения квалификации должно работать по схеме «образовательные потребности – образовательные услуги». В связи с этим меняется и предназначение методической службы образовательного учреждения: не транслировать информацию, не давать рекомендаций к деятельности, а стать ориентиром в развитии профессионализма педагога, что означает не учить, а актуализировать, стимулировать педагога к общему профессиональному развитию, диагностируя его потребности и запросы.
Методическая работа не принесет желаемого результата, если не будет построена на диагностической основе. Именно с этой целью методической службой нашего Центра была разработана диагностическая карта профессионального мастерства, исследующая дефициты и возможности каждого педагога.
Диагностическая карта профессионального мастерства педагога
_________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Теоретический блок |
||
Образовательный компонент |
Я могу поделиться опытом |
Я хочу поучиться у других (заказ) |
| Методологический изучение литературы по какой-либо проблеме, технологии, методике (укажите название) |
||
| Методический *работа по теме самообразования |
||
| *работа в профессиональном объединении педагогов на уровне: | ||
|
||
|
||
|
||
|
||
| Коммуникативный умение построить конструктивные отношения с : |
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
| Технологический компонент | ||
| *создание развивающей среды для каждого ребенка (составление индивидуальной образовательной программы) | ||
| * проектирование | ||
| * исследование | ||
| * здоровьесберегающие технологии | ||
| * аспекты учебного занятия: - умение ставить цели и прогнозировать результат; |
||
| - умение контролировать и корректировать результат в соответствии с поставленной целью; | ||
| - умение анализировать и планировать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей детей | ||
| * менеджмент, маркетинг образовательных услуг | ||
| что-то иное | ||
| Рефлексивно-аналитический компонент | ||
| * умение видеть основания, причины возникающих проблем; | ||
| * умение проводить самоанализ профессиональной деятельности | ||
Практический блок |
||
| Механизм предъявления результатов деятельности | ||
| Самореализация как профессионала: | ||
| участие в конкурсах | ||
| проведение мастер-классов | ||
| выступление на педсоветах | ||
| организация работы университета непрерывного образования | ||
Анализ полученной информации позволил разработать Программу адресного методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов Центра, которая помогла существенно модернизировать систему подходов к повышению квалификации педагога, обеспечить не эпизодическое, а непрерывное образование и личностное развитие каждого в соответствии с личным запросом.
Программа адресного методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов
Форма |
ФИО педагога |
Деятельность методистов |
Ответственный |
Дата |
Результат |
Продукт |
Методический компонент и самореализация педагога как профессионала |
||||||
| Торческая мастерская | Индивидуальная работа по подготовке ТМ | Распространиение | Размещение | |||