Стремление к красоте, к добру – неотъемлемая часть жизни человека. Разрушения, убийства, жестокость, грубость вызывают у людей только негативные эмоции, и если кто-то стремится к таким действиям, значит нужно задуматься о его психическом здоровье, уровне воспитания, образования и состоянии общества в целом. Необходимо рассматривать человечество как единое целое, где любой человек в равной мере достоин любви и уважения.
Чем бы ни занимались люди (науками, воспитанием детей и т. д. ), они всегда стремятся к красоте, комфорту, уюту, усовершенствованию. Не каждый становится писателем, художником, музыкантом, но многие – поистине мастера своего дела. Чувствующий человек всегда стремится понять законы красоты и следовать им.
В дошкольный период дети много играют и через игры постигают окружающий мир. Школа же сразу предлагает жесткую структуру получения знаний и умений по предметам, почти не оставляя места миру фантазии, воображения, мало обращая внимания на развитие психофизических качеств ученика.
Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной педагогики.
Задачи предмета:
- раскрытие индивидуальных способностей ученика в т. ч. эмоционально-образного восприятия окружающего мира;
- развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения);
- воспитание чувства ответственности перед коллективом;
- обогащение духовного мира.
Курс “Творчество” решает задачи комплексного развития детских способностей через игру, развитие совершенствования основных психических процессов ребенка (ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, эмоции) и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Он аккумулирует в себе элементы эстетики, риторики, пластики и литературы. Универсальность этого учебного курса в том, что он не замыкается в рамках урока, а способствует оживлению внеурочной работы в школе, с опорой на самотворчество ребят.
Он способствует сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, развивает образное мышление, приближает их к знаниям не только через разум, а и через чувства, эмоции. Выполняя простейшие, доступные им задания, развивающие индивидуальные психофизические процессы, а потом, участвуя в более сложных ситуативных играх (играх-импровизациях), ученики соотносят свои действия с действиями партнеров, ищут новые средства самовыражения. И все это достигается через ИГРУ – любимое дело детей.
Этот курс предмета “Творчества”, я выбрала не случайно. Прежде всего, я исходила из того, что во-первых не будет ориентировать ребят на “актерство”, хотя многие задания и выполняются на сцене, и, во-вторых, будет способствовать объединению таких предметов, как музыка, ИЗО и технология (рукоделие) в едином творческом процессе подготовки и проведения конкурсов между командами.
Игры в школе используются постоянно. Многими учителями начальных классов они принимаются на детских праздниках, иногда вводятся в урок. На моих занятиях в группе продленного дня игры обеспечивают мотивацию познания себя, товарищей и окружающего мира, незаметно формируют у детей необходимые навыки и умения. Возьмем в качестве примера развитие такого важного качества, как смелость публичного выступления. Чего греха таить, в школе на уроках мы часто видим “зажатых”, неконтактных ребят, плохо формулирующих свои мысли и вопросы, затрудняющихся связно изложить выученный материал. И это часто идет не от способностей, а от страха, что на него обращено внимание нескольких десятков слушающих. Снять такое напряжение можно только путем многократного погружения в подобную обстановку. Тогда она станет привычной. Это происходит когда, например, ученик получает задание продемонстрировать повадки какого- нибудь животного на сцене. Он уже не замечает зрителей, он увлечен выполнением задачи, а если иногда и смущается, то при повторах обязательно справляется с этим состоянием. Впоследствии подмостки становятся для него привычным местом, где он может не только показать что-нибудь, а и рассказать, чувствуя себя при этом свободно, раскованно.
Я на своих занятиях начинаю все-таки с безмолвных показов, чтобы не помешать его воображению, когда ребенок выходит перед своими сверстниками “в образе”.
Первая моя задача – сделать публичный показ легким и привычным делом. Особенно это касается детей замкнутых и малоконтактных, которых надо подбодрить и поощрить, помочь им преодолеть скованность при выступлении. Товарищи по классу, привыкшие таких учеников не замечать, вдруг с интересом обнаруживают в них что-то новое, проникаются уважением к нему.
Уникальность моих занятий состоит в том, что они объединяют детей общей деятельностью, в которой возникают ощущения взаимной зависимости, учит чуткости по отношению к товарищу, воспитывает чувство коллектива и ответственности перед ним.
Другим важным выводом является то, что наши занятия не утяжеляют учебную нагрузку, а наоборот, облегчают ее.
На своих занятиях я часто опираюсь на любовь детей к животному миру. Сценическое воплощение образов животных не только придает веселый характер занятиям, но и побуждает наблюдать за привычками и повадками животных, проникать во внутренний мир животного, узнавать больше о его жизни (чем не помощь “природоведению”), вызывает теплые чувства к “братьям нашим меньшим”.
В дальнейшем я в своих занятиях с детьми перехожу к исследованию отношений между людьми разных профессий и характеров, а это прямой путь к познанию человеческой психологии. И опять это обеспечивает игра.
