Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала, урок-игра.
Цели урока:
Обучающая:
- обобщить основные принципы создания графических примитивов: отрезок, окружность, эллипс, прямоугольник, дуга с помощью Qbasic;
- отработать навыки работы в графическом режиме программной среды Qbasic;
- закрепить навыки закрашивания графических объектов с помощью оператора Paint.
Развивающая:
- развитие понимания, что без цели очень трудно достичь необходимого результата в работе;
- развитие мышления учащихся и их творческих способностей;
- развитие сенсорной сферы;
Воспитательная:
- воспитание чувства долга, настойчивости в достижении цели, дисциплинированность;
- воспитание концентрации внимания, развитого воображения;
- воспитание культуры умственного труда.
Оборудование: QBasic, раздаточный материал – индивидуальные карты для графических построений.
Формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.
Методы работы:
- практический (отработка навыков за ПК); исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Ход урока
- Орг. этап – 1 мин.
- Этап проверки домашнего задания – 3-4 мин.
- Этап всесторонней проверки знаний – 4-5 мин.
- Этап закрепления новых знаний – 20-25 мин.
- Физ. минутка – 1 мин.
- Итог урока -2 мин.
- Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению– 1-2 мин.
I. Организационный этап
Обеспечение нормальной обстановки для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
- Определение отсутствующих;
- Проверка готовности учащихся к уроку;
- Организация внимания.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня у нас с вами нетрадиционная форма проведения занятия – данный урок мы проведем в духе командного соревнования и личного первенства!
Программные средства языка Basic позволяют работать с графической информацией. На протяжении последних занятий вы учились строить геометрические примитивы, т.е. элементарные объекты. Мы начали с построения простых изображений потому, что из них можно выстроить любое сложное. Ребята, ваша задача на уроке реализовать свой потенциал, накопленный на протяжении изучения данной темы и показать все свои умения и навыки через работу в среде программирования QB.
II. Этап проверки домашнего задания: фронтальная работа
Домашнее задание у вас было следующее – повторить все операторы графики, с которыми мы познакомились.
Вопросы:
- Оператор очистки экрана. (CLS)
- Оператор рисования окружностей. (CIRCLE (X,Y),R,C)
- Установка цветов экрана. (COLOR C1,C2)
- Оператор рисования отрезка. (LINE (X1,Y1)-(X2,Y2)),C
- Оператор рисовании точки. (PSET(X,Y)
- Оператор установки графического режима экрана. (SCREEN 9)
- Оператор, задающий новую систему координат при работе в графическом режиме работы экрана монитора. (WINDOW (0,0)-(640,350))
- Оператор закрашивания замкнутого контура. (PAINT (X,Y),C)
- Оператор рисования эллипсов. (CIRCLE (X,Y),R,C, ,,K)
- Оператор рисования прямоугольников. (LINE (X1,Y1)-(X2,Y2),C,BF)
III. Этап всесторонней проверки знаний; информационный диктант (форма работы - индивидуальная)
А сейчас мы проведем небольшой информационный диктант. У каждого из вас на столах подготовлены чистые листочки. Возьмите их, пожалуйста, укажите свою фамилию и класс. В задании будет 10 вопросов. Не забудьте в ответах указывать название оператора вместе со всеми дополнительными параметрами (будь то координаты точки или линии, цвет).
Вопросы:
- Оператор очистки экрана. (CLS)
- Оператор рисования окружностей. (CIRCLE (X,Y),R,C)
- Установка цветов экрана. (COLOR C1,C2)
- Оператор рисования отрезка. (LINE (X1,Y1)-(X2,Y2)),C
- Оператор рисовании точки. (PSET(X,Y)
- Оператор установки графического режима экрана. (SCREEN 9)
- Оператор, задающий новую систему координат при работе в графическом режиме работы экрана монитора. (WINDOW (0,0)-(640,350))
- Оператор закрашивания замкнутого контура. (PAINT (X,Y),C)
- Оператор рисования эллипсов. (CIRCLE (X,Y),R,C, ,,K)
- Оператор рисования прямоугольников. (LINE (X1,Y1)-(X2,Y2),C,BF)
