“Догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади”. (Аристотель при ответе на вопрос, как преуспеть в учении)
Цели:
1. Ознакомить учащихся с двумя идеализированными видами взаимодействия тел и научить распознавать признаки этих взаимодействий.
2. Учить наблюдать, анализировать и обобщать результаты опытов, формируя при этом у детей целостные и обобщённые знания о физическом явлении.
3. Привлекать учащихся к современным активным методам обучения с применением персонального компьютера и мультимедийных обучающих дисков.
4. Применять выводы теории для решения задач.
5. Продолжать формировать учебные навыки работы с учебником В. А. Касьянова “Физика 10 класс”: анализировать и комментировать вывод формул, обосновывать определения, объяснять решение задач.
Обеспечение урока:
- Компьютерный класс. Видеопроектор.
- Установка для демонстрации абсолютно упругого взаимодействия (стальные шарики на нити - бифилярный маятник).
- Установка для демонстрации абсолютно неупругого взаимодействия (шар из пластилина на нити и детский пистолет с пластмассовыми пульками).
- Обучающие лазерные диски: “Открытая физика” (часть 1, установленная на ПК в классе и на учительском сервере для проекции на интерактивную доску), презентация “Абсолютно упругие и абсолютно неупругие взаимодействия”.
Ход урока
В начале урока анализируем решение домашней задачи — софизма:
“Тележка массой 2 кг движется со скоростью 2 м/с и сталкивается с тележкой такой же массы, но неподвижной, после чего они движутся совместно. Сравните кинетическую энергию тел до удара и после удара. Попробуйте объяснить результат”.
Включаю на экране с помощью проектора анимационную модель 1.22 данной задачи (диск “Открытая физика 1”). Проверяем ответ.
Ответ в задаче: Энергия тел после удара уменьшится на 2 Джоуля.
После короткого поиска “потери” энергии результатом анализа решения задачи, должно быть:
- повторение понятия “внутренняя энергия”,
- способы (признаки) её изменения,
- превращения энергии одного вида в другой вид).
Формулирую тему и цель урока для учащихся:
- на уроке изучим два вида взаимодействия тел — абсолютно упругое и абсолютно неупругое, поймем, как применяются законы сохранения для этих взаимодействий при решении конкретных ситуаций,
- решать проблему будем с помощью физического эксперимента — опытов, компьютерного эксперимента и, конечно, учебника физики.
Изучение нового материала
I. Абсолютно неупругое взаимодействие. Анализируем его характер на примере домашней задачи в форме беседы.
На основании опыта с пластилиновым шаром и пластмассовой пулей (рисунок №1) и детального его изучения в беседе с учащимися выделяем существенные признаки этого взаимодействия (устно):
- В результате взаимодействия тела движутся совместно.
- У тел появляется остаточная деформация, следовательно, механическая энергия превращается во внутреннюю энергию.
- Выполняется только закон сохранения импульса.
- Дополняем примерами из жизненного опыта: столкновение метеорита с Землёй, удары молотком по наковальне и т. п.
Рис. 1
II. Абсолютно упругое взаимодействие: анализируем по аналогии с предыдущим видом взаимодействия (опыт со стальными шариками, рисунок №2). Возможные результаты наблюдения и беседы:
- Нет остаточной деформации и, следовательно, выполняются оба закона сохранения в механике.
- Тела после взаимодействия движутся совместно.
- Приводим примеры подобного вида взаимодействия: игра в теннис, хоккей и т. п.
Рис. 2
III. Работа над определениями
Учащиеся выписывают в тетрадь те признаки, которые, по их мнению, относятся к упругому или неупругому взаимодействию, разделив тетрадный лист на две части (список признаков проецирую на экран или диктую):
признаки:
- после взаимодействия тела движутся совместно, раздельно,
- нет остаточной деформации, есть остаточная деформация,
- выполняется закон сохранения механической энергии и закон сохранения импульса,
- не выполняется ни один из перечисленных законов,
- выполняется только закон сохранения механической энергии,
- … только закон сохранения импульса.