На наших занятиях мы не только используем упражнения и задания театральной педагогики, но и вводим в урок всем известные занимательные и подвижные игры. Главное сохранить баланс, чтобы урок развивал детей, а не только развлекал.
Особое место в моей программе занимает раздел по развитию техники речи. Проведение упражнений по развитию речи не требует особого профессионализма. Как выработать правильное дыхание, “размять” свой речевой аппарат – этому учатся дети на наших занятиях. А заучивание большого количества пословиц и скороговорок приобщает ребят к народной мудрости и стимулирует использование пословиц в разговорной речи.
Обеспечение связи школы с семьей – очень важная проблема, которую решает современная школа. И здесь наши занятия играют положительную роль! В процессе занятий через детей вовлекаем в нашу деятельность и родителей. Родители помогают ребенку придумать и изготовить свой “костюм” к празднику или деталь реквизита. Так они становятся нашими соучастниками и зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.
Участие в занятиях курса “Творчества”, приобретенные там навыки помогают школьнику в учебе, а классному руководителю позволяет сплотить коллектив и наладить увлекательную внеурочную работу.
Программа рассчитана на годичный курс обучения, с учетом 32 часа в учебном году (1час в неделю), в группе продленного дня для 1-4 классов общеобразовательной школы.
Тематическое планирование разработано в 2005-06 учебном году. За основу взята авторская программа Ю. В. Колчеева “Театрализованные игры в школе” для I-IV классов общеобразовательной школы.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КЛУБНОГО ЧАСА в ГПД - 3-4 классов
Тема: "Перекрестки и их виды. Дорожная разметка. "
Цель занятия:
1. Повторить различные виды перекрестков, дорожную разметку.
2. Познакомить учащихся с линией разметки "Стоп".
Задачи:
1. Изучение правил дорожного движения.
2. Воспитывать: внимание, осторожность, терпеливость, умение анализировать дорожные ситуации.
РИЛ: (Развитие Индивидуальности Личности)
3. Развивать творческие способности учащихся.
4. Развивать креативность личности, умение нестандартно мыслить, индивидуально принимать решения.
Наглядные пособия: схемы перекрестков, линий дорожной разметки.
Оборудование: маски для сценки. (изготовлены детьми самостоятельно).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы.
Сегодня на занятии мы с вами повторим различные виды перекрестков, дорожную разметку и познакомимся с линией разметки "Стоп".
III. Актуализация знаний (фронтальная работа).
Контрольные вопросы:
1. Что такое перекресток?
Перекресток - это место пересечения двух и более улиц или дорог.
2. Какие виды перекрестков вы знаете?
Перекрестки бывают трехсторонние, четырехсторонние и площади.
3. Чем отличается регулируемый перекресток от нерегулируемого?
Регулируемые имеют регулировщика или светофор. Нерегулируемые перекрестки не имеют регулировщика, а светофор либо отсутствует, либо включен на желтый мигающий сигнал.
4. Как нужно переходить регулируемый перекресток?
Регулируемые перекрестки нужно переходить на пешеходных переходах, руководствуясь сигналами светофора или регулировщика.
5. В чем сложность перехода нерегулируемого перекрестка?
Для перехода нерегулируемого перекрестка пешеход должен сам принять решение, когда начинать переход и каким темпом двигаться, определить место для перехода. При этом пешеход должен сам самостоятельно оценить скорость движущихся к переходу транспортных средств и расстояние до них.
6. Какие дорожные разметки вы знаете?
Осевая линия; сплошная линия желтого цвета; "зебра" или - пешеходный перехо; " Островки безопасности".
7. Что такое осевая линия?
Дорожная разметка имеет: осевую линию, разделяющую проезжую часть на две равные части, по которым движутся встречные потоки автомашин.
8. Как надо вести себя пешеходу на "осевой линии"?
Как правило, всю ширину проезжей части рекомендуется преодолевать за один прием, не останавливаясь и не задерживаясь без необходимости. Однако совершить такой переход удается не всегда, и излишняя поспешность здесь совершенно не нужна. Сложность ситуации, которая возникает в этом случае, когда пешеход вынужден прервать переход и останавливаться по середине проезжей части, носит психологический характер.
Нужно быть спокойным и выдержанным, не пугаться и до конца дождаться остановки транспорта.
9. Что такое " Островок безопасности"?
"Островки безопасности" - они имеются на улицах с двухсторонним движением. Обычно "островки безопасности" устраиваются в виде небольшого возвышения на проезжей части улицы или разметки белыми линиями. Машинам запрещено заезжать на "островки безопасности" даже при отсутствии на них пешеходов.
10. Как обозначается "зебра" и в чем ее назначение?
"Зебра" - это разметка пешеходного перехода. Линии пешеходного перехода наносятся на перекрестках или в других удобных для перехода местах. Переходы могут обозначаться сплошными линиями вдоль проезжей части по всей длине перехода ("зебры") или пунктирными линиями поперек проезжей части. Эта разметка обозначает пешеходный переход, где движение регулируется светофором.
