Цели:
- уточнить и расширить представления о фруктах и овощах: названиях, внешних и вкусовых качествах, местах произрастания;
- упражнять: в правильном употреблении предлогов, в образовании существительных родительного падежа множественного числа и относительных прилагательных, в подборе слов в уменьшительно - ласкательной форме;
- совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме;
- развивать умение анализировать и обобщать, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, связную речь;
- воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.
Материал и оборудование: деревянный сундучок; кокошник для Варварушки – Загадушки; корзина; муляжи овощей и фруктов (яблоко, картофель, лук, помидор, груша, баклажан, лимон); натуральные овощи и фрукты (яблоко, лимон, капуста, морковь); две маленьких корзины; демонстрационная картинка-корзинка; картинки с изображениями фруктов и овощей (редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста); кусочки ворсистых ниток и фланелеграф; демонстрационные картинки – схемы для составления описательного рассказа; демонстрационная картина, на которой изображена пирамидка и язычки-символы для определения степени сложности и интересности заданий; мольберт; магнитная доска; указка.
Методы и примы обучения: игровой (игровые действия, упражнения и задания, загадывание и отгадывание загадок, физминутка). Словесный (обобщающая беседа, словесные упражнения, вопросы, указание, пояснение, рассказывание самими детьми, индивидуальные и хоровые повторения, художественные тексты, образец правильной грамматической формы, педагогическая оценка). Наглядно-практический (моделирование, комментирование наглядного материала, самостоятельная работа, самоконтроль).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Психогимнастика.
Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей.
Давайте и мы выразим им мимикой, жестами и словами наше гостеприимство. (Дети выражают свое гостеприимство.) Молодцы! По выражению вашего лица, жестикуляции и даже движению тела гости легко догадались, что мы очень рады их видеть.
2. Организационный момент.
Вы хотите поиграть,
Чтобы скуку разогнать?
Только игры на замке,
В этом славном сундуке.
Вы ребята помогите
Сундучок наш отворите.
(Дети открывают сундучок. Логопед достает кокошник.)
- Ребята, вы догадались, кто нас сегодня приглашает в гости? (Варварушка-Загадушка.)
- Вы готовы отправиться к Варварушке-Загадушке? (Дети садятся на стульчики за столы и показывают знак готовности.)
Сядьте поудобней, закройте глаза
И произнесите волшебные слова:
Мы отправляемся в путешествие,
Где ждут нас чудесные происшествия.
Раз, два, три все закружись
Варварушка-Загадушка появись!
(Дети произносят волшебные слова, а логопед одевает кокошник.)
Здравствуйте, а вот и я!
Приветствую вас люд честной да народ озорной!
А кто мне скажет из вас друзья,
Почему Варварушкой-Загадушкой зовут меня? (Ответы детей.)
Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем и загадки отгадаем!
Но вначале вспомним правила игры:
- Загадку надо дослушать до конца.
- Отгадывают загадку все дети, но отвечает тот, кто первый поднимет руку.
- Подсказывать друг другу не разрешается.
Слушайте первую загадку:
- Круглое, румяное.
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
- Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней …
(Помидора)
- Для Володи и Катюши
Соберем в корзину …
(Груши)
- Собираем мы в лукошко
Очень вкусную …
(Картошку)
- И красавец-великан
Темно-синий …
(Баклажан)
- В шкуре желтой,
Кислый он,
Называется …
(Лимон)
- Прежде чем мы его съели,
Мы наплакаться успели.
(Лук)
(Дети называют отгадку, а Варварушка-Загадушка из корзины достает муляжи овощей, фруктов и выкладывает их на стол.)
- На какие две группы можно разделить эти предметы? (Овощи и фрукты.)
3. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах.
4. Классификация овощей и фруктов.
- (Имя ребенка) выбери овощи, а ты (имя ребенка) фрукты. (Дети самостоятельно отбирают овощи и фрукты.)
5. Уточнение обобщающего понятия овощи.
- Как можно назвать эту группу предметов? (Овощи.)
- (Имя ребенка) назови овощи, которые собрала (имя ребенка). (Ребенок поочередно называет овощи: картофель, морковь, помидор, лук, баклажан.)
- Где выращивают овощи? (Овощи выращивают на грядках в огороде.)
6. Образование относительных прилагательных.
Выращивают овощи не только в огородах, но и на полях. Огород – это небольшой участок земли, чаще всего он находится около дома, а поле – находится за городом. На каждом поле растет обычно что – нибудь одно: или картофель, или капуста, или еще что–либо. Поле, на котором растет картофель, - это картофельное поле.
- Как называется поле, на котором растет капуста? Капустное. (Морковь – морковное, свекла – свекольное, кабачок – кабачковое, горох – гороховое, баклажан – баклажанное.)
7. Составление предложений с предлогами “над”, “под”, “с”, “из”.
Игра “Мой огород”. Сейчас я, приглашаю вас в огород.
