Цели урока:
- научить рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения жидкости в пар, и выделяющийся при конденсации;
- развивать навыки решения задач;
- воспитывать аккуратность, правильность оформления задач.
Оборудование и наглядности:
кроссворд, таблица с формулами, карточки с задачами и заданиями, графики.
Ход урока. I. Организационная часть.
- Приветствие.
- Сообщение темы и целей уроков.
II. Повторение домашнего задания.
1. Работа по карточкам на месте (дописать фразу):
К1
а) переход вещества из твердого состояния в
жидкое называют... (плавление);
б) температура, при которой
вещество плавится, называют...
(температурой плавления
вещества);
в) переход вещества из жидкого
состояния в твердое называют...
(отвердевание или
кристаллизация).
К2
а) температуру, при котором вещество отвердевает, называют... (температурой отвердевания);
б) физическая величина, показывающая, какое
количество теплоты необходимо сообщить
кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при
температуре плавления полностью перевести его в
жидкое состояние, называется... (удельной
теплотой плавления);
в) при температуре плавления внутренняя
энергия вещества в жидком состояние...(больше)
внутренней энергии такой же массы вещества в
твердом состоянии;
К3
а) средняя кинетическая энергия и скорость молекул в охлажденном расплавленном веществе ... (уменьшаются);
б) явление превращения жидкости в пар называется ... (парообразованием);
в) парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется... (испарением).
К4
а) пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется... (насыщенным паром);
б) пар, не находящийся в динамическом
равновесии со своей жидкостью, называется...
(ненасыщенным паром);
в) явление превращения пара в жидкость называется... (конденсацией).
K5
а) интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре, называют... (кипением).
б) температура, при которой пар,
находящийся в воздухе, становился
насыщенным,
называется ... (точкой росы);
в) физическая величина, показывающая,
какое количество теплоты необходимо,
чтобы
обратить жидкость массой 1 кг в пар без
изменения температуры, называется... (удельной
теплотой парообразования).
2. Работа у доски (соединить стрелками обозначения физических величин):
количество теплоты | |
масса | |
удельная теплота плавления | |
энергия | |
относительная влажность воздуха | |
удельная теплота сгорания | |
удельная теплота парообразования | |
удельная теплоемкость |
|
температура |
3. Работа у доски (соединить стрелками физические величины с единицами измерения)
Дж/кг кг Дж °С Дж/кг х°С |
4. Физический диктант.
- масса; (m), (кг)
- количество теплоты; (Q), (Дж)
- энергия; (Е), (Дж)
- температура; (t), (°C )
- удельная теплоемкость; (с), (Дж/ кг х°С)
- удельная теплота плавления; (?), (Дж/кг)
- удельная теплота парообразования; (L), (Дж/кг)
- удельная теплота сгорания; (q), (Дж/кг)
- относительная влажность воздуха; (?)
(в конце диктанта дети проверяют друг у друга работы и ставят оценки)
5. Работа по карточкам со всем классом (по формулам).
К1 - расчет количества теплоты, необходимого при нагревании тела или выделяемого им при охлаждении? (Q = с х m x (t2 – t1))
К2 - расчет количества теплоты, выделяемое при сгорании топлива? (Q = q x m)
К3- расчет количества теплоты, необходимое для плавления кристаллического тела, взятого при его температуре плавления и нормальном атмосферном давлении? (Q = ? х т)
К4 - расчет количества теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости любой массы, взятой при температуре кипения? (Q = L x m)
Одновременно учащиеся со слабыми знаниями работают с индивидуальными карточками (вместо точек поставить физические величины):
(Q = ... х m х (t2 – t1)) - количества теплоты, необходимого при нагревании тела или выделяемого им при охлаждении;
(Q = q х ...) - количества теплоты, выделяемое при сгорании топлива;
(Q = ... х m) - количество теплоты, необходимое для плавления;
(Q = L х ...) - расчет количества теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости любой массы, взятой при температуре кипения.
III. Решение задач.
Задача 1.
Какое количество теплоты потребуется, чтобы 29 кг воды, взятой при температуре 20 °С, нагреть до кипения и обратить в пар. Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/ кг х°С ; удельная теплота парообразования воды L = 2,26 х 106 Дж/ кг?
Задача 2.
Какая энергия расходуется для получения дистиллированной воды, если в аппарат вливают воду объемом 10 л при температуре 20 °С и нагревают до кипения, затем 2 литра выпаривают?
Задача 3.
Какая энергия выделяется при конденсации водяного пара массой 3 кг, имеющего температуру 100 °С, и охлаждении получившейся воды до температуры 50 °С?
Задача 4.
Определите количество теплоты необходимо для превращения 300 кг льда, взятого при температуре: а) 0 °С: б) -10 °С; в пар при температуре 100 °С. Удельная тепломощность льда с = 2100 Дж/ кг х°С, удельная теплота плавления льда ? = 3,4 х 10' Дж/ кг., удельная теплота парообразования L = 2,26 х 106 Дж/ кг.
Задача 5.
На рисунке представлен график измерения температуры воды в сосуде. Укажите каким процессам соответствуют участки АВ и ВС. Рассчитайте, используя данные графики, какое количество теплоты потребуется для нагревания воды массой 2 кг до кипения и последнего испарения. Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/ кг х °С .
Дополнительные карточки.
Задача 1.
Какая энергия выделяется при конденсации водяного пара массой 200 г при температуре 100°С в воду при той же температуре?
Задача 2.
На рисунке представлен график изменения температуры воды в сосуде. Укажите, какими процессами соответствуют участки АВ и ВС графика.
Задача 3.
Какая энергия выделяется при конденсации выделяемого пара массой 20 кг при температуре 100°С и охлаждении полученной из него воды до температуры 50 °С ?
Задача 4.
Какое количество теплоты требуется для плавления меди массой 2 кг, взятой при температуре 25 °С ? Температура плавления меди 1085 °С , удельная теплота плавления меди 2,1 х 105 Дж/кг.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом: § 20, упр. 10 (доделать)