I. Истоки взаимопонимания семьи и детского сада (из истории вопроса).
“Понять ….. современность, понять нашу эпоху, ее значение, ее величие (по словам академика Д.С.Лихачева) можно только на огромном историческом фоне - в свете минувших веков”.
Понимая, что дошкольное учреждение - это живой организм, система, которая обязательно должна меняться, развиваться, мы, педагоги, чувствуем поддержку, обращаясь к наследию прошлого, убежденные в том, что только изучив, опираясь на его лучшие традиции общественного, семейного воспитания, мы сможем найти взаимопонимание, взаимоподдержку семьи воспитанника, сделать жизнь детей яркой, интересной, проникнутой вечными ценностями человеческих отношений.
Воспитание детей - старейшее из человеческих дел. В древности его считали самым трудным из всех занятий, называли искусством. Сегодня мы черпаем познания в вопросах взаимодействия организованного (общественного) и семейного воспитания в истоках народного творчества и сочинениях просветителей, которые много внимания обращали на роль родителей в воспитании детей, на принципы семейного воспитания, изложенные в “Домостроях”, “Поучениях”.
Прошлое породило и проблемы, которые решаются до сих пор, а именно: как совместить семейное воспитание с организованным общественным. В чем его суть?
А она (суть) заключается в следующем: на протяжении полутора веков со дня открытия первого детского сада в России (частный детский сад А.С. Симонович) решался и продолжает решаться вопрос: как сочетать детский сад и семью в вопросах обучения, воспитания ребенка? В каких отношениях должны находиться детский сад и семья: дополнять друг друга, противоречить, компенсировать недостатки друг друга? Первый детский сад, открытый в первой четверти XIX века в Западной Европе Фридрихом Фребелем, являлся “.... дополнением семейного воспитания в тех случаях, когда в семье не имеется других подходящих по возрасту детей, когда мать не имеет достаточно времени или знаний, чтобы руководить занятиями маленьких детей, когда житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка”.[1]
По утверждению А.С.Симонович наступает такой период развития, когда помимо нравственного влияния, взрослые должны знакомить его с усовершенствованием ума. Оказывается необходимым, чтобы воспитание перешло (подчеркиваю) из рук родителей к посторонним лицам, специально занимающимися передачей познаний умственных. Передача воспитания пройдет плавно, если есть взаимопонимание семьи и воспитателя. В этом случае приоритет семьи признается, поддерживается, дополняется. За воспитание ответственна “семья”.[2]
После 1917 года все детские сады в нашей стране стали организованными (общественными, с четкой централизацией всей системы воспитания). Воспитание в детских садах рассматривалось, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, часто как средство борьбы с пережитками семейного воспитания (мещанского). В семье видели помеху или враждебность общественному воспитанию. Государственная политика в сфере воспитания была направлена на то, чтобы семейное воспитание подчинить тем же принципам, что и общественное, ориентироваться на те же цели, задачи, что и государственное. Таким образом, семья постепенно отлучалась от ответственности за своих детей, отстранялась от воспитания. Очевидная истина, что самый даже очень хороший детский сад не может и не должен подменять семью, была забыта, семья отодвинута на задний план.
Разрабатывая концепцию взаимодействия детского сада и семьи воспитанника, педагоги детского сада посчитали свои долгом обязательно изучить многовековой педагогический опыт о взаимоотношении в семье поколений в вопросах воспитания, выявить проблемы, основные тенденции, положительный опыт и взаимодействие общественного воспитания и семейного.
II. Противоречия и проблемы взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка.
Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству, снижение социальной установки на воспитание, образование детей. Противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Все это усиливает эмоциональную напряженность в семье, отрицательно влияет на развитие детей.
Кризисная ситуация конца XX века способствовала разрушению достигнутого уровня дошкольного образования (сокращение сети, низкий охват детей дошкольным образованием, объявление детского сада необязательной ступенью образования).
С другой стороны государство провозгласило возрождение, становление гражданского общества, в котором жить, трудиться, любить, воспитывать своих детей предстоит сегодняшним малышам. И от того, какими они будут, как образованы, а, главное, как воспитаны (недаром говорят: “образование без воспитания - меч в руках сумасшедшего”) будет зависеть какое возрождаем общество, счастливо ли, интересно ли в нем станет жить. Таким образом, формируется взгляд на возрастающую роль воспитания в условиях становления ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, на совершенствование социальной, культурной жизни общества, уровня нравственного воспитания в обществе, социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь семье.
