Тема урока: "Род имен существительных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Закрепить знания об имени существительном.
  2. Познакомить с приёмами определения рода имен существительных.
  3. Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, тренировать память, вырабатывать внимательность и наблюдательность.
  4. Воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.

Ход урока

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

  • Запишите в тетрадях число, классная работа.
  • Сегодня мы пойдем в гости, а к кому вы узнаете позже.
  • Что нужно взять с собой, когда идете в гости?
  • Да, надо не забыть взять с собой волшебные слова. Одно из них наше новое словарное слово.

(Читает ученик.)

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят... (спасибо)

  • Как узнать значение и происхождение слова? (Словарь)

Пока один ученик работает со словарем, остальные предполагают.

  • Что обозначает слово “СПАСИБО”?

Из словаря: когда-то вместо этого слова произносилось сочетание двух слов: “Спаси (тебе) Бог”, как исполненное благодарности пожелание.

На доске: СПАСИ БОГ. ( “Г” убрать, остальное соединить, чтобы получилось СПАСИБО.)

  • Запишите в словарь и в тетрадь новое слово: спасибо.
  • Подарком для хозяина будут наши знания о нем.
  • Жителей Емельяново — называют емельяновцы, жителей Красноярска - красноярцы, жителей Москвы - москвичи, а жителей города Речь - части речи.
  • Догадайтесь, к какой именно мы пойдем в гости.

Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.

(На доске появляется дом и Имя Существительное.)

Что знаете об имени существительном?

(На доске ребус)

шаР + зОнт + Душ = РОД

На доске: Род имён существительных.

Род - это семья, родня. Мы сегодня узнаем, какая родня у имени существительного.

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: “Кто узнает “секрет” как их различить, тот будет награжден”. Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: “Пусть они будут мои”. Жена схватила слова себе и сказала: “Мои”. А все остальные остались на середине - лишние. Пришли они к существительному и говорят:

  • Вот ключ к моим словам, и говорит: “ОН, МОЙ”.
  • А вот ключ к моим словам, и говорит: “ОНА, МОЯ”.
  • Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)
  • А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)
  • Как назвать род слов по середине? (СРЕДНИЙ)
  • Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)

На доске появляется:

Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал: “Спасибо”.

  • С тех пор существительное не путает род и говорит:

На доске:

Женский род запомню я
И скажу: “Она — моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он — мой”.
Средний род:”Оно - моё”.
Это правило - моё!

  • Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит.

Работа в группах.

Слова на парте разложить по родам.

Место, дом, местность, рояль, мир, страна, тетрадь, дерево, озеро, платье, улица, переулок.

“Спасибо”

Проверка у доски.

  • Где можно проверить наши знания?
  • Откройте учебник с. 152, правило.

№405 (проверка в парах). “Спасибо”

Физ.минутка (музыкальная). “Спасибо”

  • Как узнать род имени существительного?

Имя Существительное:

- Что вы можете сказать об этих словах?

лебедь
врач
учитель
директор

Определите их род. (Если проблема не решается, то остается на дом.)

У нас вызвали затруднения одушевленные существительные, а очень интересное про неодушевленные существительные расскажет....(ученик)

В разных языках неодушевленные существительные имеют разный род. Например:

Берёза - рус.яз (ж.р.), литовский (м.р.)
Сосна - рус.яз (ж.р.), немецкий (м.р.)
Тыква – рус.яз. (м.р.), немецкий (м.р.)
Год, рецепт - рус.яз. (м.р.), немецкий (ср.р.)

В английском языке у неодушевленных существительных нет рода.

“Спасибо”

Вот какой интересный дедушка Имя Существительное. Он предлагает нам игру “Животные” - найди пару.

КОТ (м.р.) - (ж.р.) КОШКА
ЛЕВ (м.р.) - (ж.р.) ЛЬВИЦА
БАРАН (м.р.) - (ж.р.) ОВЦА
УТКА (ж.р.) - (м.р.) СЕЛЕЗЕНЬ
ПЕТУХ (м.р.) - (ж.р.) КУРИЦА

У каждого карточки на парте. Найди ошибки (по уровню: красная карточка сильным - найти ошибки; синяя карточка средним - на полях обозначено количество ошибок на строке; зеленая карточка слабым - найти ошибки в подчеркнутых словах).

Если 6 я была собакой
и пошла зимой гулять,
мне ни варежки, ни шубку
не пришлось бы надевать.
Я бы в школу не ходила -
Был бы вечный выходной!
Я б мальчишек укусила,
что вчера дрались со мной.
Я б совсем не мыла лапы, молоко бы не пила,
и без мамы, и без папы
я б щеночка завела!

“Спасибо”

Итог.

Оцени себя (у каждого карточки с именем, они их прикрепляют на доску около “5”, “4” или “3”). Докажи свою оценку (несколько спросить).

“Спасибо”

По схеме:

- Мне понравилось...
- Я даже и не думал...
- Я сегодня узнал...

“Спасибо”

Как принято в гостях, хозяин угощает. Вот и Имя Существительное вас угощает фруктами, но, мальчики, возьмите фрукты мужского рода (банан), девочки - ж.р.(груша), а фрукт какого рода достанется нашим гостям? (ср.р. - яблоко).

Все скажем: “Спасибо”