Цели:
- познакомить учащихся с приметами весны, ее особенностями, с жизнью животных и растений весной;
- развивать память, внимание, фантазию, творчество, логическое мышление;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
- Здравствуйте! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот с кем, догадайтесь сами:
Я раскрою почки,
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня …. (весна)
- Весна прислала нам шифровку. Если мы восстановим ряд чисел, то узнаем, чем будет заниматься на уроке.
(Дети разделены на три группы. У каждой группы карточки: буквы с цифрами. Дети складывают слова:
1 группа: У-5, Ч-12, И-14, Т-24, Ь-33, С-40, Я-44
2 группа: И-6, Г-9, А-21, Т-22, Ь-30
3 группа: Т-7, В-15, О-16, Р-21, И-25, Т-32, Ь-43.)
- Давайте прочитаем, что у нас получилось?
Итак, сегодня мы будем с вами учиться творить и играть, побываем в весенним лесу и узнаем, что там происходит. Поможем весне в скорейшем наступлении.
В путь!
- Посмотрите. Перед нами 3 дорожки. Давайте вспомним, как называются такие линии? (Ломаная. кривая, прямая)
- Как вы думаете, по какой нам надо пойти, чтобы путь был самым коротким и чтобы быстрее помочь весне?
- Итак, идем по прямой дорожке.
Мы в лес за наукой сегодня пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
С прямого пути никогда не свернем.
- На нашем пути – домик, где досматривает последний сон мама-ежиха.
Справка: Ежи относятся к семейству млекопитающих отряда насекомоядных, спина и бока покрыты иглами, живут на опушках лесов, зарослей; длина тела до 30 см; при опасности свертываются в шар; ведут ночной образ жизни; впадают в спячку.
- Давайте не будем мешать маме-ежихе, а поиграем в “молчанку”.
(На столах наборы картинок, нужно зачеркнуть лишнюю)
- На пути поляна, а на ней весенние проталины. На что они похожи?
(Ответы детей)
- Скоро на этих проталинах распустятся первые цветы, которые называют первоцветами.
(Сообщения детей о цветах. Цветы на доске)
Перелеска. В лесу еще лежат сугробы, а по лесным опушкам и перелескам снег почти растаял. Из-под снега показалась сухая прошлогодняя трава. И в этой траве загорелись маленькие ярко-голубые звездочки. Наклонись к цветам, осторожно разбери вокруг них сухую траву и увидишь зеленые листья не совсем обычной формы – таких листьев у других наших растений нет. А назвали перелеску перелеской за то, что поселилась она на лесных опушках и в небольших светлых лесках, где весной снег тает, прежде всего.
Ветреница. На краю леса, под кустом, покачиваются на ветру резные листья-юбочку и белые-белые цветы подснежника-ветреницы. Зацветет ветреница, и покажется, что вернулась зима и украсила все вокруг большими белыми снежинками. Но вот нахмурится небо, соберется дождь. И белые цветы-снежинки тут же закроются, будто растают. А выглянет солнце, и цветы снова оживут, раскроются и примутся кивать головками весеннему ветерку.
Вот и зовут ветреницу ветреницей за то, что ее цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра. Встречаются в весеннем лесу и вереницы с желтыми цветами. Ветреницы и с белыми, и с желтыми цветами ядовиты.
Медуница. Медуницу называют медуницей, потому что в ее цветках много сладкого сока – нектара. Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни – розовые, другие фиолетовые, а третьи – совсем синие.
Розовые цветки бывают, когда только распустятся. Пройдет немного времени, и из розовых они станут сначала фиолетовыми, а потом синими. Такое растение с разноцветными цветами легче заметить шмелям.
Листья медуницы покрыты особыми волосками – оттого они и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов. Медуницы не так много в лесу. Поэтому никогда не рвите эти цветы.
Баранчики-хохлатки. Баранчики называют баранчиками, потому что листья их покрыты бархатистым пушком – они мягкие на ощупь, как шерстка молодого барашка.
Цветки у баранчиков-первоцветов желтые, яркие. Они высоко подняты на стебельке и собраны вместе, будто связка маленьких золотых ключиков. Отсюда и еще называние баранчиков-первоцветов – ключики… смотришь на эти желтые, веселые цветы, и кажется, что этими самыми ключиками отпирает весна двери теплу и солнцу.
К желтым, ярким цветам летят за сладким нектаром только что пробудившиеся от зимнего сна бабочки и шмели.
Мать-и-мачеха. Если не придется вам попасть в лес ранней весной, не расстраивайтесь – подснежники вы отыщете даже в городе. Всюду, глее есть хоть невысокий бугорок, пригретый солнцем, сразу после снега могут появиться желтенькие огоньки – цветочки мать – и – мачехи.
А когда цветочки отцветают, на их месте появляются небольшие белые шарики – пуховики, как у одуванчиков, только поменьше. Отцветут цветы, и появятся у мать – и – мачехи листья. Сверху эти листья гладкие и холодные, а снизу – мягкие и теплые. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке, и покажется тебе, что к щеке прикоснулась рука матери. А приложишь листок другой, холодной, стороной, станет тебе неприятно. Вот почему у этого растения и название такое мать-и-мачеха.
