Одни из самых любимых уроков технологии, несомненно, являются уроки по кулинарии.
В разделе “Кулинария” предусмотрены темы по изучению ягод и приготовление блюд из них. На изучение этих тем по программе отводится очень ограниченное время, и материал излагается только теоретический, с ограниченной практикой. Вообще материал по традиционной культуре объёмен, интересен, разнообразен и очень актуален в настоящее время.
Я разработала цикл учебных занятий по кулинарии “Русская кухня: ключ к здоровью приготовленный самой природой. Ягоды России”, как материал по основам традиционной русской культуры. Свои учебные занятия направила на изучение не только традиций России, но и на восстановление и использование рецептов русской кухни в современной жизни с использованием ягод: клюквы, облепихи, шиповника, боярышника, калины, черники, черёмухи, земляники, костяники. Приложение № 5
Основной целью своих занятий ставлю – формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся. Осознание ими жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к традициям, формирование миропонимания, преумножение своих знаний и умений.
Основные задачи:
- Сформировать ответственное отношение к своему здоровью, как к ценности, через народные традиции и культуру.
- Сформировать конкретные привычки здорового образа жизни на примере традиций русской кухни.
- Научиться находить, систематизировать и использовать информацию, которая служит сохранению и укреплению традиций здорового образа жизни.
- Расширить знания прикладного характера, составляющие основу понимания о необходимости ведения здорового образа жизни и включение в питание блюд национальной кухни с использованием ягод.
- Воспитывать бережное отношение и сохранение к народным традициям.
- Воспитывать уважительное отношение к любым видам деятельности.
Для проведения учебных занятий использую инновационные методы обучения и нетрадиционные формы проведения урока. Термин “нетрадиционная форма урока” включает в себя нетрадиционные приёмы:
- Подготовку и проведение урока.
- Структуру урока.
- Взаимоотношение и распределение ролей и обязанностей между учителем и учениками.
- Подбор и критерии оценки учебных материалов.
- Анализ урока.
На моих занятиях все участники учебного процесса имеют равные права и возможности принять самое активное участие, проявить собственную инициативу. Применяю активную форму обучения - работу в группах, парах, в группах сменного состава. Для создания на уроке ситуацию успеха и формирование положительной мотивации применяю различные методы стимулирования детей.
Весь изучаемый материал на учебных занятиях по теме: “Русская кухня: ключ к здоровью приготовленный самой природой. Ягоды России” я разбила на три этапа:
- этап наблюдения, получения и систематизация информации. Урок №1-2.
- этап планирование самостоятельной деятельности. Урок №3-4
- этап выполнение практического задания – приготовление блюд и проведение дегустации (анализ деятельности). Урок № 5-6.
Для учащихся такие уроки как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (это распределение видов деятельности, обязанности и ответственность).
Проведение таких занятий даёт возможность развивать свои творческие способности и личностные качества оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь с разными науками, географией, биологией и историей. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Знакомство с традиционной кухней России, позволяет получить более широкое представление о жизни своих предков, что само по себе имеет большое воспитательное значение.
Вовлечение учащихся в практическую деятельность по подготовке и приготовлению блюд Русской кухни помогает разнообразить учебный процесс и учебную деятельность.
Такие занятия помогают лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.
Предлагаю разработку цикла уроков по теме “КЛЮКВА”.
УРОК №1–2 . “УРОК-НАБЛЮДЕНИЯ”.
Тема: “Русская кухня: ключ к здоровью приготовленный самой природой. Клюква”.
ЦЕЛЬ: Получение и усвоение теоретических сведений о ягоде - клюква, и формирование исследовательских умений.
Для первого учебного занятия я выбрала форму активного вида деятельности - урок театрализованных действий. Учащимся объявляю тему предстоящего урока, даю задание подготовить краткие сообщения по географии, химии, ботаники.
На первом этапе занятий я выступаю как режиссер – в мои обязанности входить следить за сценарием урока, очерёдностью выступающих, за логическим построением ответа выступающего и исправить или добавить что – то к выступлению учащихся (только в конце их выступления). Такой вид занятий способствует формированию самостоятельности, сплочённости детей, созданию на уроках атмосферы взаимной поддержки и уважения друг к другу. Хотелось бы отметить, что на следующих подобных занятиях учащиеся сами изъявляют желания быть в роли ведущих, писать сценарий урока.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Объявляю тему урока: “Русская кухня: ключ к здоровью приготовленный самой природой”.
Учитель.