IV. Этап закрепления знаний (форма работы - групповая).
Вы сегодня не случайно расположились за двумя разными столами по пять человек. На данном уроке мы проведем командное первенство и проверим, как вы можете работать в коллективе, помогать другр другу. Я предлагаю для начала определить названия команд – участниц и разрешаю вам проявить здесь свою фантазию, но имя коллектива должно соответствовать эмблеме, которую вам предстоит разработать. У меня на столе две карточки с названиям операторов графики. Я приглашаю капитанов сделать выбор. (в одной карточке указан оператор CIRCLE, а в другой LINE )
А теперь я объявляю конкурс программистов. Правила данного соревнования следующие: каждой команде предстоит разработать эмблему, составить программу с применением того оператора, который обозначен на вашей карточке, позволяющую изобразить на экране монитора свой символ. В соответствии с этим символом необходимо придумать название для своей команды. Работу построим следующим образом – трое представителей команды работают с картой <Рисунок 1>, строя изображения в координатах, а двое оставшихся в это время подготавливают графический режим работы экрана. Проверим кто окажется быстрее.
Конкурс программистов (тем, кто быстрее справится выдается диплом и медаль за безошибочную работу).
Символ 1-й команды. название "Роботландия"
Символ 2-й команды. название "Циркуль"
Подведение итогов конкурса.
Физминутка.
Чтобы избавиться от симптома уставших глаз выполним следующий комплекс упражнений:
- на минуту отвлекитесь от работы и сконцентрируйте взгляд на дальней стене. Постарайтесь мысленно составить описание окружающих предметов, не глядя прямо на них (форму, цвет). Тоже самое повторите, повернувшись направо, налево.
- на ваших столах располагаются карточки с рисунками голубого и зеленого цветов. В минуты, когда почувствуете перенапряжение, прибегните к цветотерапии. Смотрите на открытки и отдыхайте.
- выполните упражнения для уставших пальчиков: поочередно вращайте каждым, начиная от большого, это снимет усталость, напряжение, увеличит подвижность суставов..
Я думаю, что в течение физминутки вы немного отдохнули, а теперь следующий конкурс. Задание каждой команды вы можете видеть на экране.
Конкурс найди и исправь ошибки (каждая команда получает индивидуальное задание, на обсуждение дается 2 минуты, за каждую найденную ошибку выдается медаль – итоги определяются по количеству полученных медалей).
Результаты конкурса озвучивает капитан команды. Если представителями команды определены не все ошибки, то коллективу соперников дается возможность эти ошибки исправить, за что они имеют возможность получить дополнительную медаль.
Команда победитель получает диплом.
Команда “Роботландия”
CSL
SKREEN 9
WINDOW (640.480)-(0.0)
LINE (0,0)-(200,200),4,B,F
PZET (325,160),5
CIRCLE (150,150),6
PAINT (150,150),8,7
CIRCLE (320,320),65,4,,0,9
PSET (650,485),6
CSL
SKREEN 9
WINDOW (640.480)-(0.0)
LINE (0,0)-(200,200),4,B,F
PZET (325,160),5
CIRCLE (150,150),6
PAINT (150,150),8,7
CIRCLE (320,320),65,4,,0,9
PSET (650,485),6
Команда “Снеговик”
SCREN 12
WINDOWS (0,0)-(640,350)
LINE (100,100),5
LINE (20,20)-(650,350),5
CIRCLE (500,100),50,,,0.8
COLOR 3
CIRCLE (160,100),200,5, 0, 3,14,0.4
PSET (180,190),3,5
SCREN 12
WINDOWS (0,0)-(640,350)
LINE (100,100),5
LINE (20,20)-(650,350),5
CIRCLE (500,100),50,,,0.8
COLOR 3
CIRCLE (160,100),200,5, 0, 3,14,0.4
PSET (180,190),3,5
На этом командные конкурсы закончены.
Следующее задание рассчитано на работу в парах: для того, чтобы быстрее справиться с упражнением воспользуйтесь снова картой для построения. Объект, уже созданный в координатах будет нетрудно переложить на язык программы.
Задание: Изобразить и раскрасить флаг
Каждой паре выдается флаг отдельного государства.
Россия | Германия |
Польша | Италия |
Франция | Япония |
V. Итог урока.
Подведение итогов: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, выставление оценок.
VI. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Повторить назначение операторов графики.