Архитектура Владимиро-Суздальского княжества
Мастерская по эстетике “Архитектура Владимиро-Суздальского княжества” проводится в 7-м классе при изучении культуры Древней Руси. Целью данного урока является пробуждение впечатлений семиклассников после интегративно-образовательной экспедиции по маршруту Владимир - Суздаль – Боголюбово, изучение особенностей архитектуры Владимира и Суздаля, развитие навыков работы в группе, умений анализировать материал и творчески его представлять.
Индуктором мастерской служит видеофильм об архитектуре Владимиро-Суздальского княжества, снятый во время интегративно-образовательной экспедиции и озвученный семиклассниками. Гимназистам предлагается записать ассоциации, которые возникают во время просмотра видеоряда.
После знакомства с ассоциациями друг друга, участникам мастерской предлагается написать пятиминутное эссе “Архитектура Владимира и Суздаля”, включая в него слова из ассоциативного ряда. Гимназисты читают в группах написанные эссе, выбирают лучшее и афишируют.
Архитектура Владимира и Суздаля
Когда я впервые приехала во Владимир я была слегка разочарована. Маленький городок, ничем не отличается от моего родного города. Но это впечатление было полностью разрушено, когда мы попали на улицу Студеную, которая нам открылась “Золотыми воротами” (как они красивы в свете вечерних огней на фоне темного ноябрьского неба), а чуть далее показался белокаменный Успенский собор с золотыми куполами и Дмитровский собор, поражающий рельефными украшениями на стенах. Было ощущение что какая-то невидимая машина времени перенесла меня на несколько веков назад в Древнюю Русь, когда по улицам ходили былинные богатыри и воины князя Владимира. Фантастика!
Юля М.
Далее предлагается в группах прочитать текст об особенностях архитектуры Владимира и Суздаля (См. приложение 1) и заполнить таблицу.
Известно | Новое | Вопросы, сомнения. |
Обмен информацией внутри, а затем и между группами позволяет каждому участнику мастерской заполнить пробелы в таблице и пополнить собственные знания. Вопросы и сомнения, возникающие во время работы с материалом, помогают наметить пути самостоятельного поиска информации по данной теме.
Затем учитель предлагает семиклассникам выступить в роли экскурсовода и рассказать об отдельных памятниках архитектуры Владимира и Суздаля, используя полученную и дополнительную информацию (См. приложение 2), план анализа архитектурного памятника и репродукцию (фото) с его изображением.
1 группа – “Золотые ворота”
2 группа – “Успенский собор”
3 группа – “Дмитриевский собор”
4 группа – “Покрова на Нерли”
План анализа архитектурного памятника.
1. Автор. Каткие сведения о нем.
2. Время строительства. Историческая обстановка.
3. Тип здания (его назначение: дворец, храм, общественное здание)
4. Какие идеи пропагандирует (античные, древнерусские, готические)
5. Художественные средства:
а) композиция – описание здания с указанием частей, из которых оно состоит, как гармонирует с окружающей средой;
б) масштаб, пропорции, симметрия, если нарушена, то для чего;
в) ритм (готика – вертикальный, барокко – бурное движение, классицизм – плавный, строгий);
г) декор (внешние украшения): каменная резьба, лепные украшения, скульптуры, пилястры, аркатурные фризы, колонны, мозаика и т.д.
6. К какому стилю относится (романскому, готическому, древнерусскому, базилика, барокко и т.д.)
7. В чем новаторство автора архитектурного произведения.
Когда работа в группах закончена, участники мастерской проводят экскурсию и афишируют свои проспекты-характеристики исторических памятников.
Мастерскую завершает рефлексия, гимназисты отвечают на вопросы:
- в какой момент урока вы испытывали затруднения?
- в момент написания пятиминутного эссе (Стас В);
- в момент выступления с рассказом экскурсовода (Аня Г.);
- в момент работы в группе, мне все время хотелось делать все самой (Ксюша Л.)
- что на уроке понравилось?
- работать в группе (Влад В);
- просмотр фильма о Владимире и Суздале (Коля С.).
- что понравилось в работе одноклассников?
- пятиминутные эссе (Наташа М.);
- рассказы экскурсоводов (Никита К).