Кажется, истина очевидна! В воспитании сегодняшнего малыша, будущего гражданина, заинтересованы и родители, и детский сад. Родители стремятся вырастить, хорошо воспитать малыша, воспитатели стремятся сделать то же самое и помочь в этом родителям. Задача детского сада “ повернуться” лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, особенно ребенка, отягощенного патологией в развитии. Именно взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, в котором первостепенное значение приобретает не вопрос о том, кто за что в ответе, кто “ведет”, а кто “ведомый”, кто кому должен и должен ли; стоит задача выстраивания таких отношений между детским садом и родителями, которые позволили бы добиться максимальной пользы для психического, физического и нравственного благополучия ребенка.
III. ПРОБЛЕМЫ
- Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. “Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием”, - это мнение можно услышать и сегодня.
- Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а “отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен”.[3]
- Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены, как образовывают, воспитывают в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, авторские школы, при этом детский сад дети посещают от случая к случаю, без особого желания и детей, и родителей.
- Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Эти родители – сторонние наблюдатели.
- Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя таким образом “социальный заказ”. Но и здесь возникает проблема: такой “социальный заказ” ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не “социальный заказ”. Помочь сформулировать действительный соцзаказ может воспитатель, сообразуясь, безусловно, мнением родителей, их запросами, возможностями ребенка, ДОУ, семьи.
- Родители и педагоги часто не чувствуют себя единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.
- В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей уже при их поступлении в школу, устраивая экзамены, проводя тестирование, собеседование, родители стали требовать от воспитателей подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: “Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе”. При этом родителей совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордиться и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними.
- Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в повышенном эмоциональном состоянии, что провоцирует развитие неврозов у детей.
- Сегодня у родителей появилась возможность (и это веяние преобразований, основанных на принципах гуманизма, демократизации общества) нанять гувернантку, определить ребенка в частный или государственный детский сад, в элитную школу - вариантов много. Детский сад оказался в состоянии конкуренции с другими формами воспитательных услуг.
Таким образом, необходимо выстроить диалог ДОУ и семьи, диалог на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и ДОУ по созданию единого пространства развития каждого ребенка.
IV. Цели и задачи, основные направления взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка, в условиях обновленного общества.
Основной целью взаимодействия является создание единого пространства СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
ЗАДАЧИ:
- Выработать систему взаимодействия семьи и ДОУ. Вариант предложен в Модели (см. Приложение №1)
- Разработать механизм, позволяющий выстраивать отношения с родителями воспитанников.
- Определить критерии результативности этих отношений.
V. Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка.
- Принцип преемственности, согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов заключается в том “….. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.[4] Состояние взаимопонимания семьи и детского сада - этого единого пространства, этой объективной реальности, состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон; “выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку; распределения обязанностей и ответственности”. [5]
- Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Принцип взаимоотношений семьи и ДОУ на основе гуманности, толерантности, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
- Принцип открытости. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.
- Принцип индивидуального подхода к каждой семье. Разные семьи были и всегда будут. Эта разность зависит от многих факторов; от родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого (см. Приложение №2)
- Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ. Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологи-ческими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в ткань воспитательного процесса ИММАНЕНТНЫЕ [6] человеческой жизни модусы - общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь и т.п., т.е. все то, что сохраняет саму жизнь.[7]
- Принцип обратной связи. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Воспитатели хотят знать: как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.
Этапы и способы реализации концептуальных положений.
1 ЭТАП: АДАПТАЦИОННЫЙ: “ПРЕДЛАГАЮ ПОЗНАКОМИТЬСЯ”.
Задача этого этапа: сформировать такие стереотипы поведения ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни, т.е. в условия детского сада. Первый этап включает в себя подэтапы, которые позволяют осторожно, постепенно вводить ребенка в новые условия.
- 1 подэтап - подготовительный, который осуществляется за 1-2 месяца до прихода ребенка в детский сад. Содержание подготовительного подэтапа представлено в виде консультаций для родителей с целью оказания помощи в приведении в соответствие распорядка дня малыша дома с режимом детского сада, уделения внимания рациону питания формированию навыков самостоятельности ребенка в самообслуживании.
