Нетрадиционные формы работы с родителями

Разделы: Работа с родителями


В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.

Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

Учитывая цель годичного совещания: единое понимание результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в детском саду осуществляется в следующих направлениях:

  1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.
  2. Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними.
  3. Защита прав ребёнка.

Исследования показали, что родители, воспитывая своих детей, всё более нуждаются в помощи специалистов.

Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:

1 этап – ежегодно в начале учебного года проводим обследование родительского контингента детского сада и анализируем его состав. (Приложение 1) Так в 2005 году выявились следующие категории родителей:

33% - формально не полные семьи;

3% - безработные;

47% - не имеют своего жилья, снимают квартиру;

20% - малообеспеченные семьи;

5% - неблагополучные семьи (пьющие родители);

0,5% - высокообеспеченные семьи;

29% - родители до 30 лет.

Выявляем также родительские запросы, потребности в образовательных услугах и оценку работы коллектива (Приложение №2).

2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

  • трудности в адаптации,
  • -агрессивность,
  • -страхи,
  • -проблемы общения со сверстниками,
  • не усвоение программы и другие.

3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

Планирование работы с родителями включено в раздел годового плана учреждения и перспективных планов и является обязательным для всех педагогов. Активный курс на создание единого пространства развития ребёнка должны поддерживать как детский сад, так и семья.

Вся работа воспитателя с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих МДОУ, осуществляется воспитателями. К числу недостатков можно отнести стихийность этих контактов. Для того, чтобы избежать этих ошибок, перед воспитателями были поставлены следующие задачи:

  • -сбалансировать частоту общения родителями всей группы,
  • -планировать частоту содержания общения, его цели, ожидаемые результаты,
  • -продумывать позитивную информацию о ребёнке,
  • -беседовать только на темы воспитания, развития и здоровья,
  • работать над формированием стиля и общения.

Ежедневное общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду и поддержания контакта в семье.

Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка. Чтобы этот процесс перестал быть стихийным, воспитатели составляют график бесед. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.

В еженедельные встречи входят некоторые традиции и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями:

  • -традиция “любимый гость”,
  • -театральная пятница,
  • -математическая игротека,
  • -домашняя библиотека,
  • -консультационный центр “ Наш собеседник”.

Чтобы обеспечить присутствие родителей на еженедельных встречах, воспитатели предлагают заранее сообщить в какой из дней мама или папа сможет поучаствовать в математической игротеке или посетить театральную пятницу. На таких мероприятиях достаточно присутсвие 3-4 гостей, чтобы дети смогли почувствовать себя настоящими артистами или ведущими в математической игре.

Ежемесячные формы общения с родителями – это:

  • -праздники,
  • -КВН,
  • -педагогическая гостиная,
  • -родительские клубы,
  • -семейные досуги,
  • -походы.

Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Не отказались педагоги и от такой традиционной формы работы как консультации, они востребованы родителями, и вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, известных педагогов, врачей, работников социальных служб и т. д.

Четвёртый год наш коллектив использует новые, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, рекомендованные программой “Из детства в отрочество” под редакцией Т.Н. Дороновой. Перечислю некоторые из них:

  • -вернисажи,
  • -театральная пятница,
  • -математическая игротека,
  • -совместное оформление коллекций,
  • -составление альбомов “ Мои любимые”. “ Моя семья”
  • -совместное оформление букваря,
  • -выполнение домашнего поручения
  • -выращивание овощей из рассады и другие

Выполняя цель программы – объединить усилия родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательные задачи, педагоги разработали и апробировали на практике свои нетрадиционные формы общения с родительским контингентом. (Приложение №3)

Такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с психолого–педагогической литературой по воспитанию детей дошкольного возраста, познакомить с данными диагностических обследований, погрузить родителей в среду педагогического общения, дать образцы установок на стиль общения с детьми, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр, создать единое образовательное сообщество.

Особое внимание наши воспитатели уделяют маленьким нетрадиционным импровизированным праздникам, в которых обязательно участвуют и родители.

Для того чтобы сделать жизнь ребят более яркой, праздничной, весёлой, разнообразной, а также научить взаимодействовать с детьми родителей, мы проводим такие праздники: “Праздник жёлтого листочка”, “Праздник весёлых клоунов”, “ Праздник воздушных шаров”, “Праздник конфетных фантиков”, “Праздник первой снежинки”, “Праздник солнечных зайчиков”, “ Праздник водяной капельки” и так далее.

Родители подготовительной группы сочинили на выпускной “Ответное слово” в стихах, и сами выступили в качестве артистов. (Приложение № 4. )Участие родителей в составлении сценариев выпускных тоже стало традицией детского сада.

Всё это вместе, на наш взгляд, способствует вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в детском саду.

Список литературы

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника.- М., 1994г.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М., 1991г
  3. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001г.
  4. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. – М., 1992г.
  5. Летвиненине Ю.П. Ребенок в неполной семье. // Дошкольное воспитание. 1984. №7.
  6. Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя. Пер. с французского. – М., 1993.
  7. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1992.
  8. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.
  9. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. (Семейный альбом) – СПб, 1996.