Есть у меня огород
Каждый год на нем растет:
Назовите хором, что? (Выставляются картинки, на которых изображены овощи: редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста.) Вы ребята – молодцы!
Отыщите для меня овощи, которые растут над землей и под землей. (Например, огурец растет над землей. В случаях затруднений используется иллюстрация.
Расскажите, как их собирают? (Редьку, репу – выдергивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустиков.)
8. Физминутка.
Я приглашаю вас помочь мне вскопать огород:
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
(Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.)
9. Уточнение обобщающего понятия фрукты.
- Как эти предметы можно назвать одним слово? (Фрукты.)
- (Имя ребенка) назови фрукты, которые здесь лежат.
10. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Игра “Назови ласково”. (Имя ребенка) назови эти фрукты ласково.
11. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Игра “Один – много”.
- (Имя ребенка), один лимон, а много - (лимонов);
- (Имя ребенка), одно яблоко, а много (яблок);
- (Имя ребенка), одна груша, а много (груш);
- (Имя ребенка), один фрукт, а много (фруктов).
12. Образование относительных прилагательных.
Игра “На каком дереве что растет?”
- Где выращивают фрукты? (В саду.)
- На чем вырастают фрукты? (На деревьях.)
Дерево, на котором выросли фрукты, - это фруктовое дерево.
- Как называется дерево, на котором выросли лимоны, (мандарины, абрикосы, яблоки)?
13. Ниткография “Назови части и выложи их”.
Вспомните, из каких частей состоит яблоня, и выложите эти части из ниток. (Дети называют части дерева: ствол, ветки, листья, кора, корни, на ветках почки, цветы, плоды. С помощью ниток выкладывают изображения дерева.)
- Зачем дереву корень? (Корень всасывает питательные вещества и воду, которые потом передвигаются в стебли и листья. Дерево получает питание.)
- Весной появляются почки, бутоны из них распускаются листья и прекрасные белорозовые цветы. Летом пригреет солнышко, польет дождик, и из цветов появятся маленькие яблочки. Осенью они поспеют.
14. Составление описательного рассказа об овощах и фруктах по опорной схеме.
Игра “Угадай – ка”.
В рот я всем вам положу
Маленький кусочек.
Вы названье промолчите
Все что съели, опишите.
Пусть другие отгадают
Что вы съели детвора?
- Закройте глаза, откройте рот и определите по вкусу, что вы съели. (Дети закрывают глаза и открывают рот, Варварушка – Загадушка берет с подноса кусочек овоща или фрукта и кладет каждому в рот. Ребенок по вкусу определяет, что это было. Затем составляет описательный рассказ по опорной схеме так, чтобы остальные дети догадались, какой овощ или фрукт он съел.)
- Кто готов рассказать про свой кусочек?
- Опиши свой кусочек по схеме так, чтобы другие догадались, что ты съел.
(Если дети затрудняются назвать характерные признаки плодов, Варварушка – Загадушка помогает, дополняет описание. Какой он по цвету, форме, вкусу, где растет и т.д.)
|
Яблоко |
Лимон |
Капуста |
Морковь |
Цвет: | желтое, красное, зеленое | желтый | зеленая | оранжевая |
Форма: | Круглое | овальный | круглая | длинная |
Твердый или мягкий: | Твердое | твердый, а внутри мягкий |
твердая | твердая |
Вкус: | сладкое, сочное, хрустящее | кислый, душистый, сочный, полезный | хрустящая, не сладкая и не кислая, немножко горьковатая | сладкая, сочная, хрустящая |
Где растет: | растет в саду | растет на дереве | на грядке в огороде | на грядке в огороде |
Что можно приготовить; | можно сделать компот, варенье, сок и т.д. | кладут в чай | борщ, салат, начинку для пирога и т.д. | борщ, салат, сок и т.д. |
- Где можно купить овощи и фрукты? (На рынке, в магазине.)
- Для чего детям полезно есть овощи и фрукты? (Чтобы вырасти, быть сильными и здоровыми.)
15. Итог занятия.
Сегодня мы говорили о фруктах и овощах.
16. Оценка работы детей.
Спасибо, (имена детей), вы прекрасно справились со всеми моими загадками. Мне было с вами очень интересно. А вам? (Ответы детей.) Возьмите символы – язычки и определите, какое задание для вас было самым интересным, а какое самым трудным. (Ответы детей.) До свидания!
Литература использованная для написания конспекта.
1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2000.
2. Вахрушев А.А. и др. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. – М., 2000.
3. Володина В.С. Говорим правильно. Альбом по развитию речи. – М., 2004.
4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М., 1997.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург, 1999.
6. Зуева Л.Н. и др. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. – М., 2003.
7. Кирьянова Р.А. Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе.- СПб., 2002.
8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб., 1999.
9. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2000.
11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.
12. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М., 1999.
13. Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции ОНР в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 2002.
14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку. - М., 1994.
15. Ушакова О.С. и др. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 1996.