Цели: в ходе урока учащиеся смогут:
- называть примеры чувств;
- сделать вывод о влиянии чувств на поведение и поступки человека;
- работать в группе, совершенствуя коммуникативные навыки.
Оборудование
1. Кроссворды для групп (6 шт.);
2. Волнообразные полоски;
3. Тексты;
4. Лист с выводом;
5. Рабочие листы;
6. Маркеры.
Ход урока
Мотивация
У.: Я загадала какое-то слово, понятие. А кросворд поможет вам разгадать это слово.
На столах у детей лежат листы с кроссвордом (рис.1), в котором есть “окошки”. Заполняя их, учащиеся разгадывают горизонтальные ряды слов и само понятие — “чувства”.
4. Я занял I место в соревновании. Я испытал ---------------.
1 и 7. Это слова-антонимы. 1. --------- овладевает нами, когда грустно, а 7 — ----------, когда все отлично.
3. Миша увидел, что его любимую игрушку ребята взяли без разрешения. Мишу охватил --------------.
5. Я остался один в тёмном лесу. Мною овладел -------------.
2. Когда я узнал, что разговаривал с известным писателем, мною овладело большое ----------------.
6. Я не мог прыгнуть с вышки лучше, чем Андрей и мною овладела -----.
Работа над понятием
У.: Какое слово-понятие я загадала? (Чувства)
У.: О чём мы сегодня будем говорить?
У.: А что такое чувства?
Выслушиваются варианты толкования понятия детьми. Учитель знакомит учащихся с научным определением из толкового словаря.
Чувства — переживания человека, в которых отражается отношение к окружающему миру.
У.: Какие чувства вы знаете?
На доске прикрепляются волнообразные полоски, на которых записываются названные детьми чувства.
У.: Приходилось ли вам испытывать какое-либо из этих чувств? В каких ситуациях?
У.: Можем ли мы поместить в “море чувств” наши “Я” и “ТЫ”, которые всегда живут рядом?
У.: Море бывает то бурным, то спокойным. Так и чувства в нашей жизни сменяют друг друга. Они не бывают плохими или хорошими. Почему же мы порою страдаем от проявления чувств?
Работа в группах (исследование)
Чтобы ответить на этот вопрос, учитель предлагает работать в группах с текстами (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6).
При работе дети придерживаются плана (Приложение 7).
Отчёт групп
В ходе обсуждения делается вывод, что плохими бывают не сами чувства, а последствия, которые они влекут за собой.
На доске вывешивается вывод (рис.2):
Подведение итога
У.: Над каким понятием мы сегодня работали?
У.: Человеку необходимо уметь управлять своим поведением в “море чувств”, как капитану кораблём.