Урок математики в 5-м классе по теме: "Наименьшее общее кратное"

Разделы: Математика


Цели урока:

- вывести алгоритм нахождения НОК чисел на основе их разложения на простые множители, сформировать способность к использованию выведенного алгоритма для решения задач;
- повторить и закрепить : понятие простого и составного числа, разложение чисел на простые множители, НОД чисел.

Ход урока:

1 этап. Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

(«Хочу и могу»)

Организационный момент. Проверка д/з

Здравствуйте, ребята.

На прошлом уроке мы закончили тему «Наибольший общий делитель», и вы получили творческое задание.

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

Вы прекрасно справились с творческим заданием.

(Выставка творческих заданий детей)

2 этап. Актуализация знаний и мотивация. (4-5 мин)

(Актуализация и затруднение.)

Работа устно:

  1. Назовите простые делители числа 6, 8, 10.
  2. а= 2•2•3•5•7
    в=2•3•3•7•5
    с=3•5•7•11
    Можно ли утверждать, что числа а, в и с кратны 14?
    Найдите частное от деления а на 14, в на 14?
    Во сколько раз нужно увеличить а, чтобы получить число, кратное в?
  3. Назовите несколько чисел, кратных 7,6,11.
  4. Найдите подбором НОК(10,20), НОК(12,18)? НОК(360, 1020)?

3 этап. Постановка учебной задачи (4-5 мин)

(Где и почему? Что сделать? Цель урока. Тема урока)

Трудно? А в чем проблема? Не подходит способ?

Как вы считаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке и какова цель нашего урока?

(уч-ся называют тему и цель урока)

Открываем тетради, записывание число и тему урока.

4 этап. «Открытие» детьми нового знания. (7-8 мин)

(Алгоритм нахождения)

Ребята, мы с вами обязательно должны найти способ решения задачи.

Что вы заметили в примерах?

Давайте попробуем составить алгоритм нахождение НОК.

(Алгоритм составляют дети)

Алгоритм

  1. Разложить числа на простые множители.
  2. Выписать разложения одного из них
  3. Добавить недостающие множители из разложения оставшихся чисел
  4. Найти произведение (если нужно).

Посмотрите, какие мы молодцы!

5 этап. Первичное закрепление (4-5 мин).

(внешняя речь)

К доске вызывается один учащийся. Решение примера с проговариванием вслух алгоритма.

Нок (360,1020) =2•2•2•3•3•5•17

360 img1.JPG (1377 bytes) 2 1020 img1.JPG (1377 bytes) 2
180 2 510 2
90 2 255 3
45 3 51 3
15 3 17 17
5 5 1
1

№ 690(8)

Решение примера с проговариванием вслух алгоритма.

НОК (58,87,435)= 2•29•3•5

58 img1.JPG (1377 bytes) 2 87 img1.JPG (1377 bytes) 3 435 img1.JPG (1377 bytes) 3
29 29 29 29 145 5
1 1 29 29
1

Работа в парах № 690(5). Алгоритм проговаривают друг другу.

НОК(300,264)= 2•2•3•5•5•2•11

300 2 264 2
150 2 132 2
75 3 66 2
25 5 33 3
5 5 11 11

Устали писать?

№ 695 устно. Что это за числа? Чему равен их НОК ?

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 мин)

(самоконтроль +самооценка)

1 вариант 2 вариант
НОК (18,24) НОК (28,42)
НОК (48,26,105) НОК (18,34,98)

У кого все получилось?

Кто ошибся и нашел свою ошибку?

7 этап. Включение в систему знаний. (7-8 мин)

(Применение нового знания + повторение и закрепление ранее изученного)

№ 697. Докажи истинность равенства.

НОК (18,24) •НОД (18,24)= 18•24

НОК (3,6) •НОД(3,6)= 3•6

Гипотеза НОК (а, в)•НОД (а, в) = а•в истинна

8 этап. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 мин)

Что узнали нового на уроке?

Что научились делать?

Как вы считаете, это нам пригодится?

Оцените себя сами.

Оценки за урок. Д/з № 713 (1,2), 714(1,3)

Доска бела от мела
Рука устала, затекла спина
Мы друг на друг смотрим очумело,
А все-таки задача решена!
Додумались! Добились! «Раскололи»!
Намаялись, однако же смогли!
Забыли о кино и о футболе
Звонку не рады - до чего дошли.