После завершения записей пытаемся проверить правильность ответов, ознакомившись с определениями по учебнику (§ 36, 5-е издание, стр. 155), анализируем: что совпадает с определением, что просматривается неявно и что неверно. После проделанной работы учащиеся заучивают оба определения по учебнику.
Углубление знаний:
IV. Применение полученных выводов для описания более широкого круга явлений. Обращаемся к опыту абсолютно упругого удара вторично, обобщаем его результат на всевозможные ситуации:
Ситуация первая: массы тел равны. Тела обмениваются скоростями, а значит, импульсами и кинетическими энергиями (рисунок № 2).
Нет оснований опыт с неподвижным шаром 2, считать каким то особенным, рассматривать который надо вне этой серии демонстраций и предлагаю наблюдать удары шариков, скорости которых направлены навстречу (рисунок № 3), с разными скоростями (рисунок № 4), о скоростях судим по углам отклонения нитей.
Рис. 3
Рис. 4
Работа с учебником, (готовлю проектор). Убеждаемся в совпадении практики и теории на примере упругого взаимодействия тел, просматривая вывод формул с № 109 по № 112. Комментируем результат и убеждаемся в полном совпадении теоретических выкладок и эксперимента (опыты с шарами).
Проецируем модель-анимацию №1–22 на экран, а остальная часть класса включает ПК и работает с диском “Открытая физика 1”: исследует упругое столкновение тележек равной массы. Воспроизводим аналогичные опыты (рисунки № 2, № 3, № 4). Вывод записываем в тетрадь: при упругом взаимодействии, если массы равны, тела обмениваются скоростями.
Массы тел не равны. Если в компьютерной модели массы неподвижной и подвижной тележек незначительно отличаются? Предвосхищаем результат из опыта с шарами и наблюдаем взаимодействие тележек с небольшим разбросом масс. Чем меньше отличаются массы подвижного и неподвижного тела, тем большая доля кинетической энергии ему передаётся. Привожу пример из истории создания ядерного оружия фашисткой Германии. Для осуществления цепной реакции деления урана необходимы медленные нейтроны и с этой целью проводились опыты по замедлению быстрых нейтронов с использованием графита. Позже в качестве замедлителя использовали тяжёлую воду. Масса протона, входящего в состав атома дейтерия, мало отличается от массы нейтрона, и нейтрон теряет значительную часть своей энергии, взаимодействуя с ним. А если бы учёные фашисткой Германии применили в опытах тяжёлую воду и создали это страшное оружие в более короткие сроки?
Учащиеся проводят ещё два исследования, и выводы записывают в тетрадь:
- если масса подвижного тела больше массы неподвижного (m1 > m2), то оно уменьшает скорость, не меняя направления.
- Если наоборот, то первое тело от него отражается и движется в противоположную сторону.
Неупругое взаимодействие: рассматриваем (прокручиваем на модели) также три характерные ситуации и выводы записываем в тетрадь:
- При равенстве масс (одно из тел неподвижно) теряется половина механической энергии,
- Если m1 много меньше m2, то теряется её большая часть (пуля и стена),
- Если наоборот, передается незначительная часть энергии (ледокол и маленькая льдина).
V. Повторяем основные результаты урока:
- Признаки двух видов взаимодействий.
- Упругое взаимодействие тел равной массы и тел, массы которых незначительно отличаются.
- Неупругое взаимодействие тел разных масс.
- Примеры этих видов взаимодействий.
VI. Презентация “Абсолютно упругое взаимодействие”
VII. Мои комментарии и выставление оценок
VIII. Решаем задачу по данным на модели: массы относятся как 1:2. Как относятся кинетические энергии тел после и до удара? Ответ проверяем на модели, используя калькулятор.
IX. Домашнее задание: Записи в тетради, § 36, задачи № 2, 4, а остальные — по желанию.