Тема: Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число; рассмотрение различных способов выполнения этих действий. Закрепление тем римской нумерации; решения уравнений вида: a . x = b; сложение и вычитание двузначных чисел.
Цели:
- Познакомить с умножением двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число.
- Закрепить темы: римская нумерация; решения уравнения вида a . x = b; сложение и вычитание двузначных чисел.
- Развивать логическое мышление; познавательный интерес к электронной вычислительной технике; прививать любовь к точным наукам.
Оборудование: карточки с римскими цифрами, равенствами, кубики с уравнениями, компьютерные игры.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Добрый день, уважаемые знатоки математики! Очень приятно, что здесь собрались самые знающие, самые любознательные и самые внимательные. Я сегодня приглашаю вас на игру “Счастливый случай”. У нас будет несколько геймов, с помощью которых мы узнаем, сильны ли вы в области точной науки математики.
II. Работа над пройденными материалом
Общеобразовательный гейм
Учитель: Записываем числа от 14 до 22. Что вы можете о них сказать?
Дети: Отрезок натурального ряда чисел; двузначные числа; арабские числа.
Учитель: Запишите их в римской нумерации.
Дети: XIV, XV, XVI, XVII, XVIII, XIX, XX, XXI, XXII.
Учитель: Вспомним сказки А.С. Пушкина. В одной из них была введена принципиально новая система оплаты труда.
Дети: (3 щелчка) – III.
Учитель: Сколько лет рыбачил старик из “Сказки о рыбаке и рыбке” до того, как поймал золотую рыбку?
Дети: 33.
Учитель: Запишите в римской нумерации 33.
Дети: XXXIII.
Учитель: Какие числа записаны римскими цифрами?
XXVIII, XXXVIII, XXXIV, XXXIX.
Дети: 28, 38, 34, 39.
Итог.
Второй гейм: "Блицвопросы"
Учитель: Придумайте, каким действием можно увеличить число в 2 раза?
Дети: С помощью действия умножения.
Учитель: Задумайте однозначное число,
а я угадаю первоначальное число, которое вы
задумали.
– А каким действием можно увеличить число в 5 раз?
– Задумайте однозначное число, увеличьте его в 5
раз, скажите мне ответ, а я угадаю первоначальное
число, которое вы задумали. Кто-то, может быть,
догадался, как это мне удаётся угадать?
Дети: Полученный результат делим на 5.
Итог.
Учитель: Продолжаем нашу игру и следующий гейм. Бегущие минутки. С помощью этого мы среди нас найдём самого быстрого, ловкого. Кто больше наберёт очков при счёте табличного умножения. И поможет нам в этом компьютер.
Предлагаются компьютерные игры на знание таблицы умножения.
Итог.
III. Работа над новыми материалами
Третий гейм: “Быстрая лошадка”
Учитель: Найдите значения произведений 24 . 2, 224 . 2. Сделайте пробную запись.
Работа у доски и в тетрадях.
Дети: 24 . 2 = (20 + 24) . 2 = 20 . 2 + 4 . 2 = 40 + 8 = 48
224 . 2 = (200 + 20 + 4) . 2 = 200 . 2 + 20 + 4 . 2 = 400 + 40 + 8 = 448
Учитель: Рассмотрите запись и объясните, как она выполнена
Дети: Действие выполнено в столбик.
Учитель: Какую вы заметили особенность в записи умножения в столбик?
Дети: Использован знак * – это тоже знак умножения.
Учитель: Сравните обе записи. Какая из них вам больше нравится? Почему?
– Выполните умножение в столбик во втором произведении
– Давайте ещё найдём значение произведений, выполнив действия в столбик. 21 . 3 = 63, 321 . 3 = 963, 42 . 2 = 84, 242 . 2 = 484.
Итог.
IV. Физминутка
Четвёртый гейм: “Заморочки из мешочка”
Учитель: Из пакета достать кубики, составить и решить уравнение.
Дети:
Итог.
Пятый гейм: “Загадки”
Учитель: Составить все равенства, связанные между собой с числами 9, 72, 8.
Дети: 9 . 8 = 72, 8 . 9 = 72, 72 : 9 = 8, 72 : 8 = 9.
Итог.
Шестой гейм: “Художники”
Учитель: Кто больше составит картинок, решив выражения, и поможет снова нам в этом компьютер.
Предлагаются компьютерные игры на знание таблицы умножения.
Итог.
V. Итог игры
Учитель: Понравилось ли вам на нашем уроке-игре? Что вы узнали нового?
Вручение медалей.