Цели урока:
1. Образовательные:
- ввести понятие параллелепипеда и его видов;
- сформулировать (используя аналогию с параллелограммом и прямоугольником) и доказать свойства параллелепипеда и прямоугольного параллелепипеда;
- повторить вопросы, связанные с параллельностью и перпендикулярностью в пространстве.
2. Развивающие:
- продолжить развитие у учащихся таких познавательных процессов, как восприятие, осмысление, мышление, внимание, память;
- способствовать развитию у учащихся элементов творческой деятельности как качеств мышления (интуиция, пространственное мышление);
- формировать у учащихся умение делать выводы, в том числе – по аналогии, что помогает осознать внутрипредметные связи в геометрии.
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию организованности, привычки к систематическому труду;
- способствовать формированию эстетических навыков при оформлении записей, выполнения чертежей.
Тип урока: урок-изучение нового материала (2 часа).
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Подведение итогов и постановка домашнего задания.
Оборудование: плакаты (слайды) с доказательствами, модели различных геометрических тел, в том числе – все виды параллелепипедов, графопроектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Сообщение темы урока, формулировка вместе с учащимися цели и задач, показ практической значимости изучения темы, повторение ранее изученных вопросов, связанных с данной темой.
3. Изучение нового материала.
3.1. Параллелепипед и его виды.
Демонстрируются модели параллелепипедов с выявлением их особенностей, помогающих сформулировать определение параллелепипеда, используя понятие призмы.
Определение:
Параллелепипедом называется призма, основанием которой является параллелограмм.
Выполняется чертёж параллелепипеда (рисунок 1), перечисляются элементы параллелепипеда как частного случая призмы. Демонстрируется слайд 1.
Схематическая запись определения:
Формулируются выводы из определения:
1) Если ABCDA1B1C1D1 – призма и ABCD – параллелограмм, то ABCDA1B1C1D1 – параллелепипед.
2) Если ABCDA1B1C1D1 – параллелепипед , то ABCDA1B1C1D1 – призма и ABCD – параллелограмм.
3) Если ABCDA1B1C1D1 – не
призма или ABCD – не параллелограмм, то
ABCDA1B1C1D1 – не параллелепипед.
4) . Если ABCDA1B1C1D1 – не параллелепипед , то ABCDA1B1C1D1 – не призма или ABCD – не параллелограмм.
Далее рассматриваются частные случаи параллелепипеда с построением схемы классификации (см. рис.3), демонстрируются модели и выделяются характеристические свойства прямого и прямоугольного параллелепипедов, формулируются их определения.
Определение:
Параллелепипед называется прямым, если его боковые рёбра перпендикулярны к основанию.
Определение:
Параллелепипед называется прямоугольным, если его боковые рёбра перпендикулярны к основанию, а основанием является прямоугольник (см. рисунок 2).
После записи определений в схематичном виде формулируются выводы из них.
3.2. Свойства параллелепипедов.
Поиск планиметрических фигур, пространственными аналогами которых являются параллелепипед и прямоугольный параллелепипед (параллелограмм и прямоугольник). В данном случае имеем дело с визуальным сходством фигур. Используя правило вывода по аналогии, заполняются таблицы.
Правило вывода по аналогии:
1. Выбрать среди ранее изученных фигур фигуру, аналогичную данной.
2. Сформулировать свойство выбранной фигуры.
3. Сформулировать аналогичное свойство исходной фигуры.
4. Доказать или опровергнуть сформулированное утверждение.
ПАРАЛЛЕЛОГРАММ | ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД |
1. Противолежащие стороны параллельны и равны. | 1. Противолежащие грани параллельны и равны |
2. Противолежащие углы равны. | 2. Противолежащие двугранные углы равны. |
3. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. | 3. Диагонали параллелепипеда пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. |
ПРЯМОУГОЛЬНИК | ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД |
1. Все углы прямые. | 1. Все двугранные углы прямые. |
2. Диагонали равны. | 2. Диагонали параллелепипеда равны. |
3. Квадрат диагонали равен сумме квадратов измерений. | 3. Квадрат диагонали равен сумме квадратов всех измерений. |
4. Все грани – прямоугольники. |
После формулировки свойств проводится доказательство каждого из них по следующей схеме:
- обсуждение плана доказательства;
- демонстрация слайда с доказательством (слайды 2 – 6);
- оформление учащимися доказательства в тетрадях.
3.3 Куб и его свойства.
Определение: Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все три измерения равны.
По аналогии с параллелепипедом учащиеся самостоятельно делают схематическую запись определения, выводят следствия из него и формулируют свойства куба.
СЛАЙДЫ
4. Подведение итогов и постановка домашнего задания.
Домашнее задание :
- Используя конспект урока, по учебнику геометрии для 10-11 классов, Л.С. Атанасян и др., изучить гл.1, §4, п.13, гл.2, §3, п.24.
- Доказать или опровергнуть свойство параллелепипеда, п.2 таблицы.
- Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Известно, что только две боковые грани параллелепипеда перпендикулярны основанию. Какого вида параллелепипед?
2. Сколько боковых граней прямоугольной формы может иметь параллелепипед?
3. Возможен ли параллелепипед, у которого только одна боковая грань:
1) перпендикулярна основанию;
2) имеет форму прямоугольника.
4. В прямом параллелепипеде все диагонали равны. Является ли он прямоугольным?
5. Верно ли, что в прямом параллелепипеде диагональные сечения перпендикулярны плоскостям основания?
6. Сформулируйте теорему, обратную теореме о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда.
7. Какие дополнительные признаки отличают куб от прямоугольного параллелепипеда?
8. Будет ли кубом параллелепипед, в котором равны все рёбра при одной из вершин?
9. Сформулируйте теорему о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда для случая куба.