- Давайте составим из этих цветов букет, но вместо цветов мы возьмем геометрические фигуры. Итак, слушайте внимательно.
Задание: В середине круг, слева квадрат, справа многоугольник, треугольник между кругом и квадратом, а прямоугольник рядом с многоугольником, а справа от него пустое место.
- Проверим. Молодцы! Красивый и правильный получился у нас букет. Вспомним, как называются наши цветы?
В нашем лесу растут не только цветы, но и деревья. Посмотрите, с ветки на ветку, с верхушки одного дерева на другое прыгает белка.
А знаете ли вы, какая у нее бывает окраска? (летом – рыжая, зимой – серо-голубая).
Есть даже народная примета: “Коли ранняя белка голубая, весна будет ранняя”
Наша белочка так закружилась, так забегалась с приходом весны, что ей однажды приснился странный сон. Посмотрите, что в этом сне не так. (Небылица. Ответы детей)
(На доске солнце с разными лучами, на каждом луче свой номер)
- Посмотрите, как ярко светит солнце. Оно радует не только приходу весны, но и вашим успехам. Улыбается солнце, улыбаюсь я и жду ваших улыбок. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. А с улыбкой легче путешествовать.
Ребята, проверим какие вы внимательные?
Задание: Под каким номером лучик самый длинный, короткий, широкий, узкий? Сколько всего лучиков? И так далее.
Молодцы! Вы очень наблюдательны.
- Ребята, от теплого весеннего солнца проснулись медвежата. А их заботливые мамы наблюдают за ними.
Справка: Медведи относятся к семейству крупных млекопитающих, отряда хищных, существует 8 видов медведей.
- Расшалились медвежата, играют. А один медвежонок очень любопытный, ведь он родился зимой и не знает что такое весна, все спрашивает у мамы, что такое весна? А мама отвечает, что в народе многое о ней говорят, а что узнаем, расшифровав пословицы. (Работа по группам).
1группа:3,16,5,1. 19. 4,16,18. 17,16,20,6,12,13,1. - 3,6,19,15,21.
17,18,11,15.6,19,13,1. (Вода с гор потекла - весну принесла).
2 группа: 3, 6, 19, 15, 1. 16, 20, 14, 29, 12, 1, 6, 20. 12, 13, 32, 25, 10. 1 0. 3, 16, 5, 29. (Весна отмыкает ключи и воды)
3 группа: 3,6,19,15,1. 12.18.1.19.15.1. , 5,1. 4.16.13,16,5.15,1.
(Весна красна, да голодна).
- Весной просыпаются не только медведи, ежи, но и змеи.
Справка: Змеи – чешуйчатые пресмыкающие, около 3 тысяч видов; тело сильно вытянуто, конечностей нет, челюстные кости имеют подвижное соединение с черепом, что дает проглатывать крупную добычу; встречаются ядовитые и неядовитые змеи.
Пальчиковая игра со шнуром.
- Растяните, заверните в клубок. Змейки могут завязываться в узелки (за 10 секунд), успейте развязать за 5 секунд.
- Весной проснулись и пауки.
Справка: Пауки – отряд беспозвоночных животных; около 30 тысяч видов, образуют паутину из выделений на брюшке.
Паучки стали плести паутины, но легкий весенний ветерок перепутал паучков и их паутинки. Давайте поможем. Пройдем по лабиринту и приведем каждого паучка к своей паутине. (Ответ: 1-2,2-1,3-3)
- В паутинки к паучкам нередко попадают насекомые. Какие?
Ребята, на каких насекомых похожи наши кляксы (на бабочек).
Справка: бабочки живут на всех континентах, кроме Антарктиды; 140 тысяч видов, имеют разноцветные крылья (две пары) размахом от 3 мм до 30 см.
- Одна наша бабочка попала в сети к паучку и потеряла одно крыло. Давайте ей поможем.
Задание: Рисование по клеткам. Нарисовать вторую половину бабочки.
- На дом вам было задание нарисовать бабочку, но не простую.
1 группа: бабочка – фрукт.
2 группа: бабочка – овощ.
3 группа: бабочка – цветок.
Молодцы!
- Появились насекомые, значит, жди и перелетных птиц.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями
Ну, а зовут меня… (скворец)
Справка: Скворцы относятся к семейству певчих птиц отряда воробьиных, обитают в полях, лесах, степях и садах; около 105 видов, на территории России обитают 8 видов скворцов.
- Все рады прилету птиц, и каждая стремится найти свой домик. Проверим ваше внимание. На доске 3 разных скворечника, для трех групп. Посмотрите в течение 5 секунд и раскрасьте точно такой же скворечник. (Проверка).
- Подходи к концу наше путешествие. На дом было задание придумать конец к стихотворению:
Жила весна в избушке,
У леса опушке…
(Чтение стихов)
- Что сегодня нового вы узнали?
- Ребята, я совсем забыла, ведь к нам пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней? (Посылка от весны, а в ней цветы сделанные из бумаги)
Цветок весны, идущей к нам по снегу.
Простой цветок, а, сколько он несет
Добра и радости, и счастья человеку.
- Большое спасибо весне и вам!