IV. Объяснение нового элемента дорожной разметки - Линия "Стоп".
Линия "Стоп" предназначена для водителей и наносится за 2 метра до пешеходного перехода. Эта линия показывает место остановки транспорта при запрещающем сигнале светофора или регулировщика, водитель должен остановиться.
V. Работа над отрывком из рассказа Ф. Жички "Один человек и сто машин".
1. Чтение учителем рассказа.
… И еще один регулируемый перекресток увидили мы. Первым заметил его Петя.
- Посмотрите. – сказал он мне. - Постовой руководит движением, потому что светофор неисправный.
Светофор действительно не работал. Но не потому, что был не исправен. Его просто отключили. Такая необходимость появляется часто, когда меняется привычный для этого места ритм движения. Скажем, на соседней улице начали ремонтировать мостовую, закрыли проезд. Или изменилась погода: пошел густой снег, надвинулся туман. В таких условиях водителю трудно заметить сигналы светофора. Тогда на пост выходит регулировщик- человек в милицейской форме с полосатой палочкой в руке.
- Его сигналы понять труднее, чем сигналы светофора, - заметил Петя.
- Ничего, водители трамваев, троллейбусов, автобусов, легковых автомобилей и мотоциклов хорошо понимают и выполняют сигналы регулировщика. А нам с тобой надо знать одно святое правило: переходить улицу можно только тогда, когда на ней становилось движение всех видов транспорта.
- Я заметил, - добавил я. - Поднятая рука тоже запрещает выезд на перекресток…
2. Беседа по прочитанному. Вопросы для обсуждения;
Какой перекресток называется регулируемым?
Когда появляется необходимость в регулировщике на регулируемом светофорами перекрестке?
- При каком положении регулировщика запрещено переходить перекресток?
- При каком положении разрешается переходить перекресток?
- Что означает желтый сигнал светофора?
Инсценировка стихотворения С. Михалкова "Бездельник Светофор"
Цель занятия:
1. Форирование творческой личности школьника средствами театральной педагогики.
Задачи:
1. Изучение правил дорожного движения.
2. Развивать внимание, воображение и творческие способности.
3. Учить передовать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою.
РИЛ: (Развитие Индивидуальности Личности)
4. Развивать творческие способности учащихся.
5. Развивать креативность личности, умение нестандартно мыслить, индивидуально принимать решения.
Наглядные пособия: макет светофора.
Оборудование: маски для сценки. (изготовлены детьми самостоятельно).
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Инсценировка стихотворения С. Михалкова “Бездельник Светофор”.
Ведущий: (Мастеренко А. - 3 “Б”)
В лесу, где все без правил
Ходили до сих пор,
Однажды появился
Дорожный светофор.
Откуда-то с дороги
Принес его Медведь. (Кашкина М. 3 “Б”)
И звери прибежали
На технику смотреть.
И первым начал Ежик:
Ежик: (Воловик А. 3“б”)
Какая ерунда!
Нужны для светофора
И ток, и провода.
И если он не будет,
Как следует гореть,
То нам на эту штуку
Не стоит и смотреть!
Волк: (Алиева А. 3“А”)
Я с Ежиком согласен! -
Сказал, зевая Волк. -
А если б он работал.
Какой в нем был бы толк.
Когда гоню я зайца,
Мне просто смысла нет
Бежать на свет зеленый,
Стоять на красный свет!
Зайчишка: (Трофимов Г. 3 “А”)
- И я, - сказал Зайчишка, -
Когда уже бегу,
Следить за светофором,
Простите, не могу.
Лиса: (Шмакова М. -3 “А”)
У нас, - Лиса сказала. -
Порядки здесь свои,
И нам на перекрестке
Не нужен пост ГАИ!
Крот: (Рубан В.. -3 “А”)
Мне тоже он не нужен!
Сказал из норки Крот.
Я сам себе пророю
Подземный переход!
Сова: (Курлин Е. 3“Б”)
Услышав над собою
Разумные слова,
Я вообще летаю!
Прогукала Сова.
Ведущий: (учитель)
Осталось все как было.
Шумит дремучий бор…
Качается на ветке
Бездельник светофор,
Но мы с тобой не зайцы,
Не волки, не кроты
Хожу я на работу,
А в школу ходишь ты.
А мимо мчат машины,
Включив огни свои,
И нам на перекрестках
Нужны посты ГАИ!
Они нам помогают,
Нас учат с малых лет
Шагать на свет зеленый,
Стоять на красный свет.
III. Вопросы:
- Почему автор назвал так стихотворение?
- Могут ли отказаться от светофора люди?
- На каких перекрестках устанавливаются светофоры?
IV. Итог занятия.
Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Что вам особенно понравилось на нашем клубном часе?