Цели:
- Познакомить с особенностями русской народной праздничной одеждой.
- Развивать знания о традициях народной одежды.
- Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны.
Оборудование:
- Рисунки с изображениями женского праздничного костюма разных губерний.
- Репродукция с картин Аргунова, Тропинина, К. Васильева.
- Модель платья, по мотивам русской народной одежды.
- Аудиозапись народных мелодий – плясовые, протяжные.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы.
Учитель показывает одежду разных народов.
Кому принадлежит одежда? (Костюм древнегреческий, японский, средневековый.)
Как вы думаете, когда появилась одежда?
От чего зависит тот или иной характер одежды разных народов?
Является ли одежда выражением определённых представлений о красоте?
Выслушиваются ответы детей.
В ходе беседы становятся ясно, что одежда - предмет первой необходимости. Полезные функции: укрывать тело от непогоды, палящего солнца. Эстетические: подчёркивает красоту фигуры человека.
А как вы думаете, каким был идеал женской красоты на Руси?
Выслушиваются ответы детей.
Выясняем – женщина должна иметь статную фигуру, гордую осанку, плавную походку, белый цвет лица с ярким румянцем, соболиные брови.
Ко всему сказанному подходят строки А. С. Пушкина “А сама – то величава, выступает, будто пава….
Все русские одежды были подчинены этому идеалу; зрительно создавая прекрасный величественный образ.
Именно о женской праздничной одежде пойдёт сегодня речь.
3. Знакомство с новым материалом.
Традиционный женский праздничный наряд часто называли “Сарафанным комплексом”, так как основные его части - рубаха и сарафан.
Интересно, что слово “сарафан” впервые встречается на Руси в документах XIV века, применительно к мужской одежде.
Наиболее древний тип женского сарафана – шушпан с сплошным передним полотнищем. Встречались и другие названия – кумашник, набоешник, шторник. Шили сарафаны из домотканых тканей и из покупных. Популярен был кумач, но для очень нарядной одежды брали атлас, а в зажиточных семьях – парчу.
Рубаха – рубаху наши предки носили с незапамятных времён. Это подтверждается множеством поверий. Собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продаёшь своё счастье. В народе ценились люди? готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку.
Рубахи шили из домотканых тканей, украшали яркой вышивкой. В вышивках запечатлены образы народного творчества – конь, птицы, дерево жизни.
На Руси никогда не ходили распояской, и первой “одеждой”, которую получал новорождённый, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые разные опояски: тканевые, вязанные, плетёные. Многие были со словесами – искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто имена или надписи “Кого люблю, того дарю”.
Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему обычаю, замужняя женщина не показывалась на люди простоволосой – это считалось большим грехом. Название головных уборов напоминали о птицах.
Кокошник – (Кокош курица)
Кичка – (Кичет лебедь)
Сорока
Праздничный кокошник расшивался узорами, речным жемчугом. В XVIII веке иные кокошники стоили 1000рублей, в то время как хорошая лошадь стоила 10 рублей.
Смотрим на доску. На доске рисунки праздничных женских русских костюмов разных губерний.
Одежда разных губерний отличалась друг от друга, но едино оставалось то, что в основу костюма входили рубаха, сарафан, пояс, головной убор.
Своеобразен сибирский костюм. Русские люди переселялись в Сибирь из самых разных мест, европейской России. Со временем их привычные наряды менялись в новых природных условиях. Они заимствовали у местного населения тёплую одежду, обувь. В низовьях Оби мужчины и женщины носили ненецкую малицу из оленьего меха. Освоили новые ткани, уже не лён, а хлопчатобумажная даба, привезённая из Китая.
Праздничная одежда самая богатая, надевали ее 3 – 4 раза в год, в самые торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
А вот перед вами современная модель одежды. Выходит девочка в сарафане, кружится под музыку.
Эта модель разработана на основе использования элементов народной одежды. Художник – модельер нашёл совершенно новый пластический силуэт.
Красота русской народной одежды гармонична, самобытна. Мудрая красота – главное свойство русской народной одежды. И как всё русское декоративное искусство – это воспитатель хорошего вкуса.
4. Практическая работа.
А сейчас переходим к практической работе. Сегодня вы на уроке художники – модельеры, будите создавать свои модели русской праздничной одежды. Работаем на формате А3. Простым карандашом намечаем контур сарафана и рубахи, намечаем вышивку. Затем переходим к цвету, работаем гуашью, используем кисти разной толщины.
Дети работают самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Задание на дом: вырезаем сарафан.
Итог подводится на следующим уроке. Работы выставляются и анализируются. Выбираются лучшие работы учащихся.