В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.
Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Учитывая цель годичного совещания: единое понимание результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в детском саду осуществляется в следующих направлениях:
- Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.
- Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними.
- Защита прав ребёнка.
Исследования показали, что родители, воспитывая своих детей, всё более нуждаются в помощи специалистов.
Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:
1 этап – ежегодно в начале учебного года проводим обследование родительского контингента детского сада и анализируем его состав. (Приложение 1) Так в 2005 году выявились следующие категории родителей:
33% - формально не полные семьи;
3% - безработные;
47% - не имеют своего жилья, снимают квартиру;
20% - малообеспеченные семьи;
5% - неблагополучные семьи (пьющие родители);
0,5% - высокообеспеченные семьи;
29% - родители до 30 лет.
Выявляем также родительские запросы, потребности в образовательных услугах и оценку работы коллектива (Приложение №2).
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
- трудности в адаптации,
- -агрессивность,
- -страхи,
- -проблемы общения со сверстниками,
- не усвоение программы и другие.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Планирование работы с родителями включено в раздел годового плана учреждения и перспективных планов и является обязательным для всех педагогов. Активный курс на создание единого пространства развития ребёнка должны поддерживать как детский сад, так и семья.
Вся работа воспитателя с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих МДОУ, осуществляется воспитателями. К числу недостатков можно отнести стихийность этих контактов. Для того, чтобы избежать этих ошибок, перед воспитателями были поставлены следующие задачи:
- -сбалансировать частоту общения родителями всей группы,
- -планировать частоту содержания общения, его цели, ожидаемые результаты,
- -продумывать позитивную информацию о ребёнке,
- -беседовать только на темы воспитания, развития и здоровья,
- работать над формированием стиля и общения.
Ежедневное общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду и поддержания контакта в семье.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка. Чтобы этот процесс перестал быть стихийным, воспитатели составляют график бесед. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
В еженедельные встречи входят некоторые традиции и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями:
- -традиция “любимый гость”,
- -театральная пятница,
- -математическая игротека,
- -домашняя библиотека,
- -консультационный центр “ Наш собеседник”.
Чтобы обеспечить присутствие родителей на еженедельных встречах, воспитатели предлагают заранее сообщить в какой из дней мама или папа сможет поучаствовать в математической игротеке или посетить театральную пятницу. На таких мероприятиях достаточно присутсвие 3-4 гостей, чтобы дети смогли почувствовать себя настоящими артистами или ведущими в математической игре.
Ежемесячные формы общения с родителями – это:
- -праздники,
- -КВН,
- -педагогическая гостиная,
- -родительские клубы,
- -семейные досуги,
- -походы.
Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Не отказались педагоги и от такой традиционной формы работы как консультации, они востребованы родителями, и вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, известных педагогов, врачей, работников социальных служб и т. д.
Четвёртый год наш коллектив использует новые, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, рекомендованные программой “Из детства в отрочество” под редакцией Т.Н. Дороновой. Перечислю некоторые из них:
- -вернисажи,
- -театральная пятница,
- -математическая игротека,
- -совместное оформление коллекций,
- -составление альбомов “ Мои любимые”. “ Моя семья”
- -совместное оформление букваря,
- -выполнение домашнего поручения
- -выращивание овощей из рассады и другие
Выполняя цель программы – объединить усилия родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательные задачи, педагоги разработали и апробировали на практике свои нетрадиционные формы общения с родительским контингентом. (Приложение №3)
Такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с психолого–педагогической литературой по воспитанию детей дошкольного возраста, познакомить с данными диагностических обследований, погрузить родителей в среду педагогического общения, дать образцы установок на стиль общения с детьми, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр, создать единое образовательное сообщество.
Особое внимание наши воспитатели уделяют маленьким нетрадиционным импровизированным праздникам, в которых обязательно участвуют и родители.
Для того чтобы сделать жизнь ребят более яркой, праздничной, весёлой, разнообразной, а также научить взаимодействовать с детьми родителей, мы проводим такие праздники: “Праздник жёлтого листочка”, “Праздник весёлых клоунов”, “ Праздник воздушных шаров”, “Праздник конфетных фантиков”, “Праздник первой снежинки”, “Праздник солнечных зайчиков”, “ Праздник водяной капельки” и так далее.
Родители подготовительной группы сочинили на выпускной “Ответное слово” в стихах, и сами выступили в качестве артистов. (Приложение № 4. )Участие родителей в составлении сценариев выпускных тоже стало традицией детского сада.
Всё это вместе, на наш взгляд, способствует вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в детском саду.
Список литературы
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника.- М., 1994г.
- Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М., 1991г
- Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001г.
- Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. – М., 1992г.
- Летвиненине Ю.П. Ребенок в неполной семье. // Дошкольное воспитание. 1984. №7.
- Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя. Пер. с французского. – М., 1993.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1992.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.
- Фесюкова Л.Б. От трех до семи. (Семейный альбом) – СПб, 1996.