Использование информационных технологий на уроках химии
В предлагаемом материале представлена технологическая карта урока химии в девятом классе по теме “Общая характеристика галогенов” с использованием информационных технологий: демонстрация озвученных видеофрагментов образовательного комплекса “1С: Химия. 8 класс” и компьютерная презентация, подготовленная в Power Point (Приложение1). Также даны приложения к уроку и образец записей в тетради.
Цели |
Для учителя |
Для ученика |
Образовательная | Создать условия для формирования знаний о галогенах | Знать характеристику галогенов |
Воспитательная | Создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать | Уметь общаться в паре, группе. |
Развивающая | Создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи состав -> строение -> свойства на примере галогенов. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи на примере галогенов. |
Оборудование:
- Комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации озвученных видеофрагментов и компьютерной презентации к уроку (Приложение 1).
- Диск “1С: Школа. Химия. 8 класс”
- Раздаточный материал (см. Приложение к уроку)
- Для демонстрационного опыта: I2 (крист.), пробирка, пробиркодержатель, спиртовка, спички.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Контроль |
|
I | Организацион-ный момент. | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | Фронтальный |
II | Целеполагание планирование деятельности | 1. Актуализация знаний. (Предлагает вопросы практического характера о галогенах (Приложение к уроку 1) для формулировки темы и цели урока учащимися). | Фронтально выполняют задание, формулируют тему и цель урока. | Фронтально, фиксация ответов на доске |
2. Создаёт условия для формулировки темы, цели урока учащимися и её осознания ими (обращает внимание на этимологию названия “галогены” - “рождающие соли”). | Формулируют тему и цель урока.
Записывают тему в рабочих тетрадях.
|
Заслушивание, записи в РТ (слайд №1) |
||
3. Создаёт условия для составления плана урока | Предлагают план изучения новой темы, ориентируясь на причинно-следственные связи “Состав-строение-свойства” путём переноса ранее изученного материала (Приложение к уроку 2). | Фронтальное заслушивание ответов, демонстрация слайда №2(итог работы) | ||
III | Решение частных задач 1. Состав -> строение -> свойства атомов галогенов. |
I. Организация работы по выяснению ССС (Состава, строения и свойств) атомов галогенов. | ||
1) Предлагает дать характеристику атомов галогенов на примере хлора и фтора | Два ученика выполняют работу на доске, остальные – в тетради (согласно плану). | Заслушивание ответов (слайд №3) | ||
2) Создаёт условия для возникновения проблемной ситуации путём предложения задания (Приложение к уроку 3) с последующим её решением. | Определяют степени окисления в соединениях хлора. Высказывают свои предположения о причинах многообразия степеней окисления, выполняют записи в тетради | Заслушивание ответов, фиксация результатов в тетради (образец – слайд №4) | ||
3) Предлагает сделать краткий вывод о свойствах атомов галогенов | Обсуждают в парах. Выполняют краткие записи в тетради. | Фронтальный | ||
2. Галогены – простые вещества а) Состав, строение |
1) Создаёт условия для характеристики химической связи в молекулах галогенов | |||
|
Вместе с учителем определяют тип связи, изображают схему образования химической связи (электронную и структурную формулу) | Заслушивание ответов, записи на доске РТ, слайд №5 | ||
|
2 человека у доски, остальные в тетради выполняют предложенное задание | |||
б) Свойства
|
1) Предлагает задание для определения физических свойств галогенов (Приложение к уроку 4), выполняет консультационную работу | Выполняют задание, опираясь на свои знания и жизненный опыт. При возникновении затруднений обращаются к слайду №6 “Физические свойства”, тексту учебника (с. 79). | ||
2) Организует фронтальное обсуждение результатов выполнения задания. | Обсуждают результаты выполнения задания, сравнивают работу с эталоном. | Фронтальная | ||
3) Демонстрационный опыт “Возгонка йода” | Наблюдают за демонстрацией. | |||
4) Предлагает сделать вывод об изменении физических свойств в ряду галогенов | ||||
|
1) Организует обсуждение вопроса о веществах, с которыми могут взаимодействовать галогены, а также условия взаимодействия (обращает внимание на особенные свойства F2 как самого активного неметалла). | Высказывают свои предположения. | Демонстрация слайда №7 | |
б) Демонстрация видеофрагмента “Горение железа в хлоре”, “Взаимодействие алюминия с йодом” (с диска). Предлагает записать уравнения реакций и рассмотреть их в свете ОВР. | Наблюдают за демонстрацией, записывают уравнения реакции в тетради. В ходе парной работы сравнивают записи. | Комментированное чтение уравнений
реакций с учётом коэффициентов (слайд №8) |
||
в) Предлагает записать уравнения реакции взаимодействия галогенов с водородом, а также подписать названия продуктов реакции. Обращает внимание на название водных растворов галогеноводородов. | 2 человека у доски, остальные в тетради записывают уравнения реакции (в столбик – F2 -> I2), подписывают названия продуктов реакции. | Комментированное чтение Проверка записей на доске (фронтально). Сравнение с эталоном (слайд №9) |
||
г) Демонстрация видеофрагмента “Реакция хлорной воды с бромидом и иодидом калия” (с диска). | Наблюдают, 2 человека у доски, остальные в тетради записывают уравнения химических реакций. | Комментированное чтение Сравнение с эталоном (слайд №10) | ||
д) Предлагает проблемную ситуацию (Почему фтор как более сильный окислитель не вытесняет другие галогены из их солей?) Обращает внимание на аналогию со щелочными металлами. | Предлагают свои версии. В случае необходимости обращаются к тексту учебника (с.81). Делают вывод и записывают его в тетрадь. | Фронтально | ||
е) Предлагает выполнить задание “Закончите уравнения возможных реакций” (Приложение к уроку 5) | В парах выполняют задание в тетради, аргументируя своё решение. | Комментированное чтение, сравнение с эталоном (слайд №11) | ||
V | Рефлексия | Создаёт условия для заключительной
рефлексии:
|
Рефлексируют свои знания. | |
Планирование работы на следующий урок. | Составляют план на следующий урок, анализируя степень продвижения (исходя из ранее составленного плана). | |||
VI | Домашнее задание | Предлагает домашнее задание на следующий урок. Индивидуально – подготовить сообщение об истории открытии галогенов и областях их применения. | Записывают задание в дневник. | Записи в дневнике |
Литература:
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2002.
- Габриелян О.С. Яшукова Я.В. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 9”. - М.: Дрофа, 2004.
- Стёпин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. – М.: Аванта+, 2003.