- Сегодня на уроке речь пойдёт о ягодах России. Нет для русского человека продукта известного и привычного, чем ягоды. Использование ягод в приготовлении блюд или как самостоятельную пищу извечно составляли основную пищу российского крестьянина.
- Особенно неизменно употреблялись ягоды в пищу в период постов, когда запрещалось употреблять в пищу животную пищу. Да и сегодня, несмотря на то, что, на прилавках появились заморские фрукты и ягоды, в сознании многих из нас остаётся понимание и ассоциация сельской трапезы и значимость употребления здоровой природной пищи.
Вы уже знакомы с понятиями и темами:
- Рациональное питание.
- Питательные вещества.
- Режим питания.
- Уклад наших предков. Национальные блюда.
- На предыдущем занятии некоторые ребята получили задание по географии, химии и ботаники.
О чём были эти задания, мы с вами сейчас узнаем.
- Ваша задача заключается в наблюдении констатации фактов, которые вы должны фиксировать в свой конспект: (Задачи вывешиваются поочерёдно на учебную доску)
- Установить назначение объекта.
- Установить содержание объекта.
- Установить строение и особенности объекта.
- Установить произрастание объекта.
- Установить назначение и применение объекта.
- Вывод или отчёт наблюдения внести в схему (схема нарисована на доске)
Итак, внимание!
Встаёт ученик, прикрепляет себе значок “Знаток географии”, и выходит к доске. Прикрепляет на магниты (нужно заранее увеличить контурную карту России) контурную карту России с заштрихованными участками, где растёт клюква.
Знаток географии:
- Тема моего выступления “Клюква”. Растёт клюква в северной и средней полосе европейской части страны, в Сибири, на Урале и Дальнем востоке. Урожай её, по данным специалистов только на территории РСФСР составляет 546,4 тыс. тон, созревает клюква в конце августа и в сентябре. Сбор производят до глубокой осени и весной. На обширных моховых болотах, среди соснового редколесья она хорошо видна на бледно-зеленом моховом покрове. (для наглядности используются видеофильм, фотографии).
Встаёт ученик, прикрепляет себе значок “Знаток ботаники”, и выходит к доске и встаёт рядом с выступающим учеником.
Знаток ботаники:
- Но, позвольте - это и моя тема выступления!? Клюква относится к стелющимся полукустарникам. (Вывешивает иллюстрации строения клюквы или показывает гербарий). Тонкие нитевидные побеги длиной до 75 см. едва заметны на зелёном ковре. Листья мелкие, сидят на коротеньких черешках, кожистые, блестящие, тёмно-зелёные, зимой не опадают. Ягоды с сочной мякотью и плотной блестящей кожицей, темно-красного цвета, шаровидной формы, диаметром 10..15 мм (демонстрирует замороженную клюкву). Известно, что в мире около 5 разновидностей клюквы.
Входит участник в костюме “Клюквы” и встаёт между участниками. (В руках держит поднос тарелочкой, в которой лежит замороженная ягода и чайные ложечки)
- Здравствуйте всем! Я – Клюква! Да …Я - ягода необыкновенная и обладающая сочной мякотью! (обходит ребят и предлагает попробовать ягоду)
Знаток географии:
- Ага - точно! Достаточно подумать только об этой ягоде, как она начинает оказывать свои действия на мой организм – вызывать отделение слюны, сводить живот…Бр..(гладит себя по животу, искривляя рот)
Встаёт ученик, прикрепляет себе значок “Знаток химии”, и выходит к доске. Нужно подготовить таблички с изображениями химических и пищевых элементов.
Знаток химии:
Это потому что твой химический состав клюква огромен!
Ягоды клюквы содержат в 100 гр. (раздаёт по классу таблички, чтобы их держали):
Воды 88,5 %
Золы 0,3 %
Белков 0,5 %
Углеводов 5 %
Пектиновых вв. до 0,7 %
Органических кислот около 3 %
Клетчатки 15 мг %
Доли мг % витаминов С, В1, В2, РР.
Микроэлементы:
Калий – 116 мг. %
Кальций –14 мг. %
Натрий –12 мг %
Магний –8 мг %
Фосфор –11 мг %
Железо –0,6 мг %
Р- витаминное вещество до 250 мг % (укрепляет стенки сосудов и принимает участие в обменных процессах вместе витамином С)
- Вот взгляните, сколько их! (Учащиеся поднимают таблички вверх.)
Клюква:
- Вот - вот и я говорю: не случайно мои - клюквенные напитки используют для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения!
