Цели:
- Закрепить знания об имени существительном.
- Познакомить с приёмами определения рода имен существительных.
- Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, тренировать память, вырабатывать внимательность и наблюдательность.
- Воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
Ход урока
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Сегодня мы пойдем в гости, а к кому вы узнаете позже.
- Что нужно взять с собой, когда идете в гости?
- Да, надо не забыть взять с собой волшебные слова. Одно из них наше новое словарное слово.
(Читает ученик.)
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят... (спасибо)
- Как узнать значение и происхождение слова? (Словарь)
Пока один ученик работает со словарем, остальные предполагают.
- Что обозначает слово “СПАСИБО”?
Из словаря: когда-то вместо этого слова произносилось сочетание двух слов: “Спаси (тебе) Бог”, как исполненное благодарности пожелание.
На доске: СПАСИ БОГ. ( “Г” убрать, остальное соединить, чтобы получилось СПАСИБО.)
- Запишите в словарь и в тетрадь новое слово: спасибо.
- Подарком для хозяина будут наши знания о нем.
- Жителей Емельяново — называют емельяновцы, жителей Красноярска - красноярцы, жителей Москвы - москвичи, а жителей города Речь - части речи.
- Догадайтесь, к какой именно мы пойдем в гости.
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
(На доске появляется дом и Имя Существительное.)
Что знаете об имени существительном?
(На доске ребус)
шаР + зОнт + Душ = РОД
На доске: Род имён существительных.
Род - это семья, родня. Мы сегодня узнаем, какая родня у имени существительного.
Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: “Кто узнает “секрет” как их различить, тот будет награжден”. Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: “Пусть они будут мои”. Жена схватила слова себе и сказала: “Мои”. А все остальные остались на середине - лишние. Пришли они к существительному и говорят:
- Вот ключ к моим словам, и говорит: “ОН, МОЙ”.
- А вот ключ к моим словам, и говорит: “ОНА, МОЯ”.
- Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)
- А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)
- Как назвать род слов по середине? (СРЕДНИЙ)
- Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)
На доске появляется:
Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал: “Спасибо”.
- С тех пор существительное не путает род и говорит:
На доске:
Женский род запомню я
И скажу: “Она — моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он — мой”.
Средний род:”Оно - моё”.
Это правило - моё!
- Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит.
Работа в группах.
Слова на парте разложить по родам.
Место, дом, местность, рояль, мир, страна, тетрадь, дерево, озеро, платье, улица, переулок.
“Спасибо”
Проверка у доски.
- Где можно проверить наши знания?
- Откройте учебник с. 152, правило.
№405 (проверка в парах). “Спасибо”
Физ.минутка (музыкальная). “Спасибо”
- Как узнать род имени существительного?
Имя Существительное:
- Что вы можете сказать об этих словах?
лебедь
врач
учитель
директор
Определите их род. (Если проблема не решается, то остается на дом.)
У нас вызвали затруднения одушевленные существительные, а очень интересное про неодушевленные существительные расскажет....(ученик)
В разных языках неодушевленные существительные имеют разный род. Например:
Берёза - рус.яз (ж.р.), литовский (м.р.)
Сосна - рус.яз (ж.р.), немецкий (м.р.)
Тыква – рус.яз. (м.р.), немецкий (м.р.)
Год, рецепт - рус.яз. (м.р.), немецкий (ср.р.)
В английском языке у неодушевленных существительных нет рода.
“Спасибо”
Вот какой интересный дедушка Имя Существительное. Он предлагает нам игру “Животные” - найди пару.
КОТ (м.р.) - (ж.р.) КОШКА
ЛЕВ (м.р.) - (ж.р.) ЛЬВИЦА
БАРАН (м.р.) - (ж.р.) ОВЦА
УТКА (ж.р.) - (м.р.) СЕЛЕЗЕНЬ
ПЕТУХ (м.р.) - (ж.р.) КУРИЦА
У каждого карточки на парте. Найди ошибки (по уровню: красная карточка сильным - найти ошибки; синяя карточка средним - на полях обозначено количество ошибок на строке; зеленая карточка слабым - найти ошибки в подчеркнутых словах).
Если 6 я была собакой
и пошла зимой гулять,
мне ни варежки, ни шубку
не пришлось бы надевать.
Я бы в школу не ходила -
Был бы вечный выходной!
Я б мальчишек укусила,
что вчера дрались со мной.
Я б совсем не мыла лапы, молоко бы не пила,
и без мамы, и без папы
я б щеночка завела!
“Спасибо”
Итог.
Оцени себя (у каждого карточки с именем, они их прикрепляют на доску около “5”, “4” или “3”). Докажи свою оценку (несколько спросить).
“Спасибо”
По схеме:
- Мне понравилось...
- Я даже и не думал...
- Я сегодня узнал...
“Спасибо”
Как принято в гостях, хозяин угощает. Вот и Имя Существительное вас угощает фруктами, но, мальчики, возьмите фрукты мужского рода (банан), девочки - ж.р.(груша), а фрукт какого рода достанется нашим гостям? (ср.р. - яблоко).
Все скажем: “Спасибо”