- 2 подэтап включает в себя посещение на дому малыша. В непринужденной обстановке есть возможность познакомиться с ребенком, пригласить его в гости в детский сад.
- 3 подэтап: приход малыша в детский сад с мамой, при этом малыш находится в детском саду обязательно с родным для него человеком непродолжительное время.
- 4 подэтап завершение первого этапа. Ребенок посещает детский сад по 2 часа в день, родители следят за его самочувствием.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает, просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Воспитатель постоянно поддерживает личный контакт с родителями, обмениваются информацией, “привыкают” друг к другу.
2 ЭТАП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: “ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ и ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ”.
Задача этого этапа: объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателя на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье, тем более к семье, где растет ребенок с патологией в развитии.
В установлении контактов важно исследовать психологическую, педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают. Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование, именно в начале учебного года родителей, которые впервые привели малыша в детский сад, и родителей, малыш которых продолжает посещать детский сад (см. Приложение №3). На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия с детским садом; формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада:
- возможность удовлетворения потребностей семьи и ребенка в услугах детского сада;
- готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, коррекции недостатков уровня его развития;
- обеспечение благополучия ребенка в детском саду и семье;
- выбор образовательных программ, научно-методического обеспечения, а также формы, в которых возможно более активное включение родителей в образовательный процесс детского сада (см. Приложение №4).
Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальный вариант. На первый план содержательной части второго этапа взаимодействия выступает консультационная помощь семье, просветительская направленность. Консультационная помощь семье: “Мы Вам рекомендуем” включает различные формы взаимодействия с семьей:
- для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии предпочтительнее индивидуальные консультации;
- для родителей, озабоченных одной и той же проблемой воспитания малыша эффективнее подгрупповая консультация, которая наряду с советами специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям;
- положительно воспринимаются родителями практические семинары, позволяющие родителям научиться, решать самостоятельно проблемные ситуации, возникающие в общении с ребенком, научиться практическим умениям и навыкам аппликации, конструирования, организации игр, интересных сюрпризов. А это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком.
В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами (лекции, конференции, “круглые столы”) положительно зарекомендовали себя родительские (или как их еще называют “семейные”) клубы.
Работа семейного клуба “Родительски дом - начало начал” строит общение участников клуба на принципах добровольности, демократичности; личной заинтересованности (в отличие от устаревших форм типа родительских собраний, где общение основано по схеме назидательно-поучительной). Выбор тематики заседаний подтверждает эту позицию: “Семья - убежище души”, “У свечи” (из опыта семейного воспитания); “Встреча с выпускниками детского сада прошлых лет и их родителями”, “Семейные традиции из поколения в поколение” и др. На заседании клуба поднимаются вопросы, волнующие родителей, в частности гендерного воспитания детей (см. Приложение №8, Приложение 9).
Семейные клубы - структура динамичная, они могут сливаться в один или дробиться. Все зависит от тематики, замысла устроителей. Все направлено на максимальную результативность встречи для всех участников. Родители постепенно начинают понимать меру своей ответственности, когда видят результаты своих нелегких усилий. Работа клубов способствует установлению в детском саду домашней атмосферы, отношений искренних и доброжелательных.
3 ЭТАП “Детский сад и семья – единое пространство детства”.
Этот этап заключительный, он определяет, сложилось ли родительско-педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребенка. Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они “введены” внутрь этого процесса. Кружки, занятия в которых ведет бабушка внука - воспитанника детского сада (художественное творчество), папа сына - воспитанника детского сада (учит мастерить для кукол мебель) и др. Таким образом, работу по развитию мелкой моторики рук ведет специалист детского сада, помогают, продолжают - родители. Создание в детском саду “Музея одной картины”, дает возможность выставлять семейные рисунки и любоваться ими.
По маршрутам, предложенным воспитателями, родители с детьми совершают пешие, автобусные экскурсии по городу, фотографируют полюбившиеся места, рисуют свои впечатления. В детском саду организуются фотовыставки, аукционы детского творчества. Зарекомендовала себя положительным образом такая форма общения с семьей, которая действует на всех трех этапах, это “Телефон доверия” “Родительская почта”. Для всех членов семьи предоставляется возможность высказать замечания, предложения, поделиться радостью или сомнением, обратиться за помощью к конкретному специалисту.
В развитии детско-родительских отношений играет роль и совместное участие детей и взрослых в фольклорном ансамбле, в создании мини-музея в групповой комнате, экспозициями которого являются семейные коллекции; объявляемый трудовой десант, в котором принимают участие и дети, и взрослые. После совместного труда показывают веселый концерт, где вместе поют частушки своего сочинения, танцуют, играют.
Совместные спортивные праздники детей и взрослых вызывают азарт, соперничество, радость победы, горечь поражений; пережитые совместно с детьми вызывают у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать, защитить.
Именно чувство общности порождает новые формы общения взрослых и детей: по предложению родителей родилась “Именинная гостиная”, в которой день рождения ребенка приходит отмечать вся семья (см. Приложение №5 ).
Дети в физиологических детских садах находятся 3-4 года, поэтому период каждого этапа растянут во времени. В детских садах компенсирующего вида временные рамки сжаты, поэтому так важно продумать формы взаимодействия семьи и детского сада. Самой первой эффективной формой вовлечения родителей, дети которых впервые пришли в детский сад, это встреча - конференция с использованием метода эмпатии (см. Приложение №6).
Поле деятельности, на котором взаимодействует семья и детский сад постоянно увеличивается за счет вовлечения в это поле окружения, как-то музеев, выставочных залов, театра, детской библиотеки, и др. Подобное взаимодействие стало традиционным. Оттенок новизны имели новые отношения в системе семья- детский сад- театр (см. Приложение №7 )
VI. Управление.
Упорядоченность всех компонентов взаимодействия семьи и детского сада, ее целостность обеспечивает устойчивое структурирование процесса.
Главным органом управления взаимодействия семьи и детского сада является общее собрание родителей и воспитателей детского сада, регламент которого определен в Положении о собрании. Все участники собрания имеют решающий голос, проводится оно не реже 2-х раз в год. В перерыве действует актив родителей и воспитателей, который решает все вопросы от имени родительской общественности, воспитателей и называется “Объединение родителей, дети которых посещают группу детского сада “СОЛНЫШКО” и воспитателей”. Выше названные структуры действуют постоянно (см. Приложение №10).
На практике часто имеет место возникновение временных структур, которые по мере выполнения своих функций самораспускаются. Пример: создан совет старейшин (бабушки, дедушки, прабабушки), которые занимаются подготовкой и проведением заседания семейного клуба на тему “Семья и семейные традиции”, “Союз мастеровых людей” (папы, дедушки) по подготовке спортивной площадки на участке детского сада и др.
Перспективу развития взаимоотношений ДОУ и семьи мы выстраиваем в соответствии с направлением коррекционно-воспитательной работы важным направлением которой является психолого-педагогическая помощь специалистов в формировании у родителей навыков сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием является установление полного взаимопонимания между всеми взрослыми, призванными воспитывать ребенка. На основании данных комплексного диагностического обследования ребенку предъявляются единые требования в семье и ДОУ. На это положение мы, педагоги ДОУ компенсирующего вида, обращаем особое внимание, т.к. при анализе социальных условий развития ребенка уровень требований родителей, уровень их ожидания, с одной стороны, и уровень возможностей, которыми располагает ребенок – с другой, не всегда совпадают.
Особое внимание в технологии организации контакта педагогов с родителями воспитанников мы предлагаем строить на основе широкого вовлечения родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность: разработки критерия оценки эффективности работы детского сада с семьей для воспитателя, логопеда, психолога, старшего воспитателя. Продолжать организовывать коррекционную работу с семьей в соответствии с типом семьи, семейным укладом, традициями.
Список используемой литературы
- [1] [2] Е.А. Гребенщикова История дошкольной педагогики в России,
- Хрестоматия А.С.Симонович. “Кто может быть воспитателем”, М, Просвещение, 1976г.
- [3] [5] Л.Ю.Орлова. Ст. Семья и детский сад. Газета Детский сад. Управление №6/2003г.
- [4] В.А.Сухомлинский “О воспитании”. М., 1973г.
- [6] [7] Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. Педагогу о современных подходах и концепциях в воспитании. М., 2002г.