- И вообще без меня ну никуда! Меня используют не только в пищевой промышленности, но и медицине! Вот смотрите и слушайте (звучит не громкая музыка, участник рассказывает под музыку, заполняет таблицу заранее напечатанными текстами)
- А теперь посмотрите! Где моя польза больше! (рассматривают таблицу) Приложение №1
- Правильно для здоровья! Значит, я на вашем столе должна быть всегда!
- Ну ладно мне пора! До новых встреч! (Участника – “КЛЮКВА” уходит или садится на своё место)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Учитель:
Спасибо ребята за ваш интересный рассказ! Вы замечательно нам всё рассказали о клюкве!
Обращаясь к ученикам:
Вам было интересно?
Давайте попробуем заполнить нашу схему. (Идёт заполнение индивидуально каждым учеником в своём конспекте заполнение схемы, затем приглашается любой желающий ученик к доске и заполняет схему на доске)
Например, можно заполнить схему - Приложение № 2
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
При подведении итогов урока коллективно отвечаем на ряд основных вопросов относительно содержания урока.
Например:
ЧТО: клюква
ГДЕ: в Сибири, на Урале и Дальнем востоке
ЗАЧЕМ: для здоровья
ПОЧЕМУ: полезна
И т.д.
Провожу рефлексию: что понравилось, что не понравилось.
Учитель:
- Но это ещё не всё… Клюква нам оставила свои рецепты. Приложение № 3 (раздаю рецепты – индивидуально, группам, парам – это зависеть от того, как в дальнейшем будет организован урок в форме дегустации или практического занятия)
- Д.З.: предлагаю рассмотреть свои рецепты и определить, какие продукты, инвентарь, посуда нам необходимы для приготовления этих рецептов на следующий урок. Делаю акцент, что эти сведения нам будут необходимы на следующее занятие.
УРОК №3-4. “УРОК-ПЛАНИРОВАНИЯ САМОТОЯТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
Тема: “Ритуал еды. Национальные русские блюда с клюквой”
ЦЕЛЬ: научиться самостоятельно, планировать и организовывать свою деятельность, через познавательно - поисковую деятельность.
На втором этапе учебных занятий происходит обсуждение и планирование самостоятельной деятельности для выполнения практической работы: заполнение технологических карт по приготовлению блюд согласно полученным рецептам, распределение обязанностей и подготовка продуктов. Ведётся обсуждение в микрогруппах презентации своего блюда.
Занятия сопровождаются народной музыкой, рассказами и беседами о питании наших предков, роли постных блюд, традиции народного календаря., праздники, этикете того времени, утвари и посуде тех времён (иллюстрации, видеофильм, книги).
На этом этапе учебных занятий моя роль как учитель - наблюдатель и консультант.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
I. Определить согласно полученных рецептов:
- Последовательность рабочих операций.
- Способы обработки, применяемые при выполнении каждой из рабочих операций.
- Технические условия для выполнения каждой работы и для всех работ.
- Соблюдение правил по санитарии и гигиене, и по ТБ.
- Организация рабочего места.
II. Заполнение технологических карт приготовления блюд.
III. Беседа или ролевые игры по этикету: правила этикета, сервировка стола, правила подачи блюд, правила проведения дегустаций и употребление блюд.
IV. Обсуждение правил гигиены и санитарии и Т.Б. при выполнении практических работ по кулинарии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Заполнить технологическую карту приготовления блюда. Приложение №4.
- Обсудить сервировку стола.
- Распределить обязанности и роли в группе, паре.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
При подведении итогов урока, с точки зрения профессионала, предлагаю учащимся проверить и обсудить положительные результаты и недочёты в составлении технологических карт.
При обсуждении сценария проведения практического занятия акцент делаю, что можно на следующее занятие можно прийти в костюмах в русском стиле – сарафаны, ленты в волосах, косынки и на обязательное условие проведения практического занятия – защита своего блюда, оригинальная сервировка стола, салфетки, скатерти, утварь в старинном стиле.
УРОК № 5–6 “УРОК ДЕГУСТАЦИЙ”
Тема: “Приготовление блюд из клюквы. Дегустация”
ЦЕЛЬ: ознакомиться с разнообразием блюд из ягод – клюквы и научиться их приготовлению, правилам подачи и правилам употребления этих блюд, через познания народных традиций.
На занятиях такой формы практической деятельности учащиеся знакомятся с разнообразием блюд из ягод и овладевают не только практическими навыками приготовления блюд из ягод, но расширяют и обобщают знания по этикету, сервировке стола и правилам подачи этих блюд, через знакомство с профессиями, и содержанием профессионального труда. Для разнообразия учебного процесса я применяю ролевые игры по этикету. Учащиеся знакомятся и осваивают приемы работы повара, кондитера, бармена, официанта, мойщицы посуды.
Оценка, которую я выставляю в классный журнал по подведению итогов урока это как мера поощрения за проявление усердия, оригинальности, и мера наказание за небрежность, неумение и нежелание правильно организовать свой труд, нарушение техники безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Оформление класса выполняю в стиле русского быта, использую иллюстрации блюд, таблицы сервировок стола, иллюстрации русского быта и национального костюма, старинную утварь, посуду.
Перед практической работой провожу инструктаж по содержанию урока, прикрепляю его на учебную доску для всеобщего обозрения и фронтальный опрос с целью проверки общих знаний по применению инструментов, оборудования и Т.Б.
- Подготовка рабочего места: продукты, инвентарь, посуда, приборы и т.д.
- Приготовление и оформление блюда согласно рецепту.
- Выполнение сервировки стола.
- Уборка своего рабочего места, посуды.
- Подача приготовленного блюда и его представление.
- Проведение дегустации.
- Обсуждение и подведение итогов.
- Уборка своего рабочего места, посуды, пищевых отходов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Учащиеся приступают к выполнению практической работы согласно распределённых между ними обязанностей труда. Кто-то приступает к приготовлению блюда, кто-то выполняет сервировку стола, другие следят за уборкой грязной посуды или рабочего места.
Моя роль как учителя – роль эксперта: следить за соблюдением правил Т.Б., санитарно-гигиеническим требованиям и правилами выполнения приготовления блюда, подачи и сервировке стола. Особое внимание уделяю умению учащегося контролировать свой труд, осуществлять самоконтроль и анализировать свой трудовой процесс, активность каждого в трудовом процессе, проявление творчества и импровизации в сложившейся ситуации, взаимовыручка и эмоционально – психологического состояние в микрогруппе.
Следующий этап – это проведение дегустации. Провожу первичный инструктаж цель проведения дегустации: “ознакомиться с вкусовым разнообразием блюд из ягод – клюквы, научиться их правилам подачи и правилам их употребления”.
При проведении дегустации необходимо учитывать и соблюдать следующие правила этикета:
- Оригинальность сервировки стола.
- Оригинальность оформления блюда в целом и его правила подачи на стол.
- Блюдо делиться на мелкие порции или готовиться маленькими порциями (такое бывает очень редко) и подаётся каждому дегустирующему на пирожковой тарелочке, с соответствующим прибором (Ложечкой или вилочкой).
- После каждого блюда нужно выпить или прополоскать рот небольшим количеством воды. Дегустирующих блюд не должно быть больше трёх – четырёх (притупляется вкус после насыщения).
Перед проведением дегустации свои блюда девочки представляют песнями, стихами, прибаутками, придуманными сказками, сценками (очень коротко).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
При проведении итогов практического урока – дегустации ведём обсуждение: анализируем отдельные стороны изученного материала, систематизируем полученные знания и практический опыт и практическое применение полученных знаний, сравниваем культурные ценности и значения, применения их в современном мире, обобщаем - роль национальных традиций в питании человека и, конкретизируем - роль ягод в питании человека.
По своему опыту знаю, что применение нетрадиционных форм уроков по кулинарии позволяет не только сделать теоретический материал интересным, но и занимательным и полезным. Весь изученный и практический материал учащимися в дальнейшем оформляется в проект.
ЛИТЕРАТУРА
Русская кухня:
- Ковалёв В.М., Могилевский Н.П – “Русская кухня: традиции и обычаи”, М. 1992г.
- Андреев А. - “Русская обрядовая кухня”, СПб. 1992г.
- Ридерз Дайджест - “Еда наш друг, еда наш враг”, Санкт – Петербург 2000г.
- Поскрёбышева Г - “Современная православная кухня”, М. 2000г.
- Поскрёбышева Г - “Энциклопедия домашних заготовок”, М. 2001г.
- Ивашкевич Н.П. – “Пасхальный стол”, Л. 1996г.
- Лагутина А.А., Лагутина С.В. – “Что приготовить в пост”, Р-на –Д 2004г.
- Руцкий А.В. – “Домашние заготовки”, Минск 1993г.
Традиционный костюм:
- “История костюма”, Уче.пособие, Феникс 2001г.
- Маслова Г.С. – “Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – нач. XX вв.”